dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-136/138: 2015 год, часть третья

dik_dikij и poziloy

«Мемориальная хроника», декабрь-2015. Посты об актёрах мы выложили в первые дни нового года, http://dik-dikij.livejournal.com/1263831.html и http://dik-dikij.livejournal.com/1263989.html.

3 декабря 2015 года умер Владимир Железников, писатель и киносценарист. Самый известный его фильм – разумеется, «Чучело» (снят по его повести), но были ещё и «Чудак из пятого "Б"», и «Маленькая принцесса», и многие другие. Впрочем, «Маленькая принцесса» – инсценировка (по крайней мере, отчасти): основой стала повесть Ф.Э.Бёрнетт. Кстати, самую известную повесть этой английской писательницы, «Маленький лорд Фаунтлерой», Железников тоже инсценировал, и в обоих случаях его соавтором была Г.Арбузова. Коль уж скоро зашла речь о такой фамилии, не забудем и самого известного её носителя – драматурга А.Арбузова: Железников помогал автору в работе над сценарием «Старомодной комедии», а впоследствии сам «переложил» на киноязык другую известную пьесу, «Мой бедный Марат». А из других сценариев, к которым Железников «приложил руку», напомним «Русский бунт». Вот только «Чучело» оказалось живее... ну, если не всех живых, то, по крайней мере, всяких бунтов и лордов...

3 декабря 2015 года умерла Анастасия Аскоченская, главный редактор InHa.ru (сайт по психологии). Она призывала относиться ко всему с юмором. Разумный совет – только, к сожалению, не панацея.

4 декабря 2015 года погиб Дмитрий Шумков, юрист и предприниматель, глава Центра правовых инициатив.

6 декабря 2015 года умер Игорь Бестужев-Лада. «Зачем знать будущее? По двум причинам: первая – любопытство. Это в человеке встроено: он всегда думает о будущем, ему от этого не уйти. И второе – будущее знать полезно» (http://www.rg.ru/2011/02/09/bestuzhev-site.html). Прогнозы Бестужева-Лады не отличались особенным оптимизмом: «Человечество, как бы оно ни кичилось своим "разумом", – на деле всего лишь одна из популяций земной фауны, а смысл существования каждой популяции - всего лишь в воспроизводстве поколений. Нет воспроизводства – нет и популяции. По оценкам некоторых компетентных специалистов, весь этот гибельный процесс может уложиться в рамки XXI века, может быть, даже ближайших десятилетий обозримого будущего, после чего мир останется либо без человечества вообще, либо в состоянии, когда начинается возрождение чего-то нового, мутантного, на развалинах рухнувшей цивилизации». И даже так: «через четыре поколения заканчивается человек, и начинается совсем иная жизнь – появляются киборги».
Не хотелось бы, конечно; к сожалению, некоторые мрачные прогнозы имеют обыкновение так или иначе сбываться. Понятно, проще верить в какое-нибудь светлое будущее, только будущая реальность не слишком зависит от того, верим мы в неё или нет. «Но троянцы не поверили Кассандре»?

6 декабря 2015 года умер Валерий Бровко, гитарист, потом – аранжировщик и композитор, автор песен, мюзиклов и музыкальных пособий (включая «Beatles на уроках сольфеджио»).

8 декабря 2015 года умер Леонид Пивер, челябинский телережиссёр-легенда. Наверное, он был бы более известен, если бы в своё время перебрался на ЦТ, куда его упорно приглашали. Но – не захотел, остался достопримечательностью Челябинска. Хотя оптимизма и юмора Пиверу хватило бы на целый мегаполис. Впрочем, «Говорят, что, смеясь, мир расстается со своими пороками. Очевидно, этот афоризм придумали, когда телевидение еще не было изобретено».
И про конец света: «Ждем. Никто не приходит. А если придет – оглядится, ужаснется и уйдет обратно» (http://mediazavod.ru/articles/daily/drugie-rubriki/interview/110140/).
Л.Пивер: «Несправедливо, что у человека только одна жизнь. Первая была бы как пробник. Потом бы начиналась настоящая. А ты уже умный, все знаешь, ко всему готов, понимаешь: надо по-доброму относиться к людям, чтобы потом тебя вспоминали добрым словом».

13 декабря 2015 года умер Бенедикт Ричард О’Гормэн Андерсон, британские социолог, автор нашумевшей книги «Воображаемые сообщества». Под такими сообществами (виртуальными) Андерсон понимал прежде всего нации: «я предлагаю следующее определение нации: это – воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». Надо полагать, не без этого, но непонятно, почему к той же категории не отнести заодно и классы? чтобы ненароком не обидеть младшего брата П.Андерсона, марксиста из «новых левых»? Между тем, понятие «нация» предполагает некоторые реальные признаки (в частности, общий язык), тогда как понятие «класс» не базируется вообще ни на какой объективной устойчивой реальности («Сегодня приказчик, а завтра царства стираю в карте я»). Не говоря уже о том, что «Воображаемые сообщества» написаны на 20 лет позже, нежели «Колыбель для кошки», куда К.Воннегут уложил «боконистские» понятия «лже-карасс» и «гранфаллон» (и не забыл добавить самую главную заповедь: «Все истины, которые я хочу вам изложить – гнусная ложь»).
Разумеется, ни «нация», ни «класс» не являются абсолютно воображаемыми сообществами, скорее тут подошло бы слово «довоображённые», но нельзя не признать, что степень «довоображения» в понятии «класс» намного весомее, чем в понятии «нация».

16 декабря 2015 года умерла Лора Виталь (Лариса Оноприенко), певица, а кроме того – исполнительница небольших ролей в сериалах («Зона», «Кулагин и партнёры» и др.)

20 декабря 2015 года в Ярославле умер Евгений Тарабин, реставратор-керамист. «Последние годы Тарабин трудился над уникальным проектом – изразцовыми иконами-арками на Успенском соборе. Из трех задуманных он успел сделать две. Это икона Успение Пресвятой Богородицы, которая украсила центральный вход в Успенский собор, и Покрова Богородицы, выполненные в технике изразца. Высота и ширина икон – около шести метров. Для изготовления каждой понадобилось более 600 изразцов разной модификации... На счету Тарабина изразцы, которые украшают храмы музея-усадьбы «Коломенское» в Москве, монастыри Серафима Саровского в Кунцеве, Андреевский на Воробьевых горах» (http://www.yarnews.net/news/show/yaroslavl/22065/umer_yaroslavskij_restavrator-keramist_evgenij_tarabin.htm). И далее: «Он был какой-то недооцененный и в России и в области. Когда ему вручали награды во Франции, Бельгии, его зарубежные коллеги осознавали, какой глубокий и великий этот человек. А у нас…»

22 декабря 2015 года умер Леонид Владимиров (Финкельштейн), в прошлом – советский невозвращенец и соведущий передачи «Севаоборот» на Би-Би-Си.

24 декабря 2015 года умер Хашим Мустаев, в 1946-1964 годах – солист Кировского (Мариинского) театра, а в 1970 годы – художественный руководитель башкирского Ансамбля народного танца имени Ф.Гаскарова.

24 декабря 2015 года умер поэт Владимир Британишский. Говорить своим голосом, ни под кого (и ни под что) не подлаживаясь, сейчас не легко, но и в веке минувшем было ничуть не легче. Но кто-то пытался... «А поезд качает тебя во сне / Каждым своим колесом. / И мир в окне остается вне, / Бесплотен и невесом…» («Короткие мысли удобны в пути…», 1954 год).

27 декабря 2015 года умер знаменитый оператор Хэскелл Уэкслер. Можно даже сказать, легендарный – если ему приписывают работу над картинами, которые снимал не он (например, «Американские граффити» Дж.Лукаса и «Дни жатвы» Т.Малика со знаменитыми кадрами налёта саранчи, снятыми без компьютера, вживую – дескать, кто же, если не Уэкслер?) А если без приписок – останутся «Америка, Америка» Э.Казана, «Незабвенная» Т.Ричардсона, «Кто боится Вирджинии Вульф» М.Николса, «Мэтоун» Дж.Сэйлза, «Цвета» Д.Хоппера, «Блэйз» Р.Шелтона, фильмы Н.Джуисона и Х.Эшби, Ф.Вебера и Б.Эдвардса. Обычно прежде всего называют «Пролетая над гнездом кукушки» М.Формана, но там режиссёр и оператор, как известно, не нашли общего языка, и пришлось пойти на замену «в ходе матча» (фильм доснимал Б.Батлер). Кстати, Уэкслер должен был снимать и «Разговор», но общего языка с Ф.Ф.Копполой не нашёл изначально (два медведя в одной берлоге не уживаются?), и опять «дублёром» оказался Батлер. Но легендой стал именно Уэкслер – несмотря ни на что.
Кстати, сколько известно, при работе над фильмом «Холодным взором» жалоб на оператора Уэкслера со стороны режиссёра (Х.Уэкслер) продюсеру Уэкслеру не поступало. А если и было что-то, никто не выносил сор из избы.

27 декабря 2015 года умер ещё один прославленный американец – современный художник Эллсуорт Келли. Если бы тот же Уэкслер снимал фильмы, не включая камеру – наверное, это было бы не менее современно и актуально. По крайней мере, Келли считается классиком таких высокохудожественных направлений совриска как минимализм, «живопись жёстких контуров» (хард-эдж) и «живопись цветового поля». Поясним: на работе «Green White» начертан очень неровный зелёный круг на белом листе; найти там «жёсткие контуры» весьма трудно, но работа продана за 1,6 млн $. Не менее знаменитая работа «Ковбой» предлагает нам нечто среднее между балахоном ку-клукс-клановца и знаком радиоактивной опасности (продано за 1,7 млн $). Вопрос, умел ли художник рисовать, как и во многих других случаях, остаётся, мягко говоря, открытым. Впрочем, «Я сказал, я не хочу писать такие вещи, как женщины Пикассо и одалиски Матисса, лежащие на кушетках с подушками. Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде. Я не хочу повторять то, на что я смотрю» (http://contemporary-artists.ru/Ellsworth_Kelly.html). Кто бы спорил: если женщин на кушетках человек видел только на картинах Пикассо и Матисса, остаётся рисовать лишь зелёные круги и белые пропеллеры, никаких иных вариантов не просматривается, а если ненароком и просматриваются – не хочется это воспроизводить. Или (опять-таки) не получается.

28 декабря 2015 года умер популярный рок-музыкант Лемми (Иэн Фрэйзер Килмистер) – бас-гитарист, вокалист, лидер группы «Motörhead». Впрочем, иногда он выступал и с другими группами, например – с «Metallica».
Metallica & Lemmy Kilmister – Damage Case/Too Late Too Late, http://www.youtube.com/watch?v=ZU-ozANuIRs.

29 декабря 2015 года погиб 42-летний Иэн Мёрдок. Покончил с собой? убит полицейскими? ссылаться на душераздирающие истории, обильно сдобренные фантазией авторов и активно гуляющие по Сети, считаем излишним. Отметим другое: Мёрдока считают вторым по значимости (после Л.Торвальдса, понятно) человеком в сфере линукса. Пишут также, что для развития информационных технологий Мёрдок сделал больше, чем Б.Гэйтс или М.Цукерберг. Утверждать или опровергать не возьмёмся, но вполне возможно, так оно и есть. Было.

31 декабря 2015 года умерла певица Натали Мария Коул, многократный лауреат и номинант «Грэмми». Видимо, пошла в отца: Нэт Кинг Коул считается в США одним из лучших певцов XX века. Семейственность – страшная сила, и иногда это совсем не плохо.
Виртуальный дуэт отца и дочери – «When I Fall In Love», http://www.youtube.com/watch?v=PxS0Trxc59k.

И ещё один актёр: 31 декабря 2015 года умер Уилльям Уэйн МакМиллан Роджерс. По данным kinopoisk.ru, за 50-летнюю карьеру он снялся в 67 ролях, причём задействован был в основном в сериалах, включая «Дымок из ствола» и «Она написала убийство». Известным Роджерса сделали два доктора – Чарлз Майклс в «Вызове на дом» (номинация на «Золотой глобус») и, естественно, капитан медслужбы Джон МакИнтайр, он же Ловец (Trapper), отслуживший первые три сезона в тогда ещё комедийном сериале «M*A*S*H» («Чёртова служба в госпитале МЭШ»). Но любые доктора, экранные они или реальные, иногда оказываются бессильны.
У.У.М.Роджерс, 07.04.1933 − 31.12.2015


Очередной год закончился.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments