dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Баре в баре (в кабаке?)

Алексей Битов (poziloy)

Бог, говорят, троицу любит, так что продолжаем некий цикл недлинных постов. На сей раз речь пойдёт, представьте себе, о драматургии и о критике. Вот так, ни много, ни мало.
Догадываетесь, почему преуспевающий прогрессор г.Руднев так неровно ко мне дышит? Надо полагать, потому, что я каким-то боком мешаю ему реализовывать бизнес-проекты по продвижению того или иного «дарования». Честное слово, Павел Андреевич, это я неумышленно – побочный эффект, извините. Не пишите всякую фигню (Вы ведь сами прекрасно понимаете, какая это фигня) – и всё будет нормально; ладно бы, Вы пытались впарить доверчивым лохам всякую тухлятину под видом свежайшей колбасы, это бы ещё куда ни шло, но зачем же выдавать за колбасу явный целлофан, а то и... ну, сами знаете? Вот и на сей раз Вы, отвечая на вопрос «Какие самые важные пьесы XXI века?» написали: «В России очень богатое драматургическое движение в последние годы, из которого я бы, прежде всего, выделил Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко. Первый ("Танец Дели", "Кислород", "Бытие № 2", "Пьяные") пытается обогатить драматургию философией буддизма, испытать жанр бесконфликтностью индуизма. В драматургии белоруса Пряжко, пишущего по-русски ("Запертая дверь", "Трусы", "Жизнь удалась"), идет речь об исчезновении языка как средства коммуникации. Среди российских пьес, рассказывающих о духовных проблемах человека XXI века - "Экспонаты" Вячеслава Дурненкова и "Изображая жертву" братьев Пресняковых» (http://thequestion.ru/questions/67044/kakie-samye-vazhnye-pesy-xxi-veka). Да, конечно, бизнес – это святое, но ведь смешно при живых Н.Садур, С.Носове, А.Строганове.. да той же К.Драгунской или, страшно сказать, Т.Москвиной... и ещё при десятке здравствующих и пишущих авторов выдавать за драматургию киносценарии братьев Пресняковых и Дурненкова-старшего или пустышки от Вырыпаева, не говоря уже об использованной туалетной бумаге «от Пряжко». Впрочем, с последним всё понятно, цитировал уже как-то «Чёрную стрелу» Р.Л.Стивенсона: «– Объясните мне, – сказал Дик [не Дикий, нет], – чем был вызван мой успех?
– Вашим именем, – ответил Кэтсби. – Имя – главный предрассудок милорда. Если бы меня звали Ричардом, я завтра же был бы графом
». Дальше я позволил себе добавить: «Может быть, именно в этом и заключается первопричина иррациональной любви Павла Руднева к Павлу Пряжко». Имя – дело святое, кто бы спорил, но давайте не будем выдавать мелкий бизнес за «театральную» или «драматургическую» критику, а то несолидно как-то, сами знаете.
Кроме всего прочего, встаёт ведь ещё и такой вопрос: разве не Вы не так давно называли Н.Коляду «солнцем русской драматургии»? И куда же это солнце, в таком случае, закатилось? Отчего вместо «солнца» возникло слияние двух Лун, Вырыпаева и Пряжко? Не-не-не, я согласен, что последние лет 25 (если не больше) Коляда только тем и занимался, что клонировал сам себя, но ведь это не я ласково называл его «Солнцем», а Вы, чего уж там теперь...
Кстати, о Коляде. Вот только что он зачем-то взял – и выложил у себя на ФБ ссылку на статью О.Егошиной от 2006 года: «Театр «Современник» показал самоделки из Екатеринбурга» (http://www.newizv.ru/culture/2006-06-01/47394-nezhnost-v-elektrichke.html). Понятия не имею, готова ли Егошина подписаться под этой статьёй сегодня, но ведь во многом она права: спектакли Коляды и впрямь, мягко говоря, грешат аляповатостью; о «самоделках» судить не готов, на это есть профессионалы, но ведь невооружённым взглядом видно, насколько спектакли Коляды похожи на недешёвую самодеятельность, и со вкусом в них, ой, беда: чувство меры и Коляда – две вещи несовместные. Кстати, драматург Коляда, наоборот, вполне профессионален: он раз за разом умело клонирует то, что принесло ему успех в годы т.н. «перестройки» (скорее, «Мурлин Мурло», чем «Рогатку», но тут можно поспорить, согласен). Формула проста до неприличия: за основу берётся монолог Сони «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы видим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как сказка» и к сему дописывается нечто, может быть, горьковское, но ни разу не чеховское, вот и весь рецепт. Но при этом нельзя не согласиться с Г.Волчек, которая (цитирую Егошину-2006) «уверена, что «на моей совести есть грехи куда более тяжкие, чем Коляда»». Безусловно: Коляда, несомненно, лучше, чем тот же Вырыпаев (о Пряжко и говорить не приходится). И уж точно – театральнее, пусть даже на сцене у него летает сова («Тутанхамон»), гусь «садится и молчит» («Полонез Огинского»), а кот, исполняя виртуозное соло, «пошёл в туалет. Сделал там всё в свою ванночку и начал громко скрести пол когтями, «закапывать»» («Амиго»). Впрочем, повторяться не буду, ограничусь ссылкой на часть первую трёхчастного (!) поста (http://dik-dikij.livejournal.com/72603.html), а продолжения при желании нетрудно найти в архиве.
Понимаю, кто-то категорически не согласится с утверждением, будто у Коляды напрочь отсутствует вкус; отвечу загодя: вкус – это прежде всего чувство меры, а кто скажет, что у Коляды есть чувство меры – пусть лучше утверждает, что я – девочка, оно как-то ближе к истине. И пусть возмущаются подобному сравнению поклонники Коляды, но есть у нас и фанаты Куни, и любители Шилова не перевелись... обидно? и тем не менее. Боже упаси, не сравниваю одного с другим, но у кого только нет фанатов, уверенных в величии своего любимца...
Кстати, о талантах и поклонниках. В комментариях к свеженькому посту Коляды (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1650938538500879&id=100007542463601&__mref=message_bubble) Евгений Ройзман (звезда фильма В.Сигарева «Страна 03») получил 7 (возможно, уже больше) лайков за коммент: «Чтение о себе критических статей в газетах, всё равно, что подслушивать у кабака, что говорят о нас холопья... А.С. Пушкин». Извините, Пушкин не писал, что существительное («чтение») – то же самое, что глагол («подслушивать»). Тут отдельная история: Пушкин «6 февраля 1823 года... писал Вяземскому: "До сих пор читая рецензии Воейкова, Каченовского и проч. – мне казалось, что подслушиваю у калитки литературные толки приятельниц Варюшки и Буянова" (то есть толки публичного дома)» (В.Ходасевич, см. http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=163919&page=45), а затем переложил фразу на иронический лад: «Долго дожидалась бы почтеннейшая публика подарков от моего приятеля, если б книгопродавцы не платили ему довольно дорого за его стихи. Имея поминутно нужду в деньгах, печатные суждения (см. выше), что называл он в своем энергическом просторечии – подслушивать у кабака, что говорят об нас холопья» («Отрывок», http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v06/d06-391.htm). Получается, имеющему «нужду в деньгах» ничего не остаётся, кроме как приравнивать «литературные толки» к разговорам холопьев у кабака (или, если угодно, у публичного дома). Между прочим, Коляда этот коммент тоже лайкнул, что вполне состыкуется с его недавним признанием: новые пьесы он пишет тогда, когда обнаруживает: деньги на его банковской карточке подходят к концу. Сам признался, заметьте. (А прочие лайкнувшие, надо полагать, не в курсе.)
А «наше всё» (не Коляда, понятно)... с ним, конечно, не поспоришь. Тем более, он прав: как только на первые роли выходит «нужда в деньгах», начинается форменное блядство... извините, бизнес. Нет, блядство – это святое, не спорю, но лучше не путать его с деянием, так сказать, по любви. Впрочем, попадаются натуры, влюбчивые до безобразия. И вообще, любовь зла.
Но даже тех, кто сдуру полюбил козла, не будем путать с «холопьями у кабака». Впрочем, и их не осуждаю: бизнес есть бизнес, не правда ли? Нет, я опять не о Коляде...

Да, чуть не забыл: «В драматургии белоруса Пряжко, пишущего по-русски ("Запертая дверь", "Трусы", "Жизнь удалась"), идет речь об исчезновении языка как средства коммуникации». Позвольте, какая может быть «речь», если языка уже нет? Проповедуйте на языке жестов, бедные Павлы. Может, успешнее получится? Во всяком случае, хуже точно не будет.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments