dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Плоды просвещения

Алексей Битов (poziloy)

Суровые будни заканчиваются, впереди – всяческие праздники, и не хочется ни самому грузиться, ни других грузить. Короче, решили мы с хозяином журнала сделать себе небольшой подарок – разумеется, из «Антикритики». Две статьи из восьми – откровенно фельетонные; одну из них, посвящённую вечно-красной госпоже Z («Голая пионерка: на лабутенах-нах...»), перепечатывают вовсю, а вот вторая перепечаток почему-то не удостоилась (во всяком случае, мы ничего такого не нашли). А жаль, потому что нам (обоим) эта статья очень нравится, и мы хотим не только порадовать себя подарком, но и восстановить историческую справедливость.
Заодно уж (от своего имени) воспользуюсь случаем, чтобы дать толкование одного не вполне ясного места; если я не прав, спрашивать следует только с меня.
Вот этот отрывок: «Ниф-ниф оказывается немолодой пышной фрау. Нуф-нуф – застенчивым педофилом-велосипедистом». Почему педофилом – понятно, но при чём тут велосипедисты? Полагаю, автор отсылает читателя к известному анекдоту, где предлагается бороться с евреями и велосипедистами, а на вопрос о велосипедистах следует меланхоличный ответ: «Я знал, что по евреям разногласий не будет». Могу, конечно, ошибаться, но в такой версии фраза становится более насыщенной философски. Кстати, если кто не в курсе, Лев Толстой любил велосипед (не подумайте плохого), а действие рассказа Конан-Дойля «Одинокая велосипедистка» требуется срочно перенести в Кампучию, чтобы вставить этот фрагмент в спектакль по мотивам рассказа Тургенева «Муму».
Всё, хватит отсебятины, переходим к долгожданному подарку.

http://www.antikritika.ru/
Владислав Чертков
Как написать рецензию на спектакль К. Богомолова


«Свой провокативный, всё и вся выворачивающий наизнанку спектакль…» Теперь у нас есть трафарет для написания рецензии на любую постановку Константина Богомолова! Создала его Нина Агишева. Кандидат филологических наук, театральный обозреватель. Статья Агишевой «Князь тьмы на сцене «Ленкома» (https://snob.ru/selected/entry/107239) вдохновлена спектаклем Богомолова «Князь» (опыт прочтения «Идиота» Достоевского)». Ознакомьтесь с этим прекрасным образцом для рецензии на любое детище Богомолова как из уже существующих, так и ещё не явленных широкой публике, и согласитесь: грех таким не воспользоваться.

Опыт прочтения текста Нины Агишевой
«Князь тьмы на сцене «Ленкома»

Свой провокативный, всё и вся выворачивающий наизнанку спектакль “Скотобаза” (опыт прочтения сказки “Три поросёнка”) Константин Богомолов начинает с обманчиво нежного, тихого и доверительного завывания на луну. В придуманном Ларисой Ломакиной почти пустом (несколько пеньков и ёлочка) лесу из дупла появляется серое животное в юбочке – это сам режиссёр, уже показавший себя и в «Гаргантюа», и в «Машине Мюллера» превосходным актёром. Его размеренные “ау-у-у-у”, настраивают на миролюбивый лад по отношению к театральному хулигану и ниспровергателю устоев. Но не тут-то было! На сцену из-под ёлочки выкатываются совершенно круглые поросята в костюмах свиноперсонажей компьютерной игры “Энгри бёрдс”. Всё! Про хрестоматийную сказку можно забыть.
Фантасмагория, морок, придуманные режиссёром, затягивают зрителя – конечно, того, кому интересно и кто согласен на такой эксперимент, – как в воронку (или дупло). Традиции (вместе со штампами) разлетаются в щепки, как от мощного волчьего “а-а-пфу!” Остаются пронзительные монологи поросят, обращённые прямо в зал: режиссёр отрицает не то, что заигрывание – контакт с аудиторией (он в этом спектакле даже заменил поклоны прыжками!), он сажает поросят на колючие пеньки и заставляет произносить длиннейшие куски текста из книги о вкусной и здоровой пище. Даже в диалогах актёры друг на друга не смотрят — всё равно невозможно ни до кого достучаться. Поросята исповедуются в космос, в пространство. Нервно отстукивают морзянку дрожащими копытцами. Почти мастурбируют.
Волк в результате получился идиот и эпилептик, но настолько живой и интересный, что манит и очаровывает. Финал сказки трагичен: из серого варят бульон. Так часто выходит: когда мечтаешь о чём-то слишком уж вкусном, немудрено самому угодить в котёл. В сущности, вся история нашей страны – это гиньоль на тему того, как прекрасные устремления к карбонату оборачиваются чёрствым хлебцем с ржавой водичкой.
Но дальше режиссёр начинает переосмыслять (глумиться, как покажется кому-то) совсем уж сакральное – это Винни-Пух и Пятачок. Да-да, те самые. Винни-Пух насилует и съедает своего розового друга, а затем вешается на хвостике ослика.
В спектакле поросята – это безжалостные, травмированные и незрелые существа со сложной судьбой. Ниф-ниф оказывается немолодой пышной фрау. Нуф-нуф- застенчивым педофилом-велосипедистом. Наф-наф – мечтательным каннибал-губернатором. Все безнадёжно инфантильны, и, прежде всего, Волк, не инфернальный “зубами-щёлк”, наводящий ужас на обитателей леса, а шепелявая, навсегда испуганная и недалёкая несчастная девочка, которую чуть не съедает Красная Шапочка.
И потому всех особенно жалко. Как всегда у Богомолова, классические сюжетные линии пронизывает масскульт – и голос Валентины Толкуновой вовсе не случайно призывает посмотреть, из чего сделаны наши “хрюши” и “степашки”. Режиссёр – с жестокостью ребёнка, отрывающего голову у куклы – разламывает стереотипы и хочет докопаться до того, что же там спрятано внутри. Отсюда фарсовая сцена смерти Козы и семерых козлят из другой сказки и придуманные монологи доктора Айболита, виртуозно сыгранные артистом ВВ. Скотобаза – это вообще, по-моему, самая сильная сцена. Вот вроде стёб, абсурд, а потом крик: «А! О! Уы!» – и рыжая Патрикеевна, она же сотрудник детской комнаты милиции, в беспамятстве жонглирует светящимися колбасами под “Либертанго” Пьяццоллы, а в углу сцены из трубы идёт дым. Oh, Yeah!
Или внезапные титры: «Но вот, поглядите, какая-то птица, всё ближе и ближе по воздуху мчится..” Чистая правда, в чём совсем недавно убедилась вся страна, как и то, что старик Айболит со своим орлом отдыхает по сравнению с ястребами Су-27 в небе Сирии… Но это так, поверхностная ассоциация. Режиссёра интересуют куда более глубокие и сущностные вещи. Что дальше? «Я был когда-то странной игрушкой безымянной»?
Именно. Артист АА – Чебурашка, кажется, уже почти достиг той степени отстранённости от всего сущего, которой от него добивался режиссер. Вроде простой парень из овощного – он долго, нестерпимо долго смотрит в зал, пока крокодил Гена выводит свое «Пусть бегут неуклюже», и одновременно – самый сложный, загадочный персонаж из всех: сплошные уши ведь, и когда изнемогает от влечения к Шапокляк, приме кафешантана, и когда произносит в финале монолог приговорённого к казни. Вообще бесстрашие артистов труппы, очертя голову бросающихся в новые условия существования на сцене, восхищает. Им ведь предложено не просто забыть всё, что было, но играть в театре, который отрицает и даже разрушает пресловутый “дом дружбы”, который они так долго и с успехом строили. И видно, что им страшно, но отчаянно весело.
Шапокляк говорила, что «хорошими делами прославиться нельзя». Мы свято верили в умножение добра, а сегодня говорим о крахе гуманизма во вселенском масштабе. Что остается? Переосмысление, смех, сарказм, таблетки. Создание новой – действительно новой – театральной реальности, которую критикам ещё разгадывать и разгадывать, описывать и описывать!

Ещё чуть-чуть отсебятины. К сожалению, со сравнительно оптимистическим финалом пародии В.Черткова согласиться трудно. Эх, если бы «любители новизны» только описывали...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments