dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Некоторые «Лица»

Алексей Битов (poziloy)

Грозился когда-то высказаться про лауреатов конкурса «Действующие лица-2015». Что ж, как говорится, пора, мой друг, пора.
Начну с того, что конкурс, как выяснилось, не вполне драматургический. Вряд ли эти сведения конфиденциальны, так что рискну поделиться: на первом этапе приглашённые эксперты отбирают какое-то количество текстов (отобрали 26 – возможно, по числу бакинских комиссаров); это – лонг-лист. Далее всё решают молодые режиссёры, которые выбирают не «лучший текст» из 26, а тот, который им хочется поставить; 10 текстов, собравших наибольшее количество заявок, и становятся победителями (шорт-лист) – во всяком случае, я понял именно так.
Что значит – не «лучший текст», а тот, который хочется поставить? Как пример: представьте, что Г.Товстоногову предложили выбрать лучшую пьесу из списка: «Безымянная звезда», «Гамлет», «Когда цветет акация», «Лиса и виноград», «Шестой этаж» – надо полагать, он выбрал бы номинанта под номером 2.Тем не менее, в БДТ он поставил всё остальное, а «Гамлета» – нет. Понятно, качество драматургического материала – отнюдь не единственный (может быть, даже и не главный) фактор, который учитывается при выборе пьесы для постановки. На всякий случай уточню: это утверждение распространяется как на великих, так и на начинающих, можете не сомневаться; у режиссёров – свой интерес, и ничего плохого в этом нет (говорят, что естественно – то не безобразно).
Удивил ли меня режиссёрский выбор? И да, и нет. Удивил – тем, что один (по крайней мере) текст, попавший в ТОП-10, настолько невнятен и вторичен, что никак не должен был привлечь к себе чьё-то внимание (или отобравшие его режиссёры ни разу доселе не открывали ни одну книжку, даже самую детскую). Нет – потому, что не могу ничего сказать о 16 текстах, не набравших нужного числа голосов – их я попросту не читал, ограничился шорт-листниками (ну, во всяком случае, пока). Впрочем, из 10 победителей тоже прочитал только 9, есть тут закавыка: у меня лежит более поздняя редакция пьесы М.Хейфеца «Rock-n-roll на закате», изучить оба варианта вряд ли сподоблюсь, а рассуждать о ранней редакции (из которой исходили отборщики) на основании поздней, естественно, не рискну.
Теперь – если угодно, о «критериях». Понятно, они – ни разу не режиссёрские, тексты оцениваются «в чистом виде», без привходящих. Как литература? Да, но не как «литература вообще», а именно как её отдельная часть – драматургия. В чём разница? Наверное, в том, что прозу можно читать, как угодно, а пьесу – с обязательным «представлением» её в визуальном воплощении, и никак иначе. Режиссёр, допустим, видит «дырку» и, если ему так хочется, представляет, как исправить дело, а просто читателю исправлять ничего не нужно: «смотришь» то, что предлагает автор текста, и всё. Оценка текста при «визуальном» чтении, кстати, может несколько отличаться от общелитературной; поскольку М.Хейфец нынче оказался «лишенцем», компенсирую примером из этого автора: «Спасти камер-юнкера Пушкина» как литература явно превосходит «В ожидании Его», а вот насчёт драматургии я бы отнюдь не был так категоричен. И наоборот: «Любовь людей» Д.Богославского в своё время впечатлила меня как литературный текст, но не как пьеса (сценически сходилось далеко не всё). Почему я упомянул тут Богославского, сам не знаю – во всяком случае, в списке конкурсантов его нет, а нам давно пора к этому списку вернуться.
Что ж, как ни смешно, начну возвращение с «гендерной части»: в лонг-листе из 26 авторов – всего 9 дам на 17 представителей мужескаго пола (соотношение, можно сказать, 1:2), а в шорт-листе – паритет, 5 на 5. Мало того, дамы занимают (по «режиссёрскому рейтингу») первые две позиции, а также 4-ю, 6-ю и 8-ю, и сильный пол, таким образом, окончательно посрамлен: режиссёры-отборщики (большинство из которых, сколько понимаю, проходит под литерой «М») явно предпочитают дам. О гендерном соотношении я вспомнил не просто так, к этой теме обязательно вернусь, а пока – реплика в сторону: из 7 авторов, возглавляющих алфавитный список (в соответствии с которым составлен лонг-лист со ссылками на тексты, см. http://www.neglinka29.ru/2015-god), в режиссёрский шорт попали пятеро, а из 7 замыкающих – только один, причём достаточно известный (тот же Хейфец); совпадение ли это или свидетельство того, что редкий режиссёр долетит до середины лонга, судить не возьмусь.
Ладно, в любом случае вернёмся к «половому вопросу». Несколько дней назад рискнул написать: «драматург должен иметь тёплый нос и холодный глаз... «холодный нос» как раз и означает... нулевое напряжение. Наоборот, горячий глаз не позволяет увидеть свой текст со стороны. Тут даже некоторая гендерная формула прослеживается: у авторов мужескаго пола чаще встречается холодный нос, а вот для дам, наоборот, не слишком характерен «холодный взгляд», из-за чего они порой не замечают вопиющих нелепостей и несостыковок» (http://dik-dikij.livejournal.com/1265928.html). В ту пору я прочёл где-то половину списка победителей «Действующих лиц» и никак не ждал, что в итоге получится столь незамутнённая картина... но получилось именно так, и даже более, чем.
Что ж, реагировать приходится симметрично: мальчики – налево (следующая часть), девочки – направо (часть третья и последняя). Скорее всего, мальчики – завтра, а девочки (они терпеливее) дождутся следующей недели (понедельника или вторника, в зависимости от привходящих факторов). Тут напрашивается очередная цитата из «Записных книжек» С.Довлатова:
«Вольф говорит: – Недавно прочел "Технологию секса". Плохая книга. Без юмора. – Что значит - без юмора? При чем тут юмор? – Сам посуди. Открываю первую страницу, написано – "Введение"».
Введение на сегодня – это всё; не фига праздник портить, тем более – в будний день.
С Новым, наступившим по-старому! И, главное, с окончанием праздников!
Временным, конечно.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments