dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Не плачьте, сердце раня, смахните слезы с глаз...

Алексей Битов (poziloy)

Некоторое время назад грозился я разразиться постом о нынешней театральной критике, да не сложилось. И повод забылся уже – благо, сейчас появился новый. Даже два, но с одним (главным) лучше ещё пару дней повременить. А второй – дежурная порция «театрально-критических» откровений и сопутствующих (не менее глубокомысленных) рассуждений.
Кто-то полагает, будто наша критика расколота на два лагеря. Это не совсем так; точнее сказать, партийному хору противостоит разнобой беспартийных голосов. Среди беспартийных наверняка есть и такие, кто по уровню вполне сопоставим с членами партии, но они, сколько знаю, не имеют доступа к центровым СМИ и не особо распиарены в соцсетях; тем более, беспартийным «младокритикам» перекрыли кислород, мягко сказать, не вчера, никто из них никогда не сидел на трубе. На виду остались критики старшего поколения, имеющие определённую школу (большинство из них наших «новаторов» не переносит на дух); в среднем поколении доля «любителей новизны» значительно выше, зато образовательный уровень – как деньги: у кого-то есть, а у кого-то нет (но бывает, как в песне: Вот она была и нету). Наконец, «младокритики»: тут борцов за всё новое – навалом, остальных не слышно. А что у них по части профессионального образования?
Давно не повторял, посему пора напомнить. Я – не театральный критик, причём по самой простой причине: не владею методологией. Но на фоне нынешнего, условно говоря, молодняка – и я критик, и шишка фрукт. Нынче в театральной критике как в пении: сначала певцы попадали в ноты, потом попадали не всегда, потом попадали изредка... наконец, пришло поколение, вообще не знающее, что такое ноты и на кой ляд они нужны (типа, душа по нотам не поёт!) Аналогия, к сожалению, полная.
И вот уже журнал, претендующий на некую солидность, публикует «рецензию» на очередной новаторский театральный (!) шедевр, и очередной младокритик по ходу пишет: «запоминается не целое, а в первую очередь крупные планы». Нет, ребята, я столько не выпью.
Старшие коллеги, понятно, стараются не отставать и омолаживаются, как могут: «это трагическое, жуткое, инфернальное, очень глубокое размышление... оно о смерти, совершенно экзистенциальное и онтологическое, я бы сказала, на метафизическом уровне человек рассматривает проблемы... это все рассказано очень сложным, специальным языком, это сыграно так, как не принято играть на российской сцене, и сам необычный, неконвенциональный театральный язык есть главный предмет гонения». По слухам, недавно один «режиссёр-новатор» выбирал очерёдность сцен в своём шедевре с помощью генератора случайных чисел; похоже, эти пламенные тирады составлялась точно так же: генератор наугад выбирал слова из методички по «новому искусству».
Ещё одна критикесса среднего поколения, к примеру, возмутилась невежеством своей, типа, коллеги: та не читала «Фронотовичку» Батуриной – о чём с ней, с отсталой, можно после этого разговаривать? Действительно, о чём? Не о театре же... тем более, отсталая, страшно вымолвить, и биографию Пулинович знает не назубок, так что стоило бы подвергнуть её дополнительному перекрёстному допросу.
И всё это теперь называется – театральная критика. А надпись на какой-нибудь школьной стенке «Я охуеваю от таблицы умножения» отныне приравнивается к статье о высшей математике, написанной на «неконвенциональном» языке.
Беспартийных критиков, что греха таить, тоже порой заносит не в ту степь, но до сотни-другой лайков их «заносы» почему-то при этом не дотягивают, нет такой партии, и слава Богу. Тем не менее, беспартийность – отнюдь не синоним беспристрастности; к тому же за свой счёт по театрам не находишься; кто-то приходит «по заданию редакции» и за её счёт, но таких немного, да и редакции бывают разные. А если человек пришёл на спектакль по приглашению, писать что-то злобное ему не с руки, это понятно. Бывают, наверное, исключения – например, критика пригласил автор пьесы, которому не нравится постановка, но не думаю, что это такой уж частый случай; по крайней мере, лично я с подобным не сталкивался никогда. Впрочем, повторю, я – не театральный критик. Кстати, заодно отвечу на вопрос, кто я, это легко: «ограниченный тугодум, мыслящий стандартно и схематично, но очень упорный и цепкий». Это определение позаимствовано из детектива, в котором, если приглядеться, концы с концами не сходятся – прямо как у наших «новаторов».
Что ж, вернёмся к критике, и не простой, а партийной. Ещё одна прелестная штука – двойные стандарты, как о них не вспомнить! Вот нам опять напомнили, что нельзя осуждать спектакль, не посмотрев его. В то же время восхищаться шедевром, которого не видел, оказывается, ни разу не возбраняется. Верить на слово хулителю – конечно же, нельзя. А хвалителю? Разумеется, можно. Писать что-нибудь типа «какая мерзость!» под пересказом некоторых сюжетных вывертов – западло. Восхищаться гусиными лапками со слов дядьки или тётки – нормально. Судить по видеоролику, если речь идёт о «новаторе» – непрофессионально (хотя на самом деле иногда и двухминутной записи более, чем достаточно, чтобы оценить, допустим, неумение выстроить мизансцену). Судить фрагменту из новостной программы – наоборот, очень даже профессионально (К.Богомолову этого когда-то хватило, чтобы осудить постановку В.Беляковича). Напиши кто-нибудь про того же Богомолова, что он недостаточно почтительно отзывался о Путине, этого кого-нибудь немедленно ославили бы как доносчика, но если тот же Богомолов называет своего критика А.Минкина человеком, «который славится своими отвратительными письмами президенту» (http://ren.tv/novosti/2016-04-19/rezhisser-bogomolov-otvetil-na-obvineniya-v-postanovke-ody-pedofilov-merzost) – это никакой не донос, а всего лишь дополнительный штрих, свидетельствующий о низком «облико морале» г.Минкина. И так далее.
Короче, давайте чётко разделим два момента: театральная критика переживает сейчас не лучшие времена потому, что уровень образования падает, а значит, и уровень владения методологией устремляется под плинтус. Но к этому добавляется партийная монополия РАПП № 2 – и полные неумехи комсомольскими ячейками зачисляются в ведущие критики. Так что арифметика наша не ограничивается той самой надписью на школьной стене, рядом должно воссиять, (как «мене, текел, фарес») простенькое уравнение: тотальная недообразованность + монополия РАПП = то, что мы имеем под видом «театральной критики». За редкими исключениями, которые, как им и положено, подтверждают правило, ибо всё познаётся в сравнении. Но если будет продолжаться в том же духе, скоро и сравнивать станет не с чем. И тогда патология окончательно станет нормой...

Что касается главного повода для написания сегодняшнего поста... Подождите, не всё сразу...
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments