dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Некоторые «Лица» (часть вторая, мужская)

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня – обещанная мужская половина финалистов (победителей) конкурса «Действующие лица-2015». Напомню, за скобками остался М.Хейфец («Rock-n-roll на закате»); кстати, в «режиссёрском рейтинге» он, вроде бы, стоит выше всех представителей мужского пола (общее 3-е место). А у остальных...

Из четырёх рассматриваемых сегодня мужских текстов определение «холодный нос» подходит, как минимум, к трём; с четвёртым не очень ясно. С него и начну.
Б.Подгайный, «Кофе молотый»Пьеса в одном действии для одного актера»). Почему именно так, а не просто – «монопьеса»? Не знаю, да это и не так важно. Существеннее другое – настораживает уже вводная ремарка: «Обычная кухня в обычной квартире. Уютная, впрочем, ухоженная, опрятная. Хорошая мебель: стол, стулья, кухонный гарнитур. Электроплита, большой холодильник. Много бытовой техники, недавно купленной». Вопрос первый: насколько сочетаются понятия «Обычная кухня» и «много бытовой техники, недавно купленной»? Так ли богато мы (в среднем) живём, как утверждает автор? И ещё вопрос: а из чего следует, что техника куплена недавно? Она хорошо выглядит? может быть, с ней обращаются аккуратно. Вариант: на приборах висят ценники? Вряд ли, да и это не говорит ни о чём – вдруг у хозяев фишка такая (типа «бабочки», которую надевает по утрам главный герой, чтобы в таком облачении подать подруге кофе в постель)? Далее – ещё веселее. Допустим, герой не сразу увидел прощальную записку, оставленную для него на столе (мало ли, спросонок и не такое бывает). Но как он не заметил, что подруга упаковала его вещи и выставила их к порогу («Открывает дверь, выбегает в коридор, возвращается с чемоданом на колесиках и большой спортивной сумкой»)? При этом, заметим, Она почему-то не стала упаковывать «утренний наряд мажордома», в котором герой предстал перед нами («Снимает халат, оказывается, под ним он – в белоснежной рубашке, темных брюках»)? Он спал в этом одеянии, что ли? Маловероятно (рубашка, в которой спали, редко остаётся белоснежной). Короче, многовато натяжек и несостыковок. Вот, кстати, ещё одна: «Она во сне разговаривает, да! Не всегда, конечно. Что-то объясняет, объясняет кому-то... А слов не разберешь. Никогда. Четко, но не разберешь» (в начале) и «Я хочу прижиматься к тебе, слышать, как ты бормочешь во сне. Неразборчиво – но мне-то понятно, мне-то» (в конце). Так понятно, что Она говорит во сне, или непонятно? Загадка.
И ещё момент: что в монопьесе с «визуальным компонентом»? Практически он отсутствует, если не считать вот этого: «Меняется освещение и с его сменой здесь и далее по ходу пьесы мы вместе с ПЕРСОНАЖЕМ то переносимся в места и времена, о которых он вспоминает, то снова возвращаемся в обычную кухню». Куда мы «переносимся»? В ресторан? Или сюда: «Мы на море с ней трижды были: под Анапой, в Адлере, в Абхазии, в Гаграх»? Заметьте, пьеса «для одного актёра», подруга на сцене не появляется, так что все переносы – только в мыслях и на словах. Но не проще ли в таком случае озвучить их по радио? Сцена-то тут зачем, если визуализировать, по сути, нечего? Тоже несостыковка, однако.
Да, рейтинг: среди мужчин Подгайный – второй (5-е место в общем зачёте).

А.Глухов, «Благополучие города Тес». Это и есть тот текст, который, по-моему, вообще не лезет ни в какие ворота; именно про эту сказку я позволил себе вчера написать: «текст, попавший в ТОП-10, настолько невнятен и вторичен, что никак не должен был привлечь к себе чьё-то внимание (или отобравшие его режиссёры ни разу доселе не открывали ни одну книжку, даже самую детскую)» (кстати, в Сети таких – что капель в море). Даже не скажешь, что «Эту воду уже пили», потому что пили её много-много раз. Сюжет – никакой, персонажи – никакие, оригинальна разве что финальная ремарка: «З А Н О В Е С» (за такие ошибки я бы сразу снимал с конкурса, но у многих авторов проблем с грамматикой, увы, хватает). Впрочем, есть ещё одна замечательная реплика – главный герой обращается к встреченному мальчику: «Твое какое имя, малыш?» На каком это языке, понятия не имею, но мальчик всё понимает – естественно, он ведь должен стать новым учеником странствующего доктора Бернарда (предыдущий предсказуемо оказался «коварным изменщиком»). А почему «холодный нос»? Да потому, что на своих (картонных) героев автору глубоко начхать – он, по-видимому, собирается сеять «разумное, доброе, вечное», а пешки (и прочий расходный материал) ему требуются только как ходячие символы чего-то там. Иногда они, вроде бы, нарочито демонстрируют признаки жизни («Эмиль закрывает лицо руками, падает на скамью», Шиллер отдыхает), но на столь несложное действие способна и заводная кукла.
Кстати, одну из авторских идей можно понять и так: всё зло – от баб; в самом деле, это ведь они, скудели греха, сбивают с пути истинного сначала Эмиля (экс-друга), а потом и Гарольда (экс-ученика). Особенно романтична, конечно, love story Эмиля: «Когда двадцать лет назад мы пришли в город Тес, он как и многие страдал от моровой чумы... среди других заболела юная дочь Дожа города... Тут он только увидел юную красавицу, дочь Дожа, и сразу забыл кто он и что он. Он влюбился сразу и всем сердцем». Красавица с «чумным лицом» – это, конечно, круто, только, наверное, стоило глянуть для начала в медицинский справочник... Заодно и с нагноениями разобраться («герцог накануне получил мушкетную пулю в бедро, и его лекарь вытащил ее неудачно, рана воспалилась и началось гниение»); увы, гниение даже в сказке не начинается так быстро...
Рейтинг: среди мужчин наш сказочник – третий (в общем зачёте – 7-й).

Ещё два представителя мужской половины замыкают десятку; тут, пожалуй, не откажусь от рокировки и начну с последнего.
В.Алексеев, «Prank». Если кто-то не верит, что первобытный разоблачительный пафос 1920-х годов прекрасно вписывается в эстетику «новой драмы» – что ж, прочитайте и убедитесь. Пафос тут заключается в том, что богатеи – общие враги и вообще бяки (на примере уездного мажора). А вот и образец эстетики:
«Дорохов расстёгивает штаны, достаёт из кармана небольшой пластиковый стаканчик и наполняет его без малого до краёв. Отдав стаканчик мужчине, вытирает руки влажной салфеткой. Мужчина какое-то время стоит, тупо уставившись на стаканчик.
Мужчина. Тёплая.
Дорохов. Ага, тридцать шесть и шесть. Пейте.
Мужчина делает глоток, но проглотить не может: его тошнит и моча выливается изо рта на землю...
Скривив лицо, мужчина наклоняется вперёд, чтобы в случае если опять не полезет, не залить мочой одежду. Но в этот раз ему всё-таки удаётся выпить оставшееся содержимое стаканчика целиком. На этот раз рот прикрывает уже Иван. В какой-то момент, он отворачивается, чтобы не видеть, как мужчина допивает.
Получив обещанные деньги, мужчина отходит на некоторое расстояние, останавливается, и, опёршись рукою о дерево, складывается в три погибели от спазмов в желудке
». Впечатляет?
Разумеется, кого-то по ходу дела будут месить, а в финале нехороший главный герой, как ему и положено, допрыгается («Молодой человек наносит Дорохову три коротких удара в живот. Ваня оседает на асфальт, поворачиваясь к убийце спиной. Тот поднимает Ваню за шиворот и наносит ему ещё три удара в спину. Молодой человек прячет нож, усаживает Дорохова на асфальт, прислонив его спиною к лавочке, и начинает обыскивать. Забрав деньги, он быстрыми шагами покидает место преступления»), но это всё – из серии «он пугает, а мне не страшно»; в самом деле, с какого перепоя прикажете жалеть персонажа, если самому автору его нисколько не жаль? что заслужил, типа, то и получил, к тому и шло. Отчего бы не оторвать насекомому пару лапок или голову ради пущего воспитательного эффекта? автор, видимо, думает, что это – такое крюоте. Увы, он не понимает простой вещи: там, где никому не больно, никакой жестокости нет и быть не может.
И ещё одна особенность, характерная для новой драмы: разницы между сценой и экраном автор упорно не видит. Вот, к примеру, 3 действие, эпизоды 4-5: «Полицейские берут паренька под руки и отводят за угол. Через какое-то время они возвращаются, протирают стекло, садятся в автомобиль и уезжают. Дорохов, который всё происходящее снимает на камеру, заходит за угол...
Дорохов стоит во дворе за гаражами. Там же лежит избитый подросток. Он пытается пошевелить ногами, но те не слушаются – отнялись
». Ну, да, герой завернул за угол, и камера... то есть, зрители, вместе с ним.
4 действие, эпизод 4: «Дорохов в туалете перед краном, смывает с лица кровь, сморкается. Слышит, что кто-то идёт и прячется в одной из кабинок. Входит Зарипов, он разговаривает по телефону. Подойдя к писсуару, зажимает телефон между щекой и плечом и продолжает разговаривать». И тут же – эпизод 5: «Лагунов, Зарипов, Лейла, Никита и девушка Ильдара стоят на площади победы около памятника воинам освободителям». Могут предложить два решения, на выбор: либо декорация-трансформер на наших глазах «переформатируется» из писсуара в памятник, либо одна проекция на задник сменяется другой; быдло не поймёт, а продвинутые оценят. Вообще, в 4 действии автор разошёлся на полную кино- (или теле-) мощь: «Дорохов отходит от окна» в собственной квартире, тут же «идёт по школьному коридору», затем переносится в сортир, на площадь и, наконец, в парк, где всё и завершается. Да, лет пять назад такая «пьеса» на Любимовке прошла бы на ура... а может, и сейчас прошла бы, но за её пределами... что ж, передовое учение живёт и всё ещё побеждает, пусть даже из последних сил и в самом конце списка.

И, наконец, О.Михайлов, «Клятвенные девы». Кого-то (не из тусовки) эта пьеса впечатлила, а кто-то по инерции посчитал её «чернухой». Увы, не соглашусь ни с Энгельсом, ни с Каутским. Но сначала отмечу 2 плюса: во-первых, сценарист Михайлов на сей раз написал пьесу; если бы не некоторая избыточность во вводной ремарке Сцены второй (касса, плакаты, полка с пепельницами, стойка с открытками, лоток с сигаретами, дверь, стул, стеллажи), текст можно было бы назвать «хорошо сделанной пьесой». А во-вторых, у всякой (почти у всякой) сценической истории есть своя предыстория, и ненавязчиво довести её до зрителя способен далеко не каждый, а Михайлову это удалось.
Теперь – о некоторой странности. Действие происходит в Албании, но пьеса почему-то написана не по-албански, что придаёт ей этнографический колорит (ну, да, пойди, проверь). По идее, представляя себе происходящее, я должен ощутить себя немного албанцем, но не получается почему-то: сколько бы меня ни пытались уверить, будто речь идёт о предрассудках, довлеющих над нами (всеми), здесь всё слишком экзотично, и я не способен примерить действие на себя. Ладно, допустим, кому-то это удалось, посему главный минус я увидел совсем в другом – в том самом «холодном глазе». В данной этнографической истории (даже если рассматривать её как стёб) всё задано наперёд, и герои, как трамваи, движутся по рельсам к конкретной развязке со всеми положенными им остановками. Простите, но у трамвая нет выбора, и у меня, жестокосердного, он ни малейшего сочувствия не вызывает, вот и получается – что героя снова нет. И не надо убеждать меня, что автору жалко, допустим, убиенную Розафу – она для жалости слишком бесплотна, «не верю». Теоретически, соглашусь, пьесы без живого героя возможны, но вряд ли на столь своеобразном и далёком от нас материале. Получается (в лучшем случае) игра ума; тут я, пожалуй, процитирую самого себя, но не только; ««Игра ума не возбуждает клитор», – справедливо заметил когда-то Виктор Коркия. Только не понимайте буквально: я о том клиторе, который спрятан в мозжечке каждого из нас, независимо от пола» (http://dik-dikij.livejournal.com/41999.html).

Впрочем, из последней цитаты следует, что «мужскую половину» мы, хотя и с оговорками, покидаем.
А до женской пока не добрались.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments