dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Снова-здорово

Алексей Битов (poziloy)

Не знаю, может быть, ошибаюсь, выдаю желаемое за действительное, но театр наш, похоже, начинает потихоньку оживать; время моды на «режиссёрские» перформансы подходит к концу. Конечно, «остаточные явления» напоминать о перенесённой болезни ещё будут, как же иначе, но это – заморозки в апреле: что ни говори, а самые трескучие морозы остались позади. Хотя нет, сравнение тут неточное: смена времён года – вещь естественная, в отличие от перенесённой (надеюсь, перенесённой) театром болезни; организм здоровый, выкарабкается, чем-то и обогатится в итоге (даже наши «новаторы», надо полагать, обогатят местный фольклор – станут персонажами баек, а заодно и страшилок, чтобы пугать подрастающее поколение).
А что с драматургией? Ну, во всяком случае, время торжества журналистики с её опорой на «факт» (жареный), похоже, уходит в прошлое. В конце концов, в драматургии главное – «кто», а не «что», персонаж, а не сюжет; это настолько очевидно, что и говорить не о чем. Понятно, если нет энергетики, не будет и персонажа, а если «конструкция» не лезет на сцену – говорить о пьесе смешно. Столь же естественно, что автору, в должной мере не владеющему языком, в драматургии делать нечего: произносить монологи и ворочать камни – ни разу не одно и то же. Короче, среди 5 основных компонентов пьесы сюжет занимает твёрдое последнее место по значимости. Между прочим, тут уместно сослаться на Шекспира: у него есть пьесы с затейливыми сюжетами, но в число наиболее популярных пьес главного драматурга всех времён и народов входят, по крайней мере, две с донельзя банальными сюжетами («Ромео и Джульетта» и «Отелло»). Да, на всякий случай: насчёт «всех времён и народов» – цитата из М.Давыдовой тех недалёких времён, когда нынешняя прогрессорша ещё не была уверена, что обмазывание кого-то дерьмом – норма жизни.
Вернёмся, однако, к попыткам современной драматургии. Читаю очередную порцию конкурсных текстов – и практически не нахожу следов «новой драмы», и это, скорее, естественно, чем хорошо. Собственно, никогда не сомневался, что данное «явление» – мёртворождённое; какое-то время поддерживать видимость жизни, конечно, можно, но... тут всё понятно, лучше в такие темы не углубляться. Что естественно, то, как известно, не безобразно, но, повторюсь, не обязательно – хорошо. Вот и в нашем случае – на смену сюжетам «криминальной хроники» пришли, похоже, ожившие коллизии драматургии социалистического реализма (борьба хорошего с лучшим либо обличение злодеев). Много попыток написать «комедию», но по тому же канону; такое впечатление, что авторы на условное «перо» предварительно, извините, надевают презерватив; возникновение новой жизни тут возможно только в случае производственного брака, но современная резина выдерживает, это вам не социалистические времена. А это, интересно, какие времена? «Я свет истины, Фрол, в царстве невежества и темноты, я тот удивительный шар истины, который освещает людям путь среди дремучего леса», «Прислушайтесь к этим словам, уловите своими ушами, залепленными сладкой ватой страсти и похоти, все значение этих слов: Никогда! Никогда! Никогда!»? Или: «Ты – властная, самолюбивая натура. А моя концепция идеала женщины совершенно иная», «он меня пугает... Отсутствием четких реалий жизни», «Кому, как не нам, представителям интеллигенции, если мы считаем себя таковыми, строить новый город, новую жизнь не только в нем, но во всей России, во всем прекрасном, но неухоженном мире», «мы с Дмитрием оказались не дотягиваем до стандарта внутренних качеств Михаила», «В нас кипят низменные чувства и страсти, и лишь отдельные людские особи могут высоко взлететь в жертвенном порыве своего духа»? Вот куда это, а?
Ремарки. О, что за прелесть эти ремарки! Несколько примеров: «Одет в зеленые тона и оттенки», «Появляется жизнерадостная Дарина. Но обнаружив насупившихся Григория и Лилию, она сбавляет темп своей жизнерадостности», «Плачет, закрывая лицо руками... Плачет уже другими, светлыми, слезами»... А вот и массовая сцена: «Каждый занят чем-то своим: внешней характеристикой его внутреннего мира, илюстрацией его мыслей и характера». Сюда же – примечание к тексту: «Дьяволы означают дьяволов понарошку»...
И о сценичности. «ОТЕЦ ИОРДАН: Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй! (И так далее в ускоренном темпе – 32 раза)». Стёб? Если бы! Но, к сожалению, не очень-то похоже. Ещё находка: «Сабит курит трубку и задумчиво смотрит на ночной город и на зрителей. Там и сям вспыхивают фейерверки, громыхают выстрелы пиротехники». Где «вспыхивают фейерверки»? В ночном городе, то есть – в зрительном зале? Благо, если пиротехника не китайская...
А вот и автор поопытнее, всё у него до поры – до времени относительно связно. Пока не наступает кульминация: «Подставляет под крюк табуретку, закрепляет полоску ткани с петлей. Вешается». Тут уж поневоле приходится согласиться с Иваном Васильевичем: «Пусть кончит и пусть заколется кинжалом!» Что? «Кинжалы  уже не применялись...
– Нет, применялись, – возразил Иван Васильевич, – мне рассказывал этот... как  его ... забыл... что применялись... ну да, вот он закололся там вдали
». Устарел, говорите, этот Иван Васильевич? Как сказать...
Вот такие дела.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments