dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Год назад: 2015, 1–15 апреля

dik_dikij и poziloy

Время вспомнить тех, кто ушёл год назад; повторяем старый «мемориальный» пост. С небольшим дополнением, с которого и начнём.

1 апреля 2015 года умерла Мисао Окава. Говорить о возрасте женщины обычно не полагается, но тут – случай особый: госпоже Окава было 117 полных лет, больше 20 месяцев она оставалась старейшей жительницей нашей планеты. Окава родилась в XIX веке, умерла в XXI; у неё была своя формула долголетия: надо регулярно и сытно есть, спать не меньше 8 часов в день (не возбраняется ещё и прикорнуть днём), а главное – «нужно научиться расслабляться». В самом деле: любителей плотно поесть хватает, из анабиоза отдельные индивидуумы за всю жизнь не выходят ни разу, а вот правильно расслабляться удаётся отнюдь не каждому...

2 апреля 2015 года умер португальский кинорежиссёр Мануэл Кандиду Пинту де Оливейра. Два года назад он сказал о своих коллегах: «У них, как и у меня, было всего лишь одно желание: все мы хотели умереть действующими режиссерами». Свой первый фильм (документальную короткометражку «Работы на реке Дору») он снял в 1931 году; тогда ему ещё не исполнилось 23. А в игровое кино де Оливейра пришёл в 1942-м, почти подгадав премьеру к своему 34-летию. Потом было ещё много лет и много разных картин; последняя из них («Фонтан добродетелей», снова короткий метр, круг замкнулся) вышла в 2014-м – за три месяца до того, как режиссёру исполнилось 106. На втором веку он снимал уже в основном короткометражки, но и с полным метром расстался только в 103 («Жебу и тень»). И снимал он отнюдь не для книги Гиннесса – уже за 80 (а потом и за 90) он по 5 раз номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и на «Золотого льва» в Венеции.
Мечта де Оливейры сбылась: он умер действующим режиссёром.
«Он никогда не спешил; его фильмы могли быть какими угодно, только не суетливыми» (В.Рутковский, http://snob.ru/selected/entry/90520).

3 апреля 2015 года умер Владимир Сарабьянов. Художник-реставратор – это не профессия, а нечто большее: «Я ни в один музей не могу прийти спокойно, потому что вижу не живопись, а ее реставрацию. Это профессиональный дефект. Все говорят: «Посмотрите, какой Тициан!» А я думаю: «Чего у этого Тициана такие отвратительные тонировки? Кто их делал? Руки бы вырвать»» (http://gazeta-slovo.ru/obshestvo/2615-umer-vladimir-sarabyanov).
Но тут жаловаться было некому, профессию себе человек выбирает сам, винить некого. Тревожило Сарабьянова другое: «Наше государство не может найти смешные деньги на сохранение памятника, где фрески Андрея Рублева? Зато сколько про Андрея Рублева говорили, юбилей…
Вы спрашиваете про государственную политику. Нет никакой государственной политики!
А есть одни слова сейчас
» (там же).

7 апреля 2015 года умер писатель Дмитрий Бакин (Дмитрий Бочаров), один из немногих литературных затворников нашего времени. Иногда это тоже может быть частью пиар-образа, но «казус Бакина», похоже, не имел никакого отношения к маркетингу – никаких «вистов» на этом он не набирал. Биографии его в Сети есть, но они явно противоречат одна другой; так, местом рождения писателя называют то Арканзас, то Арзамас – в смысле, то Донецк, то Томск; встречаются и другие варианты. И о смерти Бакина стало известно где-то дней через 10.
«Есть два автора, которые неизбежно приходят на ум при чтении рассказов Дмитрия Бакина. Это Андрей Платонов и Альбер Камю. Говорят, его уже сравнивали и с тем, и с другим. Платоновская, чуткая к плотскому движению души, фраза; мир, осажденный абсурдом, как у великого французского экзистенциалиста... Понятно, что если одного автора можно сравнить сразу с двумя такими разными, такими непохожими друг на друга, то уже есть над чем задуматься» (Т.Касаткина, «В поисках другой половины», http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/8/knobos02.html).

7 апреля 2015 года умер Джеффри Бонд Льюис. На съёмочную площадку он пришёл в 1950-х и снялся за это время в 200 фильмах и сериалах. Вспомним некоторые роли: Капитан Шрёдер («Танго и Кэш»), Фрэнк Эйвери, телохранитель и опекун («Двойной удар»), Терри МакКин, единственный друг Джоба («Газонокосильщик»), «Шеф» Уэйн Старк («Человек без лица»). Да, боевики, детективы и даже триллеры, но зачем же делать вид, что мы, зрители, ими гнушаемся? Что касается сериалов – ограничимся теми, которые хорошо известны в России: «Крутой Уокер», «Секретные материалы», «Доктор Хаус»... И «Она написала убийство», где Льюис сыграл 4 роли (естественно, в разных сериях). К примеру, он – Роджер Йэтс в серии со сложным названием «Убить может и то, о чем не знаешь», http://my.mail.ru/mail/serg58ksn/video/57382/57648.html (смотрите с 9-й минуты).
Дж.Б.Льюис, 31.07.1935 – 07.04.2015


9 апреля 2015 года умер Александер Далгарно – английский физик и химик, «отец молекулярной астрофизики». Иными словами, молекулярная астрофизика осиротела...

9 апреля 2015 года умер Рогволд Суховерко. В «Современнике» он прослужил полвека, в последний раз вышел на сцену 4 апреля в роли князя Тугоуховского. В 1960-е Суховерко участвовал в самых знаменитых спектаклях своего театра – «Вечно живые», «Голый король», «Обыкновенная история», «На дне», «Вкус черешни», во всех частях своеобразного триптиха «Декабристы» – «Народовольцы» – «Большевики»... Потом были и Тригорин, и Фирс – роли никак не из последних.
Суховерко был ещё и аудиоактёром – играл в радиоспектаклях, читал стихи очень разных авторов (и Пушкина, и Галича, и Кобаяси). Он был «на слуху» в самом прямом смысле этого слова. Добавим ещё и озвучку – голосом Суховерко говорили Дж.Айронс («Подземелье драконов»), И.МакКеллен («Властелин колец»), П.О'Тул («Троя») и, конечно, персонажи известных мультков («Волшебник Изумрудного города», «Сказка о потерянном времени», «Муми-дол», «Кот в сапогах» Г.Бардина).
А вот сам актёр появлялся на экране не слишком часто и не в главных ролях («Гори, гори, моя звезда», «Красная палатка», «Достояние республики», «Здравствуйте, я ваша тётя»...) Но одну из небольших ролей Суховерко нельзя не назвать особо: в мини-сериале «Смерть Таирова» он сыграл Станиславского.
И всё-таки... «Современник», фрагмент спектакля «Дороже жемчуга и злата», Суховерко в роли Царя духов – http://grandhdcns.net/smotret-video/170712351--60958526/.
Р.В.Суховерко, 30.10.1941 – 09.04.2015


9 апреля 2015 года умерла Нина Элен Компанез; правильнее, конечно, Компанеец, но не во всех языках есть звук «ц». В родной France Компанез была известна как киносценарист, а потом и как режиссёр; нередко она работала в соавторстве, и последними её соавторами стали М.Пруст и Д.Дю Морье: Компанез писала сценарии для своих телефильмов по их романам «В поисках утраченного времени» и «Королевский генерал».

10 апреля 2015 года умерла Джудит Мэлина (или, может быть, Малина). Актриса экспериментального театра, ученица Э.Пискатора, нам она в этом качестве, понятно, не известна. Но есть кино, куда актриса, хотя не сразу, всё-таки пришла. Естественно, на возрастные роли – мамочки («Собачий полдень» С.Люмета и «Враги. История любви» П.Мазурски), тётушка (сериал «Клан Сопрано») и – вершина кинокарьеры – бабушка («Семейство Аддамс», однако).
А ещё она снималась у Б.Бертолуччи («Любовь и ярость», новелла «Агония») и у В.Аллена («Дни радио»). Можно назвать ещё хорошо известные нам сериалы «Полиция Майами. Отдел нравов» и «Скорая помощь», но можно и не называть, героини Мэлины растворяются в «общей массе» других персонажей. То ли дело бабушка Аддамс! сущая ведьма, с самого начала – http://my.mail.ru/list/alexis1958/video/_myvideo/31389.html. Наверное, не менее эпично, чем когда-то у Пискатора...
Дж.Малина, 04.06.1926 – 10.04.2015


11 апреля 2015 года умер Коте Толордава. 35-летний актёр играл в грузинских театрах, снимался в грузинских фильмах и сериалах, а за пределами своей страны был практически не известен. Может быть, съёмки в России изменили бы ситуацию, но съёмок уже не будет.
К.Толордава, 13.05.1979 – 11.04.2015


13 апреля 2015 года умер Гюнтер Вильхельм Грасс, немецкий писатель, нобелевский лауреат. Самый известный его роман, «Жестяной барабан», экранизированный Ф.Шлёндорфом, обычно относят к сюрреализму, хотя его можно воспринимать как притчу, без всяких «измов». Что характерно, герой романа, Оскар, перестал расти в 3 года, но в остальном развивался более-менее адекватно, хотя чаще, к сожалению, случается наоборот. Впрочем, эти персонажи приходят к тому же выводу, что и Оскар, и проклинают книги как «место захоронения букв».
Грасс считался скандалистом, но понимал, что путь напролом – не всегда самый короткий: «Искусство непреклонно, а жизнь полна компромиссов».
И ещё: «Мне не нравятся люди, которые хотят для пользы человечества распрямить банан». Впрочем, те, кто хочет, чтобы банан принял форму колеса, не отличаются от «выпрямителей», в сущности, ничем.

14 апреля 2015 года умер Владимир Валуцкий. В его послужном списке – более 60 кино- и телесценариев. Вспомним некоторые: «Начальник Чукотки», «Ярославна, королева Франции», «Мэри Поппинс, до свидания», «Зимняя вишня», несколько серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». А ещё — «Пёс в сапогах», оригинальная мультверсия «Трёх мушкетёров».
В 2011 году, заполняя анкету журнала «Искусство кино», Валуцкий писал: «Классика, на которой мы учились, была, как правило, драматургией ярких характеров, действующих в социально или нравственно значимых обстоятельствах. В современных сценариях (я имею в виду не счастливые исключения, а поток) эти параметры стерты, спутаны и вообще не обязательны. Порой кажется, что авторами движет не желание рассказать о жизни и людях, а желание пооригинальнее самовыразиться, высказать какую-то вдруг открытую ими истину. Я не против самовыражения — это одна из основ искусства. Беда, что по большей части открытая автором истина на поверку оказывается уже давно открытой Америкой. Я не берусь судить, хорошо все это или плохо, – может, мой багаж устарел, может, так и положено «развиваться сейчас сценарному мастерству»? Меня здесь только слово «мастерство» смущает. Профессиональное мастерство – это тонкая ручная работа, а она, к глубокому сожалению (под влиянием индустриальной телевизионной скорописи) все более и более уходит из кинодраматургии...» (http://kinoart.ru/archive/2011/01/n1-article8).

14 апреля 2015 года умер американский соул-певец Перси Тайрон Следж, первый исполнитель знаменитого сингла «When a Man Loves a Woman».
Вспомним – http://www.youtube.com/watch?v=Vx6dkvmMI5k.

15 апреля 2015 года умер Ефим Байковский. В апреле он успел сыграть 4 спектакля, последний – за два дня до смерти. А дебютировал Байковский в 1947 году; 68 лет на сцене – результат удивительный, что ни говори. За это время актёр исколесил почти всю страну, служил и в России, и в Литве, и в Грузии; проще всего найти список ролей, сыгранных им в Челябинском театре драмы – Чацкий, Паратов, Вронский, Доменико Сориано... В 48 Байковский вернулся в Ленинград, где когда-то закончил театральную студию; в Москву перебрался в 55 (Новый драматический театр), в Маяковке дебютировал в 62, и прослужил там четверть века. Здесь, конечно, надо выделить две роли: Грегори Соломон в «Цене» по А.Миллеру (старого оценщика актёр сыграл в последний раз 9 апреля) и Бартоломео делла Скала, Герцог Веронский в спектакле по Г.Горину.
«Чума на оба ваши дома!», Театр Маяковского, 2002 год – http://www.youtube.com/watch?v=iIk4KY_dgPY.
Кстати, среди театральных персонажей Байковского – Герцог Веронский, Лорд Мьюил («Кин IV»), Губернатор («Мёртвые души»). А на экране – ещё два губернатора («Побег на рассвете» и «Раскол») плюс наместник («Берега» – те самые, знаменитые). Видимо, было в нём что-то такое... аристократическое... То, чего у одних нет, хоть тресни, а другим дано от природы. Как Байковскому.
Е.И.Байковский, 31.03.1928 – 15.04.2015


12 марта 2015 года пропала режиссёр-документалист Тамара Якжина. Её тело было обнаружено 15 апреля. Какая-то тёмная, грязная, запутанная история, где концы не сходятся с концами, а озвучиваемые версии очень похожи на попытки отвлечь внимание от каких-то обстоятельств или фигур.
Якжина много лет делала телепрограммы и снимала документальные фильмы, в основном посвящённые музыке (фильмы о Чайковском, о православной музыке, о колокольных звонах, об А.Шнитке, Э.Артемьеве, А.Петрове, Е.Доге, о музыке в Театре Вахтангова). Музыка оборвалась.
Трилогия Якжиной об Иоанне Павле II началась с «последней документальной ленты об этом Папе, снятой при его жизни» («Не бойся! Я молюсь за тебя!», см. http://www.newsru.com/religy/03apr2009/wieczor.html), а завершилась фильмом «Папа, который не умер…» – последней работой режиссёра...

С тех пор прошла ещё одна зима...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments