dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Всё перепуталось, и страшно повторять...

Алексей Битов (poziloy)

В «Новой газете» появилась статья М.Токаревой «Что сказала Маргарита, пролетая на метле» (http://www.novayagazeta.ru/columns/70469.html). Почти во всём согласен с Токаревой – по большому счёту, кроме одного: слишком много негатива высказано в адрес К.Кокшенёвой. «Но у Кокшенёвой – дикие взгляды!» – говорили мне на этой неделе разные театральные люди; типовой ответ нашёлся сразу: А что, взгляды Давыдовой – менее дикие? Дик-дикие тут ни при чём, антилопы не водятся ни на «Территории», ни вокруг неё, но это – к слову; намного интереснее реакция моих собеседников обоего пола – все хохочут, иногда до слёз. И правильно делают.
Между прочим, Кокшенёва, насколько знаю, нигде не высказывалась против участия в Экспертном совете А.Карась или «отказницы» А.Шендеровой, то есть она готова решать судьбу национальной театральной премии наряду с представителями противоположного лагеря, тогда как они предпочитают действовать исключительно в своём кругу. Парадоксально, но в данном случае, заметьте, именно Кокшенёва отстаивает либеральный подход: каждый человек вправе иметь свои взгляды и не может подвергаться дискриминации, если даже его взгляды кого-то не устраивают. И, напротив, «подписанты», потребовавшие от А.Калягина распустить новый Экспертный совет, потому что в его состав вошли не те люди, выступили как истинные антилибералы. Вот ведь как всё смешалось – теперь уже и в реальном мире.
Более того: «Новая газета» нападает на «противников режыма», а режымные «Известия» охотно дают слово «пламенной оппозиционерке» и тиражируют её глюки в особо крупных размерах. Уж этого-то точно не может быть, если немного включить логику. Можно, конечно, предположить, что «Известия» специально дали М.Давыдовой возможность саморазоблачиться, но слишком это тонко для нынешних СМИ и их читателей... хотя Давыдова, естественно, постаралась, как могла.
Вопрос: «Каковы будут критерии отбора в ассоциацию?» (имеется в виду «Ассоциация театральных критиков», о создании которой РАПП-2 поспешно заявил на прошлой неделе).
Давыдова: «Да простые критерии. Члены ассоциации должны быть театральными критиками. Критиком считается человек, который пишет об актуальных событиях и проблемах театральной жизни, публикует тексты в ведущих профильных и непрофильных изданиях... Критики – профессионально пишущие о современном театре люди».
Вопрос: «А Капиталину Кокшеневу возьмете в ассоциацию?» (вниманию журналиста: Кокшенёву зовут Капитолина, не путать с Виталина и разлюли-малина).
Давыдова: «Если две трети членов ассоциации увидят в этом человеке своего коллегу, то да. Повторяю, устав пока в процессе разработки».
Вопрос: «Как вы считаете, у нее есть шанс? Она соответствует профессиональным критериям?»
Давыдова: «Я лично думаю, шансов мало. Большая часть сообщества не признает ее своей коллегой. Театральные критики – особая порода людей, они непрерывно посещают театр, премьеры, фестивали. Они чуть ли каждый вечер проводят в театре. Мы все друг друга знаем в лицо. Но о существовании критика Капитолины Кокшеневой мы до недавнего времени даже не подозревали» (http://izvestia.ru/news/593820). Итак, г-жа Давыдова выдала страшную тайну: одна треть членов ещё не рождённой Ассоциации может заблокировать приём в «критики» любого, кто им не нравится. А если учесть, что в состав учредителей вошла мощная бригада граждан, связанных с журналом «Театр» (даже <директор по распространению и рекламе>, см. http://oteatre.info/editorial/)... Короче, именно они собираются решать, кто у нас критик, а кто – нет. А если Вы в эту группировку не входите, но Вас туда всё же приняли, советую ходить на конюшню со своей плёткой, оно гигиеничнее как-то. И уж точно в таких условиях надо говорить не об «Ассоциации театральных критиков», а о Рабочей Ассоциации критиков, приближённых к журналу «Театр», и их тактических союзников.
Ещё одна деталь: если верить Давыдовой, «о существовании критика Кокшеневой мы [в смысле, они] до недавнего времени даже не подозревали», но, когда была озвучена её фамилия, все сразу же закричали – «бяка! бяка!». Вообще-то, чтобы судить о критике, о нём надо хотя бы что-то знать, но не будем же мы требовать логики от г-жи Давыдовой.
Разумеется, надо сказать несколько слов и насчёт «особой породы людей», выведенных, надо полагать, в особо секретных лабораториях. Тут придётся провести раскопки – правда, неглубокие. Давным-давно, в 2010 году, г-жа Давыдова, в ту пору подвизавшаяся на openspace.ru, решила выявить «Самые маргинальные театры столицы», для чего опросила некоторое количество критиков, куда они ходят, а куда нет. Как выяснилось, из шестёрки, которую мы сейчас вспомним, самой старательной была Е.Ковальская: из 81 театра она ходила в 54, не ходила в 27. А.Карась не дотянула до половины (была в 40, не была в 41), несколько хуже показатели Г.Ситковского (39/42), Д.Годер (37/44), К.Матвиенко (34/47) и А.Шендеровой (32/49). Почему я выбрал именно их? Да потому, что Карась, Ковальская и Матвиенко входили в Экспертный Совет «Золотой Маски-2010», годом ранее экспертами были Матвиенко и Ситковский, годом позже – Годер, Ковальская, Ситковский и Шендерова. Что характерно, вся «шестёрка» ходила в основном по одним и тем же адресам (и не ходила, естественно, тоже). Возможно, Кокшенёву они там не встречали – но, может быть, просто потому, что она проводила вечера в тех театрах, которые дружная бригада обходила стороной? Да, на всякий случай: показатель самой Давыдовой – положительный, 41/40.
Очень любопытная деталь. Известно, что в «драматическую» номинацию на «Маску» попадают в основном спектакли из Москвы (почти половина) и Петербурга (около четверти); среди оставшихся, понятно, преобладают номинанты из региональных столиц. А знаете, сколько за 10 лет набралось номинантов за вычетом всяческих столиц? Не поверите – целых 3 из 168 (1,8%).
Троицу грех не перечислить:
2008 год«Гроза», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Магнитогорск (режиссёр Л.Эренбург);
2011«Экспонаты», Драматический театр, Прокопьевск (режиссёр М.Гацалов);
2014«Облако-рай», Театр драмы им. А. Савина, Лысьва (режиссёр В.Тыщук). Правда, не все три спектакля ставили местные режиссёры, но не будем цепляться к мелочам.
Если уж дело дошло до статистики, приведу ещё несколько цифр. По идее, музыкальных критиков меньше, чем драматических, так что в эксперты они должны попадать в полтора-два раза чаще. Если в Экспертный совет «Золотой Маски» по музыкальному театру за 10 лет входили 35 критиков – то экспертов по драматическому (и кукольному) театру за это время должно было набраться, по крайней мере, человек 45-50. Но в реальности, увы, их почти столько же, сколько «музыкантов» – 36. Чтобы не было никаких сомнений, составы всех 20 Экспертных советов с 2007 по 2016 год включительно выложены как Приложение.
Всё, цифры отложили. Теперь – несколько слов о музыкальной, так сказать, критике. Казалось бы, у представителей этой профессии обязательно должен быть хороший слух. Нет: мало того, что фальшивят, так ещё и не в унисон.
Высказывание номер раз: «Интересно, что в последние годы в каждом новом составе ЭС кроме действующих критиков, аналитиков и журналистов всегда работали люди из Минкульта, хоть это и не было записано в уставе, причем без всяких идейных обоснований... Теперь Минкульт поменял в ЭС своих сотрудников на журналистов по выбору – налицо новый план по размыванию репутации самого профессионального сообщества: принята тактика внедрения под прикрытием» (Ю.Бедерова, http://www.colta.ru/articles/theatre/8904). Про репутацию промолчу, на лексике из архивов КГБ задерживаться тоже не стану, достаточно отметить главное: оказывается, в прошлые годы в каждом Экспертном совете заседали «люди из Минкульта». Ладно, берём на заметку.
Высказывание номер два: «И составы экспертных советов, и состав жюри предлагает дирекция «Золотой маски», затем их утверждает секретариат Союза театральных деятелей (куда входят директора крупнейших театров страны и большие актеры). Так было всегда. В этом году в формирование экспертных советов решило вмешаться Министерство культуры – и именно против результатов этого вмешательства восстали 120 театральных критиков со всей страны, подписавшие письмо протеста и только что учредившие собственную Ассоциацию для защиты свободного развития театра» (А.Гордеева, http://lenta.ru/articles/2015/10/23/maska/). Ну, есть в этой версии некоторые явные неточности: так, в Секретариате СТД – 27 человек, см. http://stdrf.ru/o-soyuze/struktura-soyuza/sekretariat/; в списке – 10 актёров (плюс, наверное, А.Калягин), 7 худруков, 2 директора театра и 8, условно говоря, прочих лиц; таким образом, «крупнейшими театрами страны» (по Гордеевой) оказались Свердловский (так на сайте) академический театр музыкальной комедии (директор М.Сафронов) и Московский государственный академический театр оперетты (директор В.Тартаковский); похоже, музыкальный критик дал дрозда. Будем надеяться, в остальном Гордеева не ошиблась: итак, комиссии СТД к формированию Экспертных советов ранее не привлекались, а чиновники Министерства культуры (те же С.Апфельбаум и А.Махмутова) включались в Совет по инициативе Дирекции «Золотой Маски». А теперь Минкульт (соорганизатор «Маски») сам назвал экспертов, и не чиновников, а театральных профессионалов, что возмутило 120 театральных критиков до самых глубин души. Не смешно, нет?
В общем, два музыкальных критика общими усилиями подтвердили, что назначение экспертов на сей раз (в отличие от прошлых лет) происходило вполне логично, и проблема не в «государственном вмешательстве», а в том, что монополиста (в лице Дирекции) несколько потеснили, а он так привык распоряжаться «Маской» по щучьему веленью, по своему хотенью...
Тут просто необходимо привести ещё одну цитату. По порядку: «На самом деле «Золотая маска» за 20 лет существования стала очень уважаемой и авторитетной, действительно национальной премией. Ее ценят главным образом в провинции, хотя и в Москве любой театр будет рад получить эту награду». Забавно: «Маски» получают в основном представители Москвы, Питера и ещё 3-4 городов, которые трудно назвать провинцией. Но читаем дальше: «Никто не спорит, свои проблемы есть у любой институции: в последние 10 и особенно, наверное, лет 5 «Маска» в первую очередь ориентировалась на поисковое, новое, авторское и сложное театральное искусство. Поэтому на фестиваль автоматически не попадали театры архаичные и традиционные, которым это было обидно. «Маска» всё более и более модернизировалась и в результате модернизировалась настолько, что настроила против себя большую часть театральной общественности, что также нельзя списывать со счетов» (А.Солнцева, http://www.ej2015.ru/?a=note&id=28836# ). Если внимательно прочитать весь текст от начала до конца, нетрудно заметить, что этот фрагмент несколько «выбивается» не только по смыслу, но и по стилистике; судя по всему, его вписали отдельно. Любопытно, нет? При этом отметим, что правке текст не подвергался, ляпы там ходят стаей, как поборники «нового театра» («Капиталина Кокшинёва», «письмо Колягину», «Марина Ревякина»). Но вставка, однако, появилась, и 3 предложения содержат сразу несколько признаний, поразительных по своей художественной силе (««Маска»... настроила против себя большую часть театральной общественности» – ударение не навязывается, понимайте, как угодно).
А дальше – тоже небезынтересный «загиб»: «критики [нынешней «Маски] не представляют себе, что за сила придёт на смену вполне человеческой, не всегда объективной, не безошибочной, увлекающейся «Маски». Те, кто придет на смену, просто разрушат этот институт, и «Маска» станет такой же премией, как, например, «Витязь» или «Орёл»». Справка: среди последних победителей «Золотого Витязя» – зеленоградская «Васса» (лауреат прошлой «Золотой Маски») и пермский «На дне» в постановке С.Федотова, так что Солнцевой неплохо бы подучить матчасть (как выражается г-жа Давыдова). Но ещё интереснее – сама логика: у нас, конечно, не всё хорошо, но наши оппоненты ещё хуже. Между прочим, этот тезис активно обкатывался на последних президентских выборах – не помните, чьей командой? А автором этой замечательной стратегии называли, однако, В.Суркова – и впрямь в его стиле. Похоже, «борцы с режымом» не обошлись без консультантов от этого самого режыма... Уши-то торчат, хотя сбитые с панталыку тинейджеры их по-прежнему не видят и всё ещё не понимают, кто ими дирижирует.
А для остальных – ещё одна цитата, из совсем другого автора: «Алексей Битов А посмотрите на результаты их "руления": 1. Утверждены определённые "тренды" (если угодно, стандарты), следовать которым обязательно; 2. захвачены ключевые позиции в СМИ, включая сетевые; оппоненты лишены права голоса и в значительной степени переведены на положение маргиналов; 3. создан достаточно мощный "комсомол", который должен через несколько лет остаться без конкуренции - остальная часть поля выжжена. И т.д. Про уничтожение отдельных театров даже не напоминаю» (https://www.facebook.com/poziloy/posts/936052599781129?pnref=story).


Приложение.
Экспертные советы «Золотой маски», 2007 – 2016 годы.
Музыкальный театр (в скобках после года – количество экспертов).
2007 (8) Майя Крылова, Юлия Бедерова, Анна Ветхова, Анна Галайда, Наталья Курюмова, Виолетта Майниеце, Сергей Ходнев, Марина Чистякова
2008 (8) Елена Третьякова, Лариса Барыкина, Екатерина Бирюкова, Анна Галайда, Наталия Звенигородская, Татьяна Кузовлева, Ирина Муравьева, Сергей Ходнев
2009 (8) Елена Третьякова, Дмитрий Абаулин, Екатерина Бирюкова, Наталия Звенигородская, Наталья Курюмова, Илья Кухаренко, Ярослав Седов, Дмитрий Циликин
2010 (9) Екатерина Бирюкова, Дмитрий Абаулин, Лариса Барыкина, Анна Галайда, Владимир Дудин, Илья Кухаренко, Виолетта Майниеце, Ирина Муравьева, Ярослав Седов
2011 (9) Елена Третьякова, Лариса Барыкина, Анна Галайда, Анна Гордеева, Владимир Дудин, Наталия Звенигородская, Ирина Муравьева, Ольга Пузько, Сергей Ходнев
2012 (10) Екатерина Бирюкова, Дмитрий Абаулин, Анна Галайда, Анна Гордеева, Вадим Журавлев, Татьяна Кузовлева, Илья Кухаренко, Виолетта Майниеце, Елена Привалова, Дмитрий Ренанский
2013 (9) Лариса Барыкина, Дмитрий Абаулин, Екатерина Васенина, Вадим Журавлев, Екатерина Кретова, Наталья Курюмова, Елена Привалова, Дмитрий Ренанский, Инна Скляревская
2014 (8) Лариса Барыкина, Марина Гайкович, Анна Галайда, Наталья Звенигородская, Александр Колесников, Ольга Федорченко, Дмитрий Циликин, Елена Черемных
2015 (9) Юлия Бедерова, Дмитрий Абаулин, Варвара Вязовкина, Марина Гайкович, Ольга Горлова, Илья Кухаренко, Дмитрий Ренанский, Инна Скляревская, Елена Федоренко
2016 (11) Екатерина Бирюкова, Марина Гайкович, Анна Галайда, Анна Гордеева, Лариса Долгачева, Владимир Дудин, Александр Колесников, Майя Крылова, Наталья Курюмова, Илья Кухаренко, Елена Черемных

За 10 лет (выделены фамилии тех, кто подписал письмо на имя Калягина с призывом распустить «неправильный» совет-2017).
По 1: Е.Васенина, А.Ветхова, В.Вязовкина, О.Горлова, Л.Долгачева, Е.Кретова, О.Пузько, Е.Федоренко, О.Федорченко, М.Чистякова
По 2: Ю.Бедерова, В.Журавлев, А.Колесников, М.Крылова, Т.Кузовлева, Е.Привалова, Я.Седов, И.Скляревская, Д.Циликин, Е.Черемных
По 3: М.Гайкович, А.Гордеева, В.Дудин, В.Майниеце, И.Муравьева, Д.Ренанский, Е.Третьякова, С.Ходнев
По 4: Н.Звенигородская, Н.Курюмова
По 5: Д.Абаулин, Л.Барыкина, Е.Бирюкова, И.Кухаренко
7: А.Галайда
Обратите внимание, как возрастает доля «подписантов» по мере увеличения количества участий в Экспертных советах. Наверное, совпадение. Та же картина наблюдается и во второй номинации, где «подписантов», однако, побольше.

«Драматический театр и театр кукол». Здесь данные чуть поподробнее – после фамилии эксперта в скобках указано, в который раз он был задействован (не учтены результаты 1995 и 1996 года).
2007 (8) Марина Давыдова (4), Ольга Глазунова (8), Екатерина Дмитриевская (8), Олег Лоевский (3), Владимир Спешков (деб.), Александра Тучинская (деб.), Ирина Холмогорова (3), Алла Шендерова (деб.) 21:8
2008 (8) Ирина Холмогорова (4), Ольга Глазунова (9), Дина Годер (5), Екатерина Дмитриевская (9), Олег Лоевский (4), Елена Маркова (4), Кристина Матвиенко (деб.), Алла Шендерова (2) 30:8
2009 (8) Роман Должанский (5), Александр Вислов (деб.), Алексей Гончаренко (деб.), Олег Лоевский (5), Кристина Матвиенко (2), Майя Одина (деб.), Глеб Ситковский (3), Евгения Тропп (деб.) 11:8
2010 (8) Ирина Холмогорова (5), Александр Вислов (2), Алексей Гончаренко (2), Татьяна Джурова (деб.), Олег Лоевский (6), Алена Карась (деб.), Елена Ковальская (деб.), Кристина Матвиенко (3) 13:8
2011 (10) Дина Годер (6), Софья Апфельбаум (деб.), Александр Вислов (3), Алексей Гончаренко (3), Елена Ковальская (2), Олег Лоевский (7), Глеб Ситковcкий (4), Владимир Спешков (2), Евгения Тропп (2), Алла Шендерова (3)
2012 (11) Дина Годер (7), Алексей Гончаренко (4), Екатерина Дмитриевская (10), Олег Лоевский (8), Кристина Матвиенко (4), Алеся Махмутова (деб.), Павел Руднев (деб.),Татьяна Тихоновец (3), Евгения Тропп (3), Алла Шендерова (4), Марина Шимадина (деб.)
2013 (10) Марина Давыдова (5), Ксения Аитова (деб.), Александр Вислов (4), 39/42 39/42 Елена Герусова (деб.), Алексей Гончаренко (5), Екатерина Дмитриевская (11), Олег Лоевский (9), Кристина Матвиенко (5), Алеся Махмутова (2), Ирина Холмогорова (6)
2014 (8) Елена Ковальская (3), Елена Герусова (2), Алексей Гончаренко (6), Нияз Игламов (деб.), Наталья Каминская (2), Кристина Матвиенко (6), Павел Руднев (2), Анна Шавгарова (деб.)
2015 (9) Глеб Ситковский (5), Анна Банасюкевич (деб.), Алексей Гончаренко (7), Елена Груева (деб.), Нияз Игламов (2), Наталья Каминская (3), Оксана Кушляева (деб.), Павел Руднев (3), Марина Шимадина (2)
2016 (11) Александр Вислов (5), Ирина Алпатова (деб.), Анна Банасюкевич (2), Дина Годер (8), Алексей Гончаренко (8), Елена Груева (2), Татьяна Джурова (2), Алексей Киселев (деб.), Владимир Спешков (3), Ольга Федянина (деб.), Марина Шимадина (3)

За 10 лет (выделены фамилии тех, кто подписал письмо на имя Калягина с призывом распустить «неправильный» совет-2017; среди немногочисленных «неподписантов» – бывшие чиновники Минкульта, а также А.Карась, председатель Совета-2017, поддержавшая письмо, но посчитавшая невозможным его подписать).
По 1: К.Аитова, И.Алпатова, С.Апфельбаум, Р.Должанский, А.Карась, А.Киселев, О.Кушляева, Е.Маркова, М.Одина, Т.Тихоновец, А.Тучинская, О.Федянина, А.Шавгарова
По 2: А.Банасюкевич, Е.Герусова, О.Глазунова, Е.Груева, М.Давыдова, Т.Джурова, Н.Игламов, Н.Каминская, А.Махмутова
По 3: Е.Ковальская, П.Руднев, Г.Ситковский, В.Спешков, Е.Тропп, М.Шимадина
По 4: Д.Годер, Е.Дмитриевская, И.Холмогорова, А.Шендерова
5: А.Вислов
6: К.Матвиенко
7: О.Лоевский
8: А.Гончаренко
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments