dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Безальтернативное

Алексей Битов (poziloy)

С чего начинать новую неделю, если не со списка номинантов «Золотой Маски-2016»? Деваться некуда, быть по сему. Разумеется, ограничусь драматическими номинациями, за музыкальные не скажу. Тут сразу возник технический вопрос: надо ли выкладывать списки номинантов? Загромождать текст не хочется, но и всухомятку распинаться негоже... в общем, мы выбрали нечто среднее – списки номинантов по трём основным позициям («Драма/Спектакль большой формы», «Драма/Спектакль малой формы», «Драма/Работа режиссёра») выложены внизу как приложение.
Подчёркиваю: речь пойдёт не о «качестве» того или иного номинанта, а только о «количественных показателях». Всего (по двум номинациям) на «Маску» выдвинуто 25 соискателей; 10 из них представляют Москву, 7 – Петербург, 8 – так называемую «периферию». Списки (не удержусь) заверены по всей форме: «Не возражаю. Полыхаев», «Согласен. Полыхаев», «Прекрасная мысль. Полыхаев», «Провести в жизнь. Полыхаев», «Какие чудесные номинанты! Как много провинции! Спасибо, экспертный совет!» (https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10205103610411678?pnref=story), «в нынешнем году Экспертный совет оказался на высоте. Отличный список номинантов!» (https://www.facebook.com/ignatson/posts/10204414091786652?__mref=message_bubble).
Начнём издалека, с «провинции». Если говорить о театрах, обитающих вне региональных столиц... что ж, их и впрямь необычно много – целых 3 (ровно столько же, сколько за 10 предыдущих лет); ещё 5 спектаклей/театров представляют местные столицы. Суммарная доля «провинциалов» составила 32%. Забавно: если бы спектаклей из «дальних мест» было не 8, а 7, их доля упала бы до 28%, что очень похоже на средний показатель за 10 последних лет (28,87%). В общем, эксперты «Маски» пошли навстречу провинции и добавили ей одну вакансию сверх обычной нормы; от комментариев воздержусь.
Зато соотношение между театрами из региональных столиц и не-столиц – тут не поспоришь, изменилось. Правда, есть одно «но»: в лонг-листе «Маски-2016» на 32 спектакля в местных столицах приходилось 5 спектаклей из «глубинки», а в «шорте» это соотношение подравнялось – 5:3. Совпадение или нарочитость? не знаю, судить не могу, просто констатирую факт.
Скажу несколько слов и о новых именах из этой самой «провинции», открытых нынешней «Маской». Ярославский театр имени Ф.Волкова к новичкам никак не отнесёшь – с 2006 по 2015 год он номинировался на «Маску» 4 раза, а режиссёр Е.Марчелли – и того больше (5 раз). Красноярский ТЮЗ «баллотировался» в 2014 году («Снежная королева», режиссёр Р.Феодори), уфимский театр имени М.Гафури – в 2008 (режиссёр тот же, что и сейчас – А.Абушахманов). Впервые отмечены на «Маске» Русский театр Удмуртии и новосибирский «Старый дом», но если ижевчане – безусловные дебютанты (режиссёр П.Шерешевский – в том числе), то с новосибирской столицей сложнее: режиссёр С.Александровский год назад уже номинировался на «Маску» – правда, как «экспериментатор», зато из Москвы (таганская «Группа юбилейного года»). Итак, один реальный дебютант.
А в глубинке? А.Песегов из Минусинска – режиссёр опытный и известный; в далёком 2004 году он уже отмечался на «Маске», потом эксперты о нём забыли, а сейчас вспомнили, очень вовремя и кстати. Серовский театр имени Чехова представлен впервые, чего не скажешь о режиссёре: А.Мерц-Райков попал в номинанты второй год подряд (в 2015 – из пермского «Театр-театра»). Остаётся Новокуйбышевск, тут дебютируют все – и город, и театр («Грань»), и режиссёр (Д.Бокурадзе). Нет, найдутся, конечно, злые языки, которые предположат, будто экспертов привлекла знакомая фамилия (в номинации «Драма/Роль второго плана» на «Маску» выдвинут участник этого спектакля Д.Богомолов), но лучше обойтись без инсинуаций и перейти к двум столицам.
Кстати, доля Москвы в списках номинантов несколько снизилась (40% против 45,24% за прошлые 10 «Масок»), а доля Питера чуть-чуть возросла (28% вместо 25,89%). Тут нам география, в общем, не нужна, лучше посмотреть, куда везёт нас знаток-извозчик.
10 московских номинантов можно разделить на три условных «группы»: 4+3+3. Последняя «тройка» – иностранцы; впрочем, один из них, И.Поповски, можно сказать, почти свой («Маску» он заинтересовал впервые), зато двое других – «гости столицы»: Р.Уилсон и одиозный Р.Кастеллуччи. Объединяют их, пожалуй, два момента: оба в нашем театре – легионеры, и оба считаются новаторами, хотя и разного толка.
А как с этим у отечественных режиссёров? Признанных новаторов всего 4 из 7: неизменные К.Богомолов и К.Серебренников, а также Ю.Бутусов и Д.Крымов. К Бутусову можно относиться, как угодно, но ярлык «новатора» приклеился к нему давно и прочно (помню, как на мою попытку заступиться за Бутусова достаточно известный театральный человек ехидно отреагировал: Да, из всех Серебренниковых он – лучший). На сей раз Бутусов представлен сразу двумя спектаклями, московским и питерским, а всего на его счету – уже 9 «масочных» номинаций (5 из них – за последние три сезона). Зато Крымов – относительно редкий гость на «Маске» (ранее номинировался в 2008 и 2013 годах). Ну, о двух остальных новаторах говорить, в общем-то, нечего; ограничусь напоминанием: Серебренников попал в номинанты в несчастливый 13-й раз (с 2003 года, с учётом двух «музыкальных» номинаций), а Богомолов – всего лишь в 9-й (с 2008 года).
Оставшаяся «тройка» – режиссёры, которых к «новаторам» не относят; правда, консерваторами их тоже назвать трудно, но копий вокруг них ломается гораздо меньше, и, пожалуй, это – всё, что их объединяет. Для справки: С.Женовач в предыдущие 10 лет номинировался на «Маску» 8 раз, К.Гинкас – 4, А.Бородин – дважды; как видите, не всякий признанный режиссёр может тягаться с особо популярными «новаторами».
А какая нынче погода в Питере? МДТ на сей раз не представлен, и БДТ получил почти половину питерской «квоты» – 3 спектакля из 7. Возможно, это – попытка поддержать А.Могучего во внутреннем конфликте, но наверняка утверждать не могу, поэтому перехожу к цифири. Представителей «дальнего зарубежья» в питерской театральной заявке намного меньше, чем в футбольной: одинокий словенец Т.Янежич (спектакль БДТ). Остальные 6 режиссёров – наши или близкие к тому. Корпус «новаторов» представляют Бутусов и Могучий (в номинации «Лучший режиссёр» в прошлой десятилетке представлен 5 раз), а также А.Жолдак (2 раза), М.Гацалов (2 раза) и, разумеется, Д.Волкострелов (4-е попадание). Что интересно, все они (кроме Гацалова, пропустившего целых 2 сезона) номинировались и на «Маску-2015». А компанию им составил В.Фокин (в предыдущие 10 лет – 7 попаданий, прошлый сезон пропущен).
Вот, собственно, и всё. Выводы, если угодно, делайте сами.
Между прочим, на Фэйсбуке состоялся хоть и короткий, но яркий диалог – уже цитированную резолюцию М.Давыдовой «Отличный список номинантов!» (https://www.facebook.com/ignatson/posts/10204414091786652?__mref=message_bubble) поддержал комментатор : «светлана курач И абсолютно сбалансированный». Но Давыдова вдруг возмутилась и пошла не только против комментария, но и против собственной резолюции: «Да-да, соблюдать баланс между интересным сегодняшним театром и театром позавчерашнего дня – это теперь прямо таки главная задача времени)».
Отсюда – два дополнительных вопроса:
1. Между кем и кем установлен баланс в списке номинантов по драматическому театру (кстати, рекордному по величине)?
2. Кто из номинантов (по меркам г-жи Давыдовой) может относиться к «театру позавчерашнего дня»?
Вопросы, конечно, интересные...

Приложение. Номинанты «Золотой Маски-2015».

ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
ZHOLDAK DREAMS, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
АЛИSА, Театр юного зрителя, Красноярск
БЕГ, Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
КАБАРЕ БРЕХТ, Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ СОФЬИ, Драматический театр, Минусинск
МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ, Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск
МАСКАРАД. ВОСПОМИНАНИЯ БУДУЩЕГО, Александринский театр, Санкт-Петербург
НЮРНБЕРГ, Российский академический молодежный театр, Москва
ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ, Гоголь-центр, Москва
ПЬЯНЫЕ, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
СКАЗКИ ПУШКИНА, Театр Наций, Москва
СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ, Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва
ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ», Театр драмы им. А.П. Чехова, Серов
ЧЕЛОВЕК, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
ЮБИЛЕЙ ЮВЕЛИРА, Московский Художественный театр им. А.П. Чехова

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
БЕККЕТ. ПЬЕСЫ, Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург
КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ?, Московский театр юного зрителя
МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ, Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль
О-Й. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва
САМОУБИЙЦА, Театр «Студия театрального искусства», Москва
ТАНЯ-ТАНЯ, Театр «Грань», Новокуйбышевск
ТЕЛЛУРИЯ, Александринский театр, Санкт-Петербург
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУЩЕСТВ, Электротеатр «Станиславский», Москва, и Socìetas Raffaello Sanzio, Италия
ЧЕРНОЛИКИЕ, Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ, Театр «Старый дом», Новосибирск

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Айрат АБУШАХМАНОВ , «Черноликие», Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа
Семен АЛЕКСАНДРОВСКИЙ , «Элементарные частицы», Театр «Старый дом», Новосибирск
Константин БОГОМОЛОВ , «Юбилей ювелира», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
Денис БОКУРАДЗЕ, «Таня-Таня», Театр «Грань», Новокуйбышевск
Алексей БОРОДИН, «Нюрнберг», Российский академический молодежный театр, Москва
Юрий БУТУСОВ, «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
Юрий БУТУСОВ, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Дмитрий ВОЛКОСТРЕЛОВ, «Беккет. Пьесы», Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург
Марат ГАЦАЛОВ, «Теллурия», Александринский театр, Санкт-Петербург
Кама ГИНКАС, «Кто боится Вирджинии Вулф?», Московский театр юного зрителя
Сергей ЖЕНОВАЧ, «Самоубийца», Театр «Студия театрального искусства», Москва
Андрий ЖОЛДАК, «Zholdak dreams», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Ромео КАСТЕЛЛУЧЧИ, «Человеческое использование человеческих существ», Электротеатр «Станиславский», Москва, и Socìetas Raffaello Sanzio, Италия
Дмитрий КРЫМОВ, «О-й. Поздняя любовь», Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва
Евгений МАРЧЕЛЛИ, «Месяц в деревне», Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль
Андреас МЕРЦ-РАЙКОВ, «Трамвай «Желание», Театр драмы им. А.П. Чехова, Серов
Андрей МОГУЧИЙ, «Пьяные», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Алексей ПЕСЕГОВ, «Колыбельная для Софьи», Драматический театр, Минусинск
Иван ПОПОВСКИ, «Сон в летнюю ночь», Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, «Обыкновенная история», Гоголь-центр, Москва
Роберт УИЛСОН, «Сказки Пушкина», Театр Наций, Москва
Валерий ФОКИН, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург
Петр ШЕРЕШЕВСКИЙ, «Маленькие трагедии», Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск
Томи ЯНЕЖИЧ, «Человек», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments