dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Читальный зал-45

Прислали недавно любопытную ссылку – «о вкусе и том, как отличить принца крови от самозванца». Честно говоря, про автора не знаю ничего, а к подобным высказываниям отношусь скептически – выучиться на подлинного аристократа невозможно (как и выучиться, к примеру, на драматурга уровня Шекспира или Чехова). Но нашим снобам (местного винзаводского разлива), пожалуй, полезно это почитать. Если, конечно, потребление «актуальной» бормотухи в особо крупных размерах ещё не привело к необратимой атрофии органов восприятия.

Андрей Маруденко о вкусе и том, как отличить принца крови от самозванца
(http://www.loyalroyal.me/andrey-marudenko-o-tom-kak-otlichit-printsa-krovi-ot-samozvantsa/)
Всего-навсего один фрагмент.

Вернемся к мере всего – чувству вкуса. Не считаете ли, что его попросили покинуть мир современного искусства.
А.М. Скажем так, в современном искусстве есть смысл, который имеет гораздо большее значение, чем эстетическая ценность произведения. Грубо говоря, важнее становится та зеленая тетрадочка, которая лежит рядом с инсталляцией и объясняет её суть, смысл художественного жеста, который выходит на первый план. Поэтому вы можете не уметь писать, но быть очень популярны и продаваемы. Другое дело, что за смыслы несет эта тетрадочка. Как правило, там нет особенной глубины, и порой все довольно примитивно. Не Лао Цзы. Но такова мода.
Занимает другое: поклонение современному искусству похоже на религию и её апологеты довольно нетерпимы. Когда вы говорите, что удивлены миллионной стоимостью испачканной мелом школьной доски, они идут на вас крестовым походом. Однажды неглупый человек доказывал мне в фейсбуке, что для меня унитаз – это всего лишь унитаз, а кучка дерьма в качестве инсталляции – это всего лишь кучка дерьма, и я не понимаю глубины заключенных туда тайн. Но что поделать, если эти тайны мне не интересны? Человечество накопило множество куда более глубоких тайн.

С этой странной нетерпимостью и я сталкивалась.
А.М. Что-то, что называется «современным искусством» эксплуатирует интеллектуальное тщеславие умных, но не мудрых людей. Оно предлагает им интеллектуальную игру вокруг очевидного и примитивного, повышая статус этих предметов с помощью этой зеленой тетрадочки и гарантирует рост самооценки апологета. Кроме того, всё это копирует технологии классической секты, где вам объясняют, что вы избранный, вам доступны некие тайны, которые недоступны профанам. Ваша самооценка растет: вам доступно недоступное массам, вы не толпа, вы — избранный. Разве это не привлекательно? Людям приятно тешить собственное эго. Тем более, что язык зеленой тетрадочки действительно непонятен широким массам. На этом и стоит современное искусство. И когда вы удивляетесь разрисованной школьной доске, посвященный в тайны растет в собственных глазах, ибо он-то знает, что это не просто доска! А вы, он надеется на это, не знаете.
Но есть еще и те, кто держит этот рынок и формирует стоимость. Я думаю, что они свободны от сектантских настроений, которые удачно эксплуатируют. Не удивлюсь, если для себя они покупают Рембрандта и Гойя.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments