dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Воронья слободка

Алексей Битов (poziloy)

В понедельник побывал в МХТ на спектакле Александринки «Ворон» по фьябе К.Гоцци. Напомню, что режиссёр Н.Рощин ещё недавно работал в Москве, но прогрессоры из Департамента культуры и отдыха фактически уничтожили его театр «А.Р.Т.О.», и теперь Рощин ставит в Питере. В одной из сцен спектакля главному герою, Принцу Дженнаро, «оттяпывают ногу» (цитата из рецензии Д.Циликина, http://www.dp.ru/a/2015/09/24/Fabrika_grez/) ; деятелям столичного Депкульта тоже неплохо было бы что-нибудь оттяпать, но в реальности всё куда мрачнее, чем в самой страшной сказке, и счастливый финал не гарантирован.
О самом «Вороне» распространяться не стану, сошлюсь на рецензию Циликина, с которой согласен практически во всём. А если что-то добавлять – добавил бы, пожалуй, несколько слов о машинерии, в этом спектакле она просто шикарная, это ясно с самого начала, по крайней мере – с появления страшного морского чудовища, намеренного проглотить всё и вся, но не на тех напавшего. Всё это очень подходит для ироничного фэнтези, в которое обратилась трагикомедия Гоцци – подобно тому, как Дженнаро обратился в мраморный куб. Честно говоря, хотелось бы добавить толику саспенса (как-никак, перед Принцем – дилемма не из лёгких: содействовать гибели брата либо самому обратиться в камень). Не знаю, вписался бы этот оттенок в рощинский «колер» или нет, но мне лично не хватило, скорее всего, каких-то сбоев, пауз в те моменты, когда герой оказывается на распутье, в «точке выбора».
Была и ещё фантазия, совсем бредовая; как я её ни отгонял, она возвращалась... А действительно, если бы в таком ключе поставить греческую трагедию? Ну, «Антигону», не знаю... или «Федру», очень у Виктюка (например) всё серьёзно, слишком серьёзно, я бы сказал... в общем, не знаю, бредовая идея, я же сказал, да и к «Ворону» она не имеет прямого отношения. Впрочем, как и следующая тема, последняя на сегодня.
Театр без публики – можно сказать, всё равно, что пушка без снарядов: грохот, может быть, и будет, а вот проку решительно никакого. Спектакль начинается с обращения к зрителям «наследницы Гоцци», восседающей в ложе; на самом деле, это самозванка, её по ходу изобличат, но подвох ощутим сразу, да и в программке подсказка есть. Короче, не успела «наследница» долететь до середины своей «приветственной речи», как один из зрителей подал голос: «Не надо обманывать!» В скобках: в театре не обманывают, вменяемый зритель без дополнительных разъяснений понимает правила игры, а обман начинается лишь тогда, когда доверчивому клиенту втюхивают: на сцене сегодня всё взаправду. К рощинскому «Ворону» это, понятно, не относится, а посему вопль «Не надо обманывать» был уместен, как верблюд среди пингвинов, и я, признаться, счёл, что так не бывает, это – подсадка, а никакая не публика. Но публика тоже, знаете ли, бывает разная – и даже такая, что непонятно, откуда эти ребята сбежали, из «Гоголь-Центра» или с утренника в детском саду. Для сравнения: рядом дальше, чем я, сидел мальчик лет 10; зачем его притащили на «Ворона», не ведаю, и вёл он себя сообразно возрасту: бурно реагировал, когда понимал, а когда совсем не въезжал, обращался за разъяснениями к сопровождающей даме, но это было не так часто. А с другой стороны от меня (к счастью, не вплотную) расположились два отрока отнюдь не школьного возраста, и вот их реакция... м-да... Отроки реагировали с очаровательной непосредственностью и столь адекватно, что 10-летний мальчик, надо полагать, вспомнил ясельную молодость. Особый восторг у отроков вызвала расправа над самозванкой: после того, как злой маг Норандо повелел утащить её за кулисы, все подробности «казни» мы могли увидеть на экране (насчёт «Тарантино обзавидуется» Циликин тоже прав). Жаль, ни одной голой жопы на сцене так и не продемонстрировали, а то радости набежало бы – полные штаны. Отроки во Вселенной в этот вечер были не одиноки: в унисон с ними реагировали ещё несколько тинейджеров в разных концах зала (справедливости ради, если бы их радости разделяла зрительница Е.Ковальская, я бы её по тембру, скорее всего, опознал, но чего не было, того не было, врать не стану). Что любопытно, подобной публики я не видел ни в Вахтанговском, ни в РАМТе, ни в СТИ (о Погребничко не говорю даже), а вот дорожка в МХТ у детишек, как выяснилось, протоптана. Сложные люди, сразу видно, Норандо на них нет... а ведь мешают, однако, своей детской непосредственностью. Разумеется, не призываю обращать их в мрамор, травить газом или пулять по ним из противоракетной аркебузы, но что-то с этими детками делать надо (прав Хармс – ой, как прав), а фьябы им пока явно не по возрасту.
Может, призвать на помощь машинерию? Благо, в «Вороне» она роскошна, без дураков.

P.S. И маленькая забавная деталька. В спектакле А.Коручекова «Бедность – не порок» на сцене – Панталон Карл и Панталон Густав. У Рощина – Панталона. Да уж, в чём–в чём, а в Панталонах мы любую Италию перещеголяем!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments