dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Откровенность за откровенность

Алексей Битов (poziloy)

«Просто я сам не люблю театр, и всякий раз, сидя в зале, чувствую, что было бы приятнее полежать на кровати и плевать в потолок». М-да, представляю, какую реакцию должно вызвать это «признание» по противоположную сторону театральных баррикад... Но напрасно оппоненты будут (если будут) метать громы и молнии в сорокалетнего тинейджера, порадовавшего публику очередным «откровением» (см. http://philologist.livejournal.com/8009937.html)... уверяю вас, совершенно напрасно – юноша в своём репертуаре, он «интересничает», привлекает к себе внимание очередным кукареком, не более того. Впрочем, особой любви к театру г-н Богомолов, надо полагать, и впрямь не испытывает: запасы любви у каждого из человеков, как ни крути, ограничены, а наши инфантильные Нарциссы – почти Мцыри: «Я знал одной лишь думы власть, / Одну – но пламенную страсть: / Она, как червь, во мне жила, / Изгрызла душу и сожгла». И в театр он подался, потому что ему «окончательно обрыдла филология» (стало скучно? или Нарцисс убедился, что филологу трудно привлечь к себе внимание, а атака лёгкой кавалерии тут не проходит?)
Ещё одно высказывание нашего героя – прежде, чем мы перейдём к «основной части»: «Режиссёр – единственный человек в процессе создания спектакля, для которого важен общий, глобальный результат, он не преследует какой-то частный, локальный интерес». На первый взгляд, верно – но только на первый, поскольку, по большому счёту, всё зависит от задачи, которую ставит во главу угла тот или иной участник процесса. О театральных художниках не говорю даже (Д.Боровский работал на «локальный интерес» или на общий результат?), да и актёр, к примеру, может исходить не из собственного «эго», а и из общей структуры спектакля... ну, и режиссёр – тоже: кому-то важен общий результат (сценическое воплощение исходного текста), а кто-то озабочен частностью (типа, главное – прокукарекать и привлечь внимание, а рассвет нынче никого не волнует).
Тут, пожалуй, решусь на небольшой крюк. Кого как, а меня откровенно удивил уважаемый А.Бартошевич: «Чуть раньше... Константин Богомолов поставил своего «Короля Лира». Я не ждал от него шекспироведческих изысков, просто потому, что я не мог получить ответа на простой вопрос: делай с классикой все что угодно, только докажи мне, почему ты нуждался именно в этой пьесе? Здесь за наворотом иногда безвкусных, иногда занятных, иногда невинных, иногда более чем эротически выразительных фантазий мало что осталось. Учитывая то, что Богомолов – человек утонченный и интеллигентный, это зрелище нельзя истолковать иначе как пренебрежение к истории постановок и к нормальному, здравому, совсем не школьному восприятию классики. Богомолов нисколько не доказал мне, что он нуждался именно в этой пьесе, чтобы устроить это забавное и далеко небесталанное безобразие. Но это было только начало большой режиссерской судьбы, которое в дальнейшем к Шекспиру отношения не имело» (http://www.timeout.ru/msk/feature/452815?utm_source=facebook&utm_medium=group&utm_term=post&utm_campaign=lenta). О «небесталанности» умолчу, об «утончённости» тоже (чем кумушек считать трудиться, вынужден оборотиться на собственную талию), да и не суть это всё важно, куда интереснее – вопрос: неужто К.Богомолов доказал А.Бартошевичу, что он нуждался в пьесах Уайльда и Пушкина, романах Достоевского и Дюма? Или закавыка в том, что Бартошевич – шекспировед, и «своего» автора ему жалко, а прочие – хрен с ними, пусть служат источником вдохновения для эротических фантазий нестареющего подростка? Впрочем, не только эротических: «отсюда два новых персонажа драмы: гробовщик Дядюшка Мудло (Роза Хайруллина) и Ангел Смерти Карлсон (Сергей Чонишвили)»: Мудло и Карлсон – это «дети Дюма» или материализовавшиеся обитатели Парка пубертатного периода?
Наконец, мы добрались до главной цитаты: «Это последствие усилившейся ставки на быдло, на то, что ему можно дать право диктовать свои вкусы, взгляды. 90 процентов людей, приходящих в Эрмитаж или музей Пушкина, не могут дать адекватную оценку что хорошо, а что плохо. Они приходят туда за тем, чтобы, увидев картины, узнать, что такое хорошо. Что такое хорошо, определяет определённый круг людей, помещая знания в виде экспонатов в музейное пространство, каталоги и так далее. Есть понятие экспертного сообщества, цивилизацией давно выработаны механизмы, которые позволяют отбирать. Когда приходят варварские времена? Когда необразованная толпа, не прошедшая сложную систему образования, получает право считать себя экспертом в тех или иных вопросах. И эти люди, ссылаясь на то, что произведение искусства оскорбляет те или иные чувства, будут вторгаться в музеи, громить скульптуры и рассказывать, что есть хорошо, а что плохо. Это с одной стороны, с другой – есть ряд людей, которые на этой волне делают карьеру. Очень удобно конкурировать с другими не своими профессиональными достижениями, а, например, объявить себя патриотом, кричать что и как нужно печатать, ставить и снимать. Имея в виду себя, конечно. При этом своего коллегу выставить в чёрном свете, обвинив его в том, что он не патриот, а агент иностранной разведки. Мол, про Родину нашу у него что-то не то снято. Такими методами бороться за деньги, за бюджет. Это самое отвратительное, когда идеология используется как дубинка в нечестной борьбе. Мне кажется, что государство должно вмешаться в этот процесс и остановить эту нездоровую нарастающую тенденцию» (не стал ничего вырезать, чтобы не помешать герою показаться нам во всей красе). Итак, прежде всего, г.Богомолов и его компания – «элита», а прочие – естественно, быдло. Сказано! Про «элиту» не буду, смешно (а элита – не «а элита», но что-то марсианское, безусловно, есть), а «быдло» – это, понятно, не мудло, близкое нашему герою. (Тут прямо стихами заговорить хочется: «Поскольку филология обрыдла – Люблю мудло и ненавижу быдло. И не нарадуюсь, когда мудла – Крутая каста-дивная кодла».)
Далее. «Что такое хорошо, определяет определённый круг людей, помещая знания в виде экспонатов в музейное пространство, каталоги и так далее». Ага, понятно, «определённый круг» помещает в музеи и каталоги всякие баночки и т.п., быдло не понимает, как это хорошо и вкусно, зато мудло въезжает на раз. Сюда же: «цивилизацией давно выработаны механизмы, которые позволяют отбирать». Вопрос: а когда появились кураторы? не иначе, давно, в пещерном веке, к восторгу тогдашних троглодитов. Что же касается механизмов, появившихся позже – увы, до мудла они так и не дошли.
А тут надо бы уточнить, о ком речь: «Когда приходят варварские времена? Когда необразованная толпа, не прошедшая сложную систему образования, получает право считать себя экспертом в тех или иных вопросах». Напомню: в театре эффект толпы создаётся весьма небольшим количеством исполнителей, так что Богомолов, возможно, имеет в виду группу «экспертов»-авторов известного журнала – что ж, в этом случае он прав, как никогда, публика там либо позабывшая (после соответствующей обработки) всё, кроме нескольких мантр, либо невежественная на удивление (сколько раз их уже на этом ловили? и сколько раз поймают ещё?)
«есть ряд людей, которые на этой волне делают карьеру». Точно! Волна, как ей и положено, подхватывает и выносит кого-то в критики и театроведы, кого-то – к примеру, в драматурги, а кого-то – извините, в режиссёры. Как обычно, чем невесомее объект, тем легче он перемещается «по морям, по волнам», а иногда на самый гребень возносится...
«Очень удобно конкурировать с другими не своими профессиональными достижениями, а, например, объявить себя патриотом, кричать что и как нужно печатать, ставить и снимать. Имея в виду себя, конечно... Такими методами бороться за деньги, за бюджет». Ну, почему обязательно «патриотом»? А если, к примеру, «новатором» – многое ли от этого изменится? Судите сами, проверить легко: «Очень удобно конкурировать с другими не своими профессиональными достижениями, а, например, объявить себя новатором, кричать что и как нужно печатать, ставить и снимать. Имея в виду себя, конечно... Такими методами бороться за деньги, за бюджет». Что не так? Тютелька в тютельку.
И апофеоз, конечно: «Мне кажется, что государство должно вмешаться в этот процесс и остановить эту нездоровую нарастающую тенденцию». Я путаю или кто-то совсем недавно выступал против государственного вмешательства, а тут вгорячах проговорился: он – за госвмешательство, если это вмешательство – в его интересах? Похоже, увлёкся Кибальчиш и выдал врагам «главную военную тайну».... Бывает.
И всё-таки напрасно Дядюшка Мудло косит под гробовщика – никого он не похоронит, руки коротки.
Язык, как выяснилось, длиннее.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments