dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Троллюшки-тролли...

Алексей Битов (poziloy)

Пару недель назад г-жа Дмитревская написала: «Битова принципиально не комментирую. Вредно для здоровья: он столько лет меня троллил, что имею право» (простите, ссылку давать не хочу, тут уж я – в своём праве, согласитесь). Ну, если честно, эта принципиальность появилась у неё только что: ещё недавно она пыталась меня зацепить то на одной странице, то на другой, но, видимо, решила: хватит. Это – её право, её, не спорю. И вообще, не могу не оценить, что она не назвала меня ни «упырём», ни «трупом», только «троллем» – всё-таки интеллигентная дама, да и северная столица наложила свой отпечаток. Короче, ценю.
А вот насчёт троллинга... тут давайте разберёмся. Нет, меня, слава Богу, почти никто не троллит, предпочитают в упор не видеть, хотя иногда срываются. Ну, опять-таки люди в своём праве: прекрасно понимаю, что лично их я никогда и ни в чём убедить не смогу, да и никто не сможет (кто не желает слышать – не услышит). Но речь сейчас не о своеобразном буддизме отечественного разлива, а о троллях и троллинге.
Понимаю, вопрос мой останется безответным (принципиально), но всё же. Дмитревская относит себя к оппозиции, я – тоже (мотивы у нас, видимо, разные, но это уже другая тема). Хочу спросить как художник художника... то есть как оппозиционер оппозиционера: Марина Юрьевна, а rospil Навального – это троллинг кооператива «Озеро» или как? Жаль, что Вы не ответите, очень жаль, но тут уж ничего не поделаешь.
Вообще-то троллинг – специфический (виртуальный) вид социальной агрессии. И тут встаёт любопытный вопрос: можно ли назвать агрессией действия против агрессии? С каких пор партизаны стали агрессорами? Их по-всякому называли, но до такого, вроде бы, не додумывались. Нет-нет, принципиальное молчание – не знак согласия, понимаю; с горя, чтобы не удаляться в монастырь (буддийский или какой-нибудь ещё, не суть), открываю Википедию. Впрочем, сначала всё-таки уточню – вдруг кто-нибудь возразит, что это я залез на их территорию, а не они – на мою. Не скажите: театр (и вообще искусство) – общая территория «производителей», «посредников» и «потребителей», и ни у кого нет права её присваивать, отчуждать, обносить забором с колючей проволокой. Так что – пардон. «Новаторы» тоже не с Луны свалились и не с Марса заброшены? Увы, так и есть, но попытка «отчуждения» (обнесения забором и вывешивания на воротах таблички «Быдлу вход воспрещён») – тоже разновидность агрессии (пытаются отнять чужую долю). Как и любой рейдерский захват, независимо от того, совершён ли он извне или изнутри.
Теперь всё же открою Википедию. На мой взгляд, статья «Троллинг» – не фонтан, но что имеем... Определение: «Троллинг – форма социальной провокации в сетевой коммуникации, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации». Господи, сколько раз уже повторял: тот, кому интересно «пробиться», не пойдёт против течения, но постарается его максимально использовать. Кстати, тут вообще забавная «вилка» (писал об этом когда-то, но давно): анонима всегда можно обвинить в трусости, а не скрывающего своего имени – в желании обратить на себя внимание. Не подскажете, а какой тут возможен третий вариант, чтобы не обвинили ни в том, ни в другом? Может, я чего не понимаю, но такового, вроде бы, не просматривается.
Ладно, продолжим изучение Википедии: «Прямой аналогии из обычной жизни для явления троллинга подобрать нелегко. Ближайшие понятия – это искушение, провокация и подстрекательство – то есть сознательный обман, клевета, возбуждение ссор и раздоров, призыв к неблаговидным действиям». Понятно, безответная г-жа Дмитревская принципиально не может привести пример лжи и клеветы с моей стороны, но, может быть, найдётся кто-нибудь, не столь принципиальный? Кроме того, неплохо бы объяснить, кого и с кем я пытаюсь поссорить и к каким именно неблаговидным действиям призываю.
А теперь посмотрим на проблему троллинга несколько с другой стороны. За примером целой группы сетевых пользователей, не брезгующих ни клеветой, ни ложью, а попутно пиарящих себя изо всех сил, далеко ходить не надо: это они и есть, наши «новаторы». С Ромасиком и прочим хамьём всё изначально ясно, клеветой ребятки никогда не брезговали, лжи в их «выступлениях» – что воды в океане. Плюс, разумеется, пиар, пиар, пиар – на каждом перекрёстке и едва ли не из каждого утюга.
Кстати, чаще всего этот троллинг наивен (свой пипл схавает любую лажу), но попадаются и более хитроумные варианты. «Масочный» пример: «Резкое сокращение номинаций, введение премиальной квоты для провинции, отмена экспертного отбора, дробление фестиваля и отправка его по частям в регионы с тем, чтобы в Москве выступали исключительно победители региональных смотров, а отбор проводили бы назначенные сотрудники Минкульта, – разговор на заседании Рабочей группы показывал, как именно государство намерено экспроприировать фестиваль» (Ю.Бедарева, http://www.colta.ru/articles/theatre/8904). Всё свалено в кучу: тут и заведомо бредовые «идеи» («чтобы... отбор проводили бы назначенные сотрудники Минкульта»), и вполне обсуждаемые предложения («сокращение номинаций»), и то, что явно стоит на повестке дня, но совсем не по нраву нашим монополистам («чтобы в Москве выступали ... победители региональных смотров»). В последнем предложении, безусловно, есть свои «уязвимые точки», но есть и очевидные плюсы: согласитесь, никакие самые расчудесные эксперты не могут объехать всю огромную страну; тут года никак не хватит, и «ступенчатая система» напрашивается сама собой (сколько знаю, подобную реформу предложили в своё время Г.Дадамян и Ю.Бобков; не уверен, что там было слово «исключительно», но это уже отдельный разговор). Короче, через запятую перечислены и темы для серьёзного разговора (который не устраивают монополистов), и явный бред. Это ли не сознательный обман, он же – троллинг?
Рядом с ним – троллинг прямой и грубый; к нему, в частности, относятся всяческие выступления в поддержку нового списка номинантов «Золотой Маски», якобы «сбалансированного» (убедиться несложно; чтобы не повторяться, вот ссылка – http://dik-dikij.livejournal.com/1247710.html). Впрочем, я бы всё-таки разделил два вида троллинга – первичный и вторичный: одни «гонят пургу» умышленно и целенаправленно (первичный троллинг), другие сами стали жертвами обмана и разносят по Сети враньё, в которое искренне уверовали (угодили в сети, так сказать). Но, по-любому, враньё от этого не перестаёт быть враньём, а троллинг – троллингом.
Кстати, ещё один интересный подвид троллинга – комменты-мантры, длинные и нудные: вроде бы, и отвечать на них надо, но после пятнадцатого раза отвечать на типовые (хотя и под разными никами) словесные наборы («Учение-Леманна-всесильно-потому-что-оно-верно» и прочее «Харе Кришна Кришна Харе») немного надоедает, но кормить тролля всё равно приходится, а то он своими мантрами ещё кого-нибудь глушить пойдёт...
Надо бы выделить и специализированный троллинг, целью которого является не блокирование оппонентов, а прямая вербовка новых сектантов. Классическим образчиком такого троллинга остаётся статья Д.Дондурея и К.Серебренникова «В поисках сложного человека», 6 лет назад опубликованная не где-нибудь, а в правительственной «Российской газете». Подзаголовок: «Как спасти культуру для тех, кто хочет думать и сомневаться»; типичный троллинг, если вдуматься: либо вы согласны, что «Не надо ненавистную многим современную культуру навязывать министерству культуры. Пусть министерство сохраняет памятники культуры. А наша параллельная структура – ЦИК может стать в дальнейшем заказчиком других плодотворных начинаний», либо не желаете спасти культуру (от коммерциализации), либо не хотите «думать и сомневаться». Несколько характерных пассов: «Новаторский фильм, экспериментальный спектакль, концерт современной музыки и выставка актуального искусства, конечно, делаются для продвинутой публики, и это так», «Необходимо довериться сложному человеку и вместе с ним поднять остальные сферы нашей жизни», «в Москве есть 25 из 250 залов, где показывают фильмы для тех, кто не разучился думать, сомневаться», «Сложный человек всегда предпочтет коды культуры, о которой мы тут говорим». Что это, если не троллинг? Скроено по испытанному лекалу: «наша ткань... Ее только умный и увидит»... и т.д. (морочить головы умели и тогда, когда об Интернете никто слыхом не слыхивал, тут ничего нового, экспериментального, «новаторы» не признают). Древнее оружие работает отменно, многие ловятся... и начинается цепная реакция «вторичного троллинга». Самое забавное (на самом деле – самое печальное), что те, кто сохранил реальную способность «думать и сомневаться», на подобную лапшу не клюнут, но есть и те, кто тушуется под агрессивным напором троллей. Многие, наверное, сталкивались с ушлыми продавцами, которые всучивали «загипнотизированным» самые ненужные или никуда не годные вещи... вот-вот, а сетевой коммивояжер – это и есть самый натуральный тролль.
Скорее всего, мне в ответ прозвучит неизбежное в таких случаях «Сам дурак!» (в смысле, «Сам тролль!») Что ж, в порядке эксперимента... Уверен, что я не одинок в своём отношении к втюхивателям «нового искусства»; понятно, кто-то из нас до рассвета, что называется, доживёт (а как же!) И тогда всё встанет на свои места: «Вам, может быть, известно, что тролли обязаны вовремя спрятаться под землю, чтобы рассвет их не застиг, в противном случае они превратятся в скалы, в горную породу, из которой произошли, и застынут навсегда». Вот и поглядим, кто окаменеет.

Ещё раз хочу поблагодарить Марину Юрьевну Дмитревскую за подарок в виде темы для поста. И корю себя за то, что не уловил её намёк раньше – ну, хотя бы тогда, когда главред ПТЖ лично входила в бригаду троллей по случаю снятия с «Золотой Маски-2015» небезызвестного спектакля (якобы, о Башлачёве).
К сожалению, до меня этот настоятельный намёк дошёл далеко не сразу.
Ничего, лучше поздно, чем никогда.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments