dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Просочилось...

Алексей Битов (poziloy)

Насколько знаю, на сайте «Антикритика» сегодня должно появиться очередное обновление, но к моменту, так сказать, подписания поста в печать его ещё нет. В общем, об «Антикритике» – завтра (наверное), а свободное место в ЖЖ можно использовать для того, чтобы вернуться к недавнему докладу А.Калягина на сочинском форуме «Театр: время перемен» (http://stdrf.ru/news/979/). Кто бы ни сказал «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!», в списках участников форума-2016 он не значился. С другой стороны, времена застоя тоже не могут длиться вечно; конечно, лучше бы обойтись без резких поворотов, но мы так не умеем, тянем до последнего, а потом жалуемся, что на крутом вираже кого-то начинает, извините, выворачивать (не говоря о том, что центрифуга выбрасывает наверх всякую некондицию).
Перенесёмся всё-таки из прошлого в наши дни, а из Китая (и некоторых других мест) – в Сочи. Не видел, но предполагаю: некоторые аборигены соцсетей не упустили возможности лягнуть Калягина за неоднократные экивоки в сторону верхней власти. Честно сказать, есть такое дело, но характеризует это, пожалуй, не столько самого оратора, сколько те самые «времена», которые не выбирают.
Впрочем, одно упоминание о Путине меня, как пишут некоторые, «улыбнуло»: «И как всегда он [Путин] оказался прав. И я вынужден ответственно заявить: практически ничего не выполняется». Речь шла об «Основах государственной культурной политики», и тут, не боясь показаться нескромным, добавлю – ещё по ходу обсуждения этих самых «Основ» я прилюдно утверждал: только бы не пропустить в тексте какую-нибудь бяку, потому что её-то как раз выполнят и перевыполнят, а всё остальное – так, для отчёта, ни один чиновник не запомнит большого количества букв, которые ему по барабану. Получается, с таким знанием жизни меня можно назначить Президентом Земного шара... хотя нет, не пойдёт, М.Давыдова вчера пообещала эту должность В.Туровой, а без согласования с Давыдовой никого никуда назначать, как известно, нельзя, а то она начинает сильно ругаться!
Да, о новаторах. Понятно, именно эта часть выступления Калягина привлекла наибольшее внимание: «Парадоксальность сегодняшней ситуации состоит в том, что тот театр, те спектакли, которые вызывают наибольший резонанс, вызывают праведный гнев у одной части общества, а у другой – восторг, являются по сути детскими дразнилками. Товстоноговский спектакль «Мещане» был действительно взрывоопасным, социально взрывоопасным, а нынешние скандальные спектакли, которые порождают столько споров, обсуждений в СМИ и на телевидении, на самом деле – это всего лишь неумелые попытки инфантильных детей играть во взрослые игры. Ни одного попадания в болевые точки, ни одного серьезного диалога о больных вопросах со зрителем. И я думаю, что сегодня это главная проблема театра – мы перестали говорить со зрителями о том, что их по-настоящему волнует, мы им показываем картинки, которые всего лишь одних раздражают, а других – нет. И я боюсь, часто мы попросту не знаем, что сегодня волнует общество. Мы знаем, что хочет театральный менеджер, что может понравиться, так называемому, прогрессивному театральному критику, и что не понравится стороннику классического театра, мы можем даже вычислить, какой спектакль получит театральную премию, но мы не знаем, что ждет от нас зритель. Эта серьезная проблема!» С чем здесь лично я никак не могу согласиться? Прежде всего, напомню: спектакль – не прокламация, у него своё пространство, бесконечно далёкое от «социальных взрывов» и т.д. Так-то оно так, но иногда, посмотрев в зеркало, вдруг понимаешь, что неплохо бы привести в порядок и себя, и близлежащую часть Вселенной, а это понимание, пусть косвенно, может способствовать и социальному взрыву, и Бог его знает, чему ещё (другое дело, «аля-улю» и «долой!» в театре не работают). Большее несогласие вызывает утверждение, будто театру следует реагировать на то, что волнует «общество». Помилуйте, для этого есть (или, по крайней мере, должны быть) СМИ, а у искусства – несколько иной круг задач, его предмет – не то, что волнует «общество» (виртуальное понятие, однако), а то, что беспокоит конкретного, реального человека; в противном случае театр ограничился бы спектаклями-однодневками (общество, как маленький ребёнок, не умеет подолгу концентрироваться на чём-то одном, об этом писали и Фонвизин, и Кундера). Но те же «Мещане» шли, помнится, далеко не один сезон. Кроме всего прочего, «обществом» манипулировать куда проще, чем отдельно взятым человеком или хотя бы отдельно взятой семьёй, и не случайно наши петрики предпочитают вербовать тех, кто сбился в кучку (цепная реакция, так сказать).
Что касается вот этого отрывка – «нынешние скандальные спектакли, которые порождают столько споров, обсуждений в СМИ и на телевидении, на самом деле – это всего лишь неумелые попытки инфантильных детей играть во взрослые игры. Ни одного попадания в болевые точки, ни одного серьезного диалога о больных вопросах со зрителем» – я бы, наверное, добавил ключевое слово: «ни одного театрального попадания в болевые точки», а то ведь можно и лекцию со сцены прочитать, и слова, вызывающие реакцию, титрами пустить, но театр тут, понятно, не при делах.
Кстати, так называемое «современное (актуальное) искусство» (contemporary art) ни на какие «болевые точки» не ориентировано, цель «художника» (и его кураторов) сводится к привлечению внимания: скажите на милость, о каких «болевых точках» говорит писсуар с автографом? баночка с небезызвестной надписью? акула в формалине и т.д.? Вот и «современный театр» нацелен на то же самое – погромче прокукарекать, себя показать. Отсюда и борьба за позиции в СМИ и в соцсетях с навешиванием на уши мегатонн кураторской лапши. Всё верно, инфантилы неуклюже пытаются играть во взрослые игры, не ведая зачастую об основных правилах этих игр. Резвятся, короче.
Калягин прав: «И свиные головы на пороге у театров, и лжепатриоты с лозунгами, и агрессивные либералы от искусства – все это стало возможным из-за отсутствия четкого понимания, какой реальной идее служит театр. А это понимание может возникнуть только внутри театра. И только сам театр может определить границы дозволенного. Что хорошо, а что плохо – я уверен, должно решать театральное сообщество...» Увы, где оно, это сообщество, с лёгкостью необычайной позволяющее собой манипулировать – сегодня туда, завтра сюда? Есть отдельные люди, а сообщества, увы, нет. Казалось бы, так и должно быть: в искусство боевой свиньёй не входят, но ведь вторгаются, и в одиночку с этим не поборешься, факт. Да, одиночки и маленькие группы постепенно формируют вокруг себя ту самую среду, но как быть, если распалась связь времён? убрали дурацкий идеологический колпак, и тепличную среду развеяло сквозняками... среда, можно сказать, закончилась, и наступил четверг, рыбный день (любители забивать козла знают, что «рыба» – конец игры, вариантов больше нет). Но проходит ночь, наступает пятница, а там и до воскресенья рукой подать. Вот как-то так.
Во всяком случае, призывать на помощь государство, как предлагает Калягин («должно решать театральное сообщество, но это вовсе не означает, что театр должен перестать быть делом государства, его заботой»), я бы не рискнул. От чрезмерного полива и «перекорма» растение начинает гнить. Кроме канонического «бесплатный сыр бывает только в мышеловках» (кстати, о Гамлете), не надо бы забывать, что государство – понятие, столь же виртуальное, сколь и «сообщество», а в реале под коллективным псевдонимом «государство» выступают чиновники.
Короче, как хотите, справляться надо самим. И процесс этот, что поделать, не может быть ни быстрым, ни лёгким, ни безболезненным.
Но альтернатива, как говорится, ещё хуже.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments