dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

С чего начинается понедельник...

Алексей Битов (poziloy)

Те, кому доведётся читать этот пост, пусть знают, что всё должно было быть значительно скучнее – планировалась очередная порция досужих рассуждений на общую тему. Ищите женщину – и в данном случае найдёте сразу двух, которые такого безобразия не допустили. Правда, одна из них (К.Ларина) ограничилась ролью подыгрывающей, зато вторая, можно сказать, поступила героически и сыграла роль жертвы. Итак, в главной роли – И.Апексимова.
А началось всё с того, что до меня дошла странная весть: якобы, билеты на «новую Таганку» будут бесплатно распространяться через «Эхо Москвы». Ну, как человек недоверчивый, я проверил – нет, не совсем так, не будем вешать лишних собак ни на одну даму, ни на другую. Вроде бы, Ларина планирует разыгрывать среди слушателей «Эха» какое-то количество халявных билетов на Таганку, но этих билетов немного, и это – обычная практика («Эхо» периодически разыгрывает своих слушателей... извините, разыгрывает билеты среди своих слушателей, и не только в ненаглядный «Гоголь-центр», но и в нормальные театры – в РАМТ, в частности).
Но само выступление И.Апексимовой перед лицом К.Лариной – это, как хотите, песня; тут даже я проснулся, хотя зима ещё не кончилась. Кстати, программа, в которой встретились две дамы, называется – не хухры-мухры – «Дифирамб». Вот сидят они там рядком и поют дифирамбы друг другу и самим себе... и всё бы ничего, только некоторые «дифирамбы» звучат, мягко говоря, странновато. К примеру, гостья сообщает о себе удивительную подробность: «я смотрю всегда вот так, закрыв глаза, чтобы рассмотреть всё очень подробно» (http://echo.msk.ru/programs/dithyramb/1707280-echo/, с большим приветом, как минимум, от Н.Кидман и Т.Круза). Только не пытайтесь повторить этот фокус, а то, знаете ли, чревато... да и люди не поймут, смеяться будут. Кстати, знаю людей, которые на спектаклях иногда закрывают глаза, сам такой, и не для того, чтобы вздремнуть (таких любителей, впрочем, тоже знаю и с неизменным удовольствием читаю потом «рецензии», которые они пекут, даже не просыпаясь, ибо и так понятно, кому быть живым и хвалимым... и так далее). Так вот, за вычетом подобных «зрителей», некоторые тут закрывают глаза не для того, чтобы лучше увидеть, а для того, чтобы услышать, фальшиво звучит или нет; если у Вас есть слух, результат порой получается поразительный, но сейчас, извините не об этом, а о странной логике нашей директрисы: чтобы лучше увидеть, следует широко закрыть глаза.
А вот и кредо нашей директрисы: «Нет, я не мазохист, я идеалист скорее, абсолютно верящий в то, что всё можно изменить и всё равно всё будет хорошо». То есть по-любому всё хорошо? Но зачем же тогда менять, если всё и так хорошо? От добра добра не ищут. Боюсь, на самом деле всё достаточно хреново, но может стать ещё хуже, если начнутся перемены под девизом «Как ни меняй, всё равно всё будет хорошо». Интересная логика... хотя тоже странноватая, конечно... во всяком случае, мне точно не понять.
Ещё несколько странностей. Апексимова рассказывает о печально знаменитом (уже) проекте «Репетиции»: «Кто-то [из актёров] изначально понимал, что ничего не получится...» А что тут особенного? Понять (изначально) было, знаете ли, нетрудно, это многим удалось – кроме тех, конечно, кто закрыл глаза особенно широко.
«Из проекта «Репетиции» вышел спектакль «Мать» Бертольда Брехта... Эта премьера будет в январе». К.Ларина, разумеется, умилилась: «Посмотрите, как всё расписано. Прекрасно!», но беда в том, что «Дифирамбы» распевались 7 февраля, когда январь уже, вроде бы, остался позади... видимо, не всем об этом доложили.
Ещё из монологов Апексимовой: «С первого дня, когда я пришла, от меня стали требовать: «Расскажи свою концепцию развития театра». Вот самое ужасное, что может быть. То есть внутренне я знаю, куда я стремлюсь, а когда мне говорят «расскажи, напиши»... Ну, я написала». Помнится, сколько-то месяцев назад кто-то уверял, что у него написаны целых три (по другой версии – четыре) концепции, но... что ж, как известно, «Frailty, thy name is voman», а две женщины – это, как минимум, два непостоянства, против природы не попрёшь.
НО хрен с ней, с природой: «у театра [Таганки], слава богу, есть и остались зрители ещё те, которые в 60-е годы ходили практически каждый день и смотрели эти спектакли. Они пришли и сейчас, что очень ценно для меня в данном случае». Действительно, зачем женщине грузить себя арифметикой? Тем, кто полвека назад регулярно ходил на Таганку, теперь сколько лет? Под 70, как минимум? Что ж, посмотрите на фотки с «Репетиций» и сосчитайте тех, кто соответствует этому условию. Правда, прошёл слух, что на читки специально привозили из Англии и Франции ветеранов Столетней войны, но стоит ли сообщать об этом радиослушателям? Впрочем, считать – дело не директорское, а также, возможно, и не радиослушательское.
Апексимова – о конфликте с Р.Виктюком: «Это его сложный внутренний мир. Что там у него, в этом внутреннем мире, что его вдруг сподвигло на такие резкие выступления против меня – не знаю... Через какое-то время (дай бог здоровья Роману Григорьевичу) мы опять помиримся». Ну, да, Виктюк – человек капризный, потому и не оценил присланного к нему совершенства. Между прочим, попутно Апексимова сообщила, что пришла в Театр Виктюка, имея самое смутное представление о работе директора – «училась по ходу». Судя по результатам, то ли ничему так и не научилась, то ли научилась, но чему-то не тому.
Ладно, это всё мелочи, конечно, хотя конечно, нельзя не отметить такое откровение: «я собрала таких людей, которые очень чёткие, очень точные, очень порядочные, что самое важное». Простите, это очень чёткие и очень порядочные люди проводили за казённый счёт мастер-классы по профессии, которой никогда не занимались? Ну, да, веяние времени, почти как в «Оборонсервисе», только там, конечно, масштабы другие (масштабы клеветы, если кто не понял).
А вот это уже серьёзно: «Когда я пришла, театр не работал, он вообще не играл, репертуар не прокатывался никоим образом... А во-вторых, в репертуаре остались только спектакли Юрия Петровича Любимова, которые он поставил в разные времена». Что ж, проверить нетрудно. Открываем сайт http://taganka.theatre.ru/, вверху слева находим слово «спектакли», кликаем и попадаем на http://taganka.theatre.ru/performance/koriolan/ ; хрен с ней, с рекламной листовкой, но опять-таки слева (в столбик) перечислены другие спектакли – 40 с лишним названий, из них Ю.Любимовым поставлено менее половины. Да, среди этих названий есть «спектакли», о которых лучше не вспоминать (особенно связанные со словом «год», хоть «юбилейный», хоть двенадцатый). Ещё часть – «дело рук» самих таганцев (тут и В.Маленко, и И.Пехович, и В.Смехов, и Р.Сотириади); сделаем вид, что и они не в счёт. Что тогда остаётся? Спектакли В.Мирзоева («На всякого мудреца довольно простоты»), С.Федотова («Калека с Инишмана»), И.Коняева («Голос отца»), Г.Галавинской («Гедда Габлер») и сразу несколько постановок Ю.Ардашева (включая «Наташину мечту» и «Любовь людей»). Понимаю, «юные дарования» со своими экспресс-эскизами – это круче, чем Мирзоев или Федотов вместе с К.Занусси («Король умирает») и П.Ланди («Венецианские близнецы»), кто бы сомневался.
Конечно, хочется обвинить г-жу Апексимову в умышленном вранье, но нет, врут всё-таки поаккуратнее, даже для доверчивых радиослушателей (не всегда катит). Подозреваю, дело в другом... нет, не в неадекватности, а в том, что г-жа Апексимова – скрытый контрамот: она знает будущее («Р-рубидий! Резер-рв! Огр-ромен!»), но ещё не ведает, что произошло вчера (что было на афише Таганки до её прихода, из-за чего она поссорилась с Виктюком и т.д... плюс январь, наступающий по окончании февраля). Ну, зачем такой феномен (феновумен?) отправили руководить Театром на Таганке, а не каким-нибудь чародейским НИИ? Или, в крайнем случае, оборонным («Оборонсервис» тут никак не подходит)?
А г-жа Ларина... ну, г-жа Ларина, понятно, в своём репертуаре, тут никаких «новаций» нет и не предвидится. В финале (предварительно сравнив И.Апексимову с М.Тэтчер, которая всё же не была контрамотом) она посетовала: «вот то, о чём мы не успели поговорить, то, что поисходит на Таганке. Там происходит жизнь, и это самое главное. Не смерть, а жизнь».
Ну, конечно! «Кому быть живым и хвалимым...» И не говорите, что это – фантастика
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments