dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Кто о чём...

Алексей Битов (poziloy)

Вчерашний пост был посвящён Радио «Свобода» и группе околотеатральных агробиологов. Между прочим, в сетевой публикации можно прочитать и такое: «Андрей Пронин: ... Там почему-то появилось много людей в этом совете, которые позволяли себе резкие высказывания в адрес БДТМ и Андрея Могучева» (http://www.svoboda.org/content/transcript/27318901.html). Понятно, за «Могучева» г-н Пронин не в ответе, все вопросы – к расшифровщикам; с БДТМ – не так однозначно, и я на всякий случай погуглил. Есть такая партия, то бишь аббревиатура, и означает она – Борона дисковая тяжелая модернизированная. В общем, кругом – аграрный сектор, как ни крути.
Впрочем, если речь зашла о городе и деревне, признаюсь, как на духу: Пронина я вчера обидел, ни разу не процитировал. И сделал это, признаюсь, специально – как говорится, «на завтра перенёс». Завтра, однако, наступило – что ж, пора.
Цитата с сайта «Свободы»: «Зачем-то было заявлено требование жесточайшей ротации, стопроцентной ротации экспертного совета, что нарушает преемственность, что размывает критерии. Очень много в экспертном совете в этом году людей, которые вообще никогда не входили в экспертный совет, не представляют себе объем работы. Это же тяжелейший физический труд, это нужно отсмотреть более полтысячи спектаклей, каждый день надо находиться в театре, смотреть по несколько спектаклей по видео в день. Тут нужен навык. Новичков обычно принимали ограниченное количество, чтобы им могли помочь старшие товарищи». Оратор озвучил вечную мантру всех тех, у кого пытаются отнять монополию, причём в редакции «поздней» КПСС (оцените: «чтобы им могли помочь старшие товарищи» – преемственность налицо). Но ещё более интересен предыдущий пассаж: «Есть такой господин Юрьев, уважаемый театровед, специалист по Ибсену, но этот человек сам неоднократно писал в Фейсбуке, что он ненавидит современный театр, он понимает, как все это плохо и смотреть ему необязательно для этого. Тоже непонятно, зачем привлекается человек, который откровенно заявляет, что ему современный театр неприятен». (В скобках: словосочетание «современный театр» в данном контексте следовало взять в кавычки, но это опять же не к г.Пронину). Вопрос на засыпку: допустим, А.Юрьев написал что-то подобное (мне не попадалось, но это ни о чём не говорит); допустим, но почему же тогда никого не удивляет, что в эксперты год за годом привлекаются люди, на дух не принимающие театр, условно говоря, классический? к примеру, та же М.Давыдова? или два «свежих» эксперта «Золотой Маски-2017», Е.Ковальская (автор прелестного афоризма «эксперимент, поход в неведомое, создание еще никем не создававшегося – и есть суть искусства», см. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204363462519357&id=1613861036&comment_id=10204368299480278¬if_t=like, вошла в Экспертный совет в 4-й раз за последние 8 лет – видимо, для того, чтобы передать опыт «младшим товарищам») и А.Пронин? Кстати, цитата: «театральные критики Елена Ковальская и Андрей Пронин – историк культуры, театральный критик, соучредитель Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», автор журналов «Театр», «Театральный Петербург» и других» (http://www.kommersant.ru/doc/2841646). Что ж, самое время вспомнить г.Пронина как «историка культуры», а заодно и пояснить, как он связан с темой «город и деревня». Вдохнули поглубже – и: «Феномены зрительского восприятия возвращают нас не только в пресловутый 1948-й, но и совсем глухие 20-е, когда недоурбанизированная крестьянская аудитория впервые посещала театральные представления. «Оселянивание» в социальном плане произошло разительное: гегемон-пролетарий и интеллигент «в первых поколениях» сбросили социальные личины, как надоевшую униформу... Значительная часть петербургской театральной публики сегодня прискорбным образом напоминает селян, которые тщатся приноровить театральное искусство к собственным представлениям о культуре и досуге» («Смычка театра и деревни», журнал «Театр», 2011, № 4, см. http://oteatre.info/smychka-teatra-i-derevni/).
Кроме всего прочего, опять двадцать пять – в роли тайной Музы (или тайного Муза?) наших новаторов часто выступает ехидный дедушка Фрейд, куда же без него? не новаторы ли, случайно, «тщатся приноровить театральное искусство к собственным представлениям о культуре и досуге»? сюда же – и бестактный радиовыпад г.Пронина в сторону однопартийцев («подавляющее большинство просто люди, которые бегут туда, где дают деньги»), и ещё парочка проговорок в манифесте 2011 года: «подсознательная самоидентификация многих «новых» зрителей очевидна. Они и впрямь дети на утреннике...» или «для советского театрала важное значение имели «бренды». В БДТ ходить престижно, значит мы пойдем туда. Любой ценой». Да, в последнем случае Пронин отчасти прав: в советские времена не трендили и не брендили (слова «тренд» и «бренд», увы, не входили в обиход тогдашних «селян»), зато мода диктовала многое; модными были и БДТ, и Малая Бронная, и Современник, и Таганка, и Ленком – не самый плохой выбор, скажем честно. Разумеется, бывало всякое (от греха подальше приведу пример из литературы – «Альтист Данилов» был когда-то в большой моде, но забылся быстро и, надо полагать, навсегда). Нельзя отрицать, что, если есть мода, должны быть и законодатели мод; они, конечно, были, но следовало ещё и попасть на волну, на которой работало «сарафанное радио»; в сущности, это радио и являлось главным законодателем мод (спасибо советской цензуре). Теперь – не то: на первый план вышли кураторы, имеющие свой гешефт и (или) свою «минуту славы»; ни в какие волны попадать уже не надо («Здесь сильно штормит», со всеми вытекающими), любое говно можно выдать за шоколадку, пипл схавает и оближется. Приём у новых «законодателей», чего уж там, один, из «Голого короля», но он по-прежнему работает. Что мы, по сути, имеем? Всё то же: гремучую смесь невежества со снобизмом. Тот же г-н Пронин, видимо, является не только «театральным критиком» и «историком культуры», но ещё и благородным доном в 28-м поколении, потомком знатного рода, традиционно презирающего холопов смердящих... если угодно, «снобом-интеллектуалом».
Как тут не привести восхитительную цитату? «Это мы, снобы-интеллектуалы, можем слушать «Рюмку водки на столе» и что-то такое в ней находить, как-то с этим соприкасаться и как-то этот дискурс сопереживать. Но мы можем сопереживать и другому дискурсу, а многие люди к какому-то другому дискурсу подключиться не могут». Типа, «мы, снобы-интеллектуалы», можем, конечно, и «плодово-ягодного» вкусить, но можем и от ослиной мочи кайф словить, чем и отличаемся от «многих людей». Нет, про «Рюмку водки» – это не Пронин, это другой притеатральный вундеркинд, Д.Волкострелов (http://www.business-gazeta.ru/article/143587/ ).
Не могу судить, какую живительную влагу вкушал Волкострелов перед этим интервью, но из парня попёрло («Остапа несло», скажем так). Особое внимание наш вундеркинд на сей раз уделил художникам: «Мы же понимаем, что современный художник может вообще не уметь рисовать. Может вообще ничего не уметь. Но если он умеет работать с идеями, которые актуальны сегодня, он, безусловно, является художником». Для начала отмечу, что это – отнюдь не свежая мысль, а слегка переиначенная цитата из знатного куратора Е.Дёготь: «рисовать художнику не обязательно, хотя что-то уметь делать руками он должен» (гусары, молчать! ссылка для остальных – http://lenta.ru/conf/degot/).
Кстати (реплика в сторону). Из того же источника: «Искусство в современном понимании – это то, что висит в музеях и выставляется в галереях». Сравните: «Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Одни учителя, сразу видно.
Но вернёмся к нашему «снобу-интеллектуалу». Опустим его глубокие познания в истории живописи («Все прекрасные картины, которые мы очень любим и которые все очень красивые, они писались не для музеев, а для того, чтобы висеть у богатых людей над камином и ублажать их взор»... угу, Рафаэль писал Мадонн для того, чтобы они висели над камином... о Босхе и Брейгеле-старшем вообще молчу). Лучше сразу перейдём к главному:
«– Кто же заказчик у современного художника?
– Он работает с куратором, отбирающим произведения на выставки и прочее...
Изменилась структура арт-рынка. Сегодня между заказчиком и художником стоит фигура куратора
». Похоже, «рюмка водки» (или не водки) попалась «не той системы», бывает; короче, не утерпел Мальчиш-Кибальчиш, выдал всю их Военную Тайну... печалька, да.
Видите, как всё просто? Главная фигура «нового искусства» (включая «новый театр») – куратор. А вокруг Ассоциации кураторов вьются юные Кибальчиши или Плохиши (нужное подчеркнуть), кто-то – с прицелом на «бочку варенья», «корзину печенья» и «минуту славы», а другие – так, бескорыстно, лишь бы не казаться «отсталыми». Тут всё годится – и двойные стандарты, и обыкновенное враньё.
А вы говорите, «Золотая Маска»...

P.S. Да, об «актуальности». Напомню, из «сноба-интеллектуала»: «если он умеет работать с идеями, которые актуальны сегодня, он, безусловно, является художником». С идеями работают философы, социологи и даже политтехнологи (идеи у последних, конечно, примитивны, но от этого тем более «актуальны»); значит ли это, что все они – художники («Киса, я хочу вас спросить, как художник – художника: вы рисовать умеете?») А сегодняшний номер газеты (даже если там нет ничего, кроме вранья) всегда «актуальнее», чем «Гамлет» или «Дядя Ваня», вместе взятые, и надо быть полным «интеллектуалом», чтобы этого не понять. Некоторым, однако, удаётся...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments