dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Вне единства

Алексей Битов (poziloy)

Фразу «Inter arma silent Musae» обычно переводят не слишком точно – «Когда говорят пушки, Музы молчат» или что-то наподобие. Какие, на фиг, пушки? во времена древних римлян (с трудом, но припоминаю) артиллерией считались баллисты и катапульты, а изобретатель пороха ещё не родился (что было бы, если бы родился – см. У.Голдинг, «Чрезвычайный посол»). Короче, точный перевод известной фразы – "среди оружия Музы молчат". Оружия у нас много, от статистических данных (с одной стороны) до коллективных писем (с другой), а пороха явно маловато, так что война рискует затянуться. А Музы... подождут, не до них!
Впрочем, если без огнестрела, оружие (древнее) не создаёт такого шума, чтобы заглушить слабое пищание Муз. Стало быть, есть повод вслушаться.
Полагаете, буду комментировать список номинантов «Золотой Маски-2016»? Безусловно, буду, но не сегодня, а, скорее всего, на следующей неделе. Сейчас – о другом, хотя тоже, в общем, о театральной критике. Неладно что-то в этом королевстве; на мой взгляд, имеет быть очевидный системный кризис, и отнюдь не всё можно списать на монополию конкретной группировки/тусовки.
Понятно, по регионам (тем более – по отдалённым) нынче не наездишься: с командировками туго, а личная газовая скважина имеется отнюдь не у каждого театрального критика. Но изрядное количество критиков живёт в Москве, и тут, казалось бы, особых проблем нет – цены на городской транспорт, разумеется, кусаются, но не так, чтобы очень сильно, садись и поезжай. Не едут. Вернее, едут (идут), но в одни и те же театры – как солдаты в баню. Согласен, театров в столице нынче многовато (их разве что тапками не давят, а поголовье растёт и растёт)... но критиков-то больше, чем номеров в Тентуре! Понятно, некоторые уверены, что вне строя жизни не существует, но, надеюсь, не все «космонавты» – строевые? Остальным-то что мешает совершать регулярные одиночные рейды в неисследованные и малоисследованные глубины Галактики? Боязнь, что там, в глубине, их ждут кровожадные монстры? Вряд ли – и не с такими монстрами, надо полагать, доводилось сталкиваться в перенаселённой части Космоса. Тогда – в чём же дело? Нет уж, тут я буду, как гоголевский персонаж, который не даёт ответа: даже Мальчиш-Кибальчиш держался-держался, но так и не смог выдать буржуинам неведомую ему военную тайну.
Шутки шутками, но хотелось бы обратиться в космическое пространство хотя бы с двумя вопросами:
1. Господа (и дамы), кто из вас видел «Утиную охоту» в Театре неслышащих актёров «Недослов»?
2. Кто из вас видел моноспектакль Т.Горчаковой «Ипполит» (театр «111»)? (Тут, впрочем, знаю одного человека; всё правильно, моноспектакль – один к одному.)
Не хочу сказать, что спектакли шедевральны: тот же «Ипполит», как минимум, сыроват, есть вопросы и по «Охоте». Но для меня очевидно, что и тот, и другой заслуживают профессиональной оценки, причём «Недослов» – без скидок на «льготную категорию». Это – не самодеятельность, а профессиональный театр, хотя, повторюсь, далеко не идеальный. Между прочим, в куда более известных театрах (не только тусовочных) приходилось натыкаться на очевидную халтуру и откровенную фигню, с «изысками» в духе капустника и актёрами, явно не понимающими, что они здесь делают. И ничего, их принимают всерьёз и даже пишут похвальные отзывы на ФБ (повторю, речь не только о тусовщиках). Может быть, потому и принимают (и пишут), что устали от собственных стереотипов? Но тогда тем более стоило бы изменить маршрут и выйти за пределы заколдованного (ни разу не магического) круга.
Скажете, профессиональные критики могут во всяких самоделках увидеть то, чего не вижу я? Запросто, но я говорю не о том, чего я не вижу, а, наоборот, о том, что я вижу вполне отчётливо. Значит, они тем более должны это видеть! А если не видят – стало быть, глаз замылился, и опять-таки надо менять «место наблюдения», хотя бы время от времени.
Ну, так посмотрите (для начала) хотя бы «Ипполита» и «Утиную охоту». На мой взгляд, обе работы достаточно профессиональны. Я неправ? Возможно; что ж, докажите, что я не прав (лично я таких усилий, увы, не стою, но речь-то не обо мне одном!)
И вообще – нельзя же всё время по кругу ходить. А то и впрямь тоска одолеет и вынудит искать «разнообразие» там, где всё это разнообразие не стоит ломаного гроша.
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments