dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

2016 год: 16 – 29 февраля (часть первая)

dik_dikij и poziloy

Вспоминаем умерших.
На этот раз мы никого не выделяли в «отдельное производство» – разбили пост на две части, сугубо по датам.

16 февраля 2016 года умер кинорежиссёр Арман Манарян. Он снял несколько комедий («Каринэ», «Кум Моргана»), но в самом лёгком жанре не задержался, и в его фильмах «Печёнка», «Родник Эгнар» и «Возвращение» главные роли сыграли знаменитые армянские актёры – Г.Нерсесян, С.Саркисян, В.Мсрян.

17 февраля 2016 года умер Анджей Жулавски, польский, а затем французский режиссёр. Дома он успел поработать ассистентом у А.Вайды и самостоятельно снять нашумевшую «Третью часть ночи» и запрещённого «Дьявола»; по другую сторону «железного занавеса» Жулавски тоже не затерялся: весьма успешным оказался первый же его «западный» фильм «Главное – любить», а мистический триллер «Одержимая» и вовсе считается классикой жанра. Не чурался режиссёр и классики литературной – он снял «Шальную любовь» (по мотивам «Идиота») и свой вариант «Бориса Годунова».
В 2000-е Жулавский с кино «завязал», но в минувшем году вернулся; триллер «Космос» стал его последней режиссёрской работой.

17 февраля 2016 года умер кинодокументалист Александр Гутман («Русские ушли», «Три дня и больше никогда»).

18 февраля 2016 года умер Григорий Гярдушян. Високосный февраль не щадил режиссёров – дотянулся и до известного остросюжетника («Империя пиратов», «Тридцать седьмой роман»).

18 февраля 2016 года умер Илмар Блумбергс, известный латышский художник, в том числе – художник-сценограф («Аида» и «Волшебная флейта», Латвийская национальная опера). Своё, если угодно, кредо художник сформулировал так: «Рисовать то, чем я живу, чтобы лучше понять, как я живу».
Свою выставку 2013 года Блумбергс назвал «Я не умру»...

18 февраля 2016 года умерла японская писательница Юко Цусима, которую русские читатели знают по роману «Смеющийся волк». Есть в этом романе такая фраза: «Право на товарищество – самое важное право слабых». Сильные в стаю не стремятся, всё так, но лучше бы привести эту цитату не по такому печальному поводу...

19 февраля 2016 года умерла Нелл Харпер Ли, автор сверхпопулярного романа «Убить пересмешника». Кстати, «mockingbird» (пересмешник) в буквальном переводе означает «осмеивающая птичка» (перекликается со «Смеющимся волком», не правда ли? но не забудьте: «убить пересмешника – большой грех»).
В романе Ли, если немного вчитаться, легко обнаружить элементы агорафобии, детского ужаса перед толпой: «Кажется, я начинаю понимать, почему Страшила Рэдли весь век сидит взаперти... Просто ему не хочется на люди». Но... «Что бы там ни было, а всякая толпа состоит из людей», а с людьми, как правило, можно иметь дело – пока они остаются людьми и не становятся той самой толпой. Нет, это – не выпад в сторону дружной когорты почитателей «нового искусства» со всеми его баночками и т.д.; точнее, речь тут не только о них. Если ограничиваться только таких «детками», достаточно было бы цитаты «Все дети в известном возрасте начинают ругаться, а когда поймут, что бранью никого не удивишь, это проходит само собой». Кстати, это не совсем так – это проходит, когда персонажи взрослеют, что получается, увы, отнюдь не всегда и не у всех...
Как бы то ни было, больше всего в «Убить пересмешника» нам нравится такая цитата: «Хоть нас и побили заранее, за сто лет до начала, все равно надо воевать и пытаться победить».
Принято за основу.

19 февраля 2016 года умер Умберто Эко. Стоит ли по этому поводу раскачивать Маятник Фуко или поминать всуе Имя Розы? Наверное, нет; впрочем, позволим себе одно беглое замечание: если представить себе нечто среднее между «Игрой в бисер» Г.Гессе и «Фламандской доской» А.Переса Риверте – результат, скорее всего, будет похож на «Имя Розы». Но это – не упрёк автору, ведь в литературе всё написанное должно «вклиниться» между тем, что написано раньше, и тем, что будет написано позже (хотя не обязательно ровно посередине). Эко прав: «Чтоб существовало отражение мира, мир должен иметь форму», а «Исходный порядок – это как сеть, или как лестница, которую используют, чтоб куда-нибудь подняться» (кстати, у разрушающего лестницу нет ни малейшего шанса «куда-нибудь подняться»).
Ещё два рассуждения о литературе: «В конце концов, всякий текст (как я уже писал) – это ленивый механизм, требующий, чтобы читатель выполнял часть работы за него. Текст, в котором излагалось бы всё, что воспринимающему его человеку надлежит понять, обладал бы серьёзным недостатком – он был бы бесконечен».
И «Каждый раз, когда я начинаю писать книгу, я чувствую себя приговоренным к двухлетнему сроку, потому что книга сродни ребенку. Сначала ты должен дать ей жизнь, потом заботиться о ней, и только затем она начинает ходить и, наконец, говорить». Короче, не попадайтесь на уловки жуликов, обещающих, будто они научат вас рожать ежемесячно – такое «воспроизводство» физически невозможно. А как быть, если «Мы захотели слишком многого Но теперь уже не можем перестать хотеть»? Если «Можно умереть или ополоуметь, живя в обществе, в котором все и каждый систематически нас не замечают и ведут себя так, будто нас на свете нету»? Ничего страшного, достаточно просто выбраться из толпы: «Преимущество большого города: отойдешь на два шага и попадаешь в одиночество», где некому вас не замечать или не обращать на вас внимания.
Да, ещё одно Эко-логичное предупреждение: зачатию обычно предшествует хотя бы мимолётная влюблённость, а «в период, когда влюблённость назревает, нужно очень внимательно глядеть, куда ступаешь, чтобы не влюбиться в совсем уж не то». Толкование тут возможно только одно; «Ничто не порождает столько толкований, как бессмыслица», а мы сейчас рассматривали другой случай.

20 февраля 2016 года в Израиле умер Самуэль Вилленберг, последний из выживших узников Треблинки. На пенсии он увлёкся скульптурой; догадаться, чему были посвящены его работы, нетрудно.
Вот одна из них – оркестр, организованный в лагере немецкими «меломанами»:


21 февраля 2016 года умерла Татьяна Щуко. Ей было за 80, а профессиональной актрисой она стала в 23, и ролей сыграла немало, только в Театре Драмы и Комедии («На Литейном») – более 50 (http://www.naliteinom.ru/index.php/truppa/shuko). Надо бы, наверное, особо выделить Сестру Рэтчид («Полёт над гнездом кукушки»), но актриса известна прежде всего ролями старух; в Москве своими старухами традиционно славится Малый театр, а в Питере такого нет, Щуко была как бы сама по себе, вне канона – Улита в «Лесе» на Литейном, а в МДТ – матушка Войницкая и, главное, Лика в «Московском хоре», спектакле, принятом далеко не всеми, но этого не менее знаменитом. Пожалуй, больше всего её и знают как Лику, ведь на экранах Щуко появлялась нечасто и не в главных ролях (жена машиниста Кравцова в фоменковском «На всю оставшуюся жизнь»). Впрочем, была Королева-мать в телеспектакле «Томас Бекет» по пьесе Ж.Ануя – роль, не главная в пьесе и спектакле, но и не проходная, отнюдь.
«Томас Бекет», 2-я серия – http://usedorep.com/movie/27765 (Королева-мать, смотрите с 58-й минуты).
Лику из «Московского хора» найти, наверное, проще.
Т.В.Щуко, 07.09.1934 – 21.02.2016


Вторая часть – завтра.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments