dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Мухи и котлеты

Алексей Битов (poziloy)

Недавно мне чуть было не довелось поучаствовать в обсуждении проблем современной драматургии. Впрочем, чуть-чуть не считается – стало быть, не довелось. Обидно, я ведь даже некие тезисы подготовил. Не пропадать же теперь добру, тем более – повод есть. Но о поводе – это уже завтра, наверное. Для начала – отсебятина, без всякого повода, вообще.
Когда говорят о кризисных явлениях современной драматургии, очень часто путают два вопроса, далеко отстоящих друг от друга. Первый из них – вопрос о театральных текстах, второй – вопрос о драматургии как неотъемлемой части литературы. Проблем хватает и там, и там.
Начну с первого, что ли. Мы живём в эпоху формирования режиссёрского театра. Сейчас в моде режиссёры, которые берут текст за основу и перелопачивают его по-своему. Если всё равно перелопачивать, какая разница, что берётся за основу – драматургия или нет. Это Товстоногов полагал, будто драматург – главный человек на театре, но часть его нынешних преемников решительно с этим не согласна. Классический в своём роде пример – «Изотов» в Александринке. Врать не буду, сам не видел, но сошлюсь на свидетельские показания М.Дмитревской (http://ptj.spb.ru/archive/n58/neva-and-further-58/izo-top/). Можно ли ей верить, если в статье есть взаимоисключающие утверждения? Полагаю, там, где речь идёт о фактах – можно. Не могла же Дмитревская всё перепутать, описывая начало спектакля в Александринке: «Фокусы с мерцающей материей того-этого света задаются еще в самом начале, когда в прологе торжественно выходят ветераны александринской сцены Николай Мартон и Рудольф Кульд с ангельскими крыльями за плечами (в программке они поименованы братьями Изотовыми) и проделывают на глазах у публики ряд иллюзионистских трюков с палочками и шариками. С одной стороны, здесь работает цирковой опыт Могучего, с другой — за фокусами наблюдает мальчик в панамке (его мы идентифицируем чуть позже, когда он окажется утонувшим братом Ольги). То есть весь спектакль — это некий потусторонний иллюзион, и Изотов с самого начала его участник и тоже появляется с крыльями…». Для сведения (сужу по варианту, взятому «У паровоза»): ни одного из этих 3-х персонажей (отец и дядя главного героя, а также брат Ольги) в авторском тексте просто нет. Вывод очевиден: текст (не вполне пьеса) Дурненкова-младшего предварительно подвергся значительной коррекции, то есть инсценировке, вот вам и весь сказ. Так какая разница, что было в основе – пьеса или нет?
Пример, который я привёл – характерный, но далеко не единственный. Спорить тут смешно. Возможно, в таких случаях лучше и на афише писать по-новому: фамилия режиссёра, название спектакля, а ниже – либретто (или диалоги, как в кино) такого-то. Разве не странно, когда автора указывают не первым?
Скажем прямо: у нас многие к такому повороту оказались не готовы. Да и не мудрено. Это за железным занавесом процесс «смены власти» протекал более-менее постепенно, а у нас всё, как всегда, произошло рывком, как только рухнула система ограничений; это хорошо, что она рухнула, а то рамки уж больно тесными были, дышать не давали – только плохо, что внешние запреты, как выяснилось, заменяли всякие самоограничения. Впрочем, тема эта большая и непростая, не хочется в неё углубляться, а то жизни не хватит; давайте лучше вернёмся к нашим баранам, то есть к театру, превратившемуся в режиссёрский.
Приходилось слышать, будто такой порядок установился раз и навсегда. Не думаю, в нашем мире всё течёт и всё меняется. Крайности не могут господствовать бесконечно. У нас не хватит режиссёров «с фантазией»; можно предположить, со временем театр как бы поделится на режиссёрский и «партитурный» (не скрою, мои симпатии заранее отданы второму). Вспомните Таирова: «при многотемном и многосюжетном, многолинейном, полифоническом построении пьес… когда идея выясняется как результат сложного контрапункта параллельных и пересекающихся линий ряда индивидуальных судеб, когда от правильного построения их взаимоотношений и места каждого в общем течении пьесы – то есть от соразмерности отдельных частей (ансамбля) – зависит, предстанет идея пьесы перед зрителем в полном и чистом виде или в ущербном и искривленном, – необходимость режиссера становится не только абсолютно очевидной, но и с точки зрения театра, как идейно-эст[етического] явления, решающей» (http://www.tairov.info/show.html?id=5). Действительно, когда-то, в традиционном («партитурном») театре режиссёр выполнял те же функции, что дирижёр в оркестре: задавал ритм, какие-то линии усиливал, какие-то немного «задвигал», но ничего не добавлял и не убавлял. Было, да прошло? Не знаю, это у Нострадамуса спрашивать надо, а я с ним не общался.
Как бы то ни было, на сегодня разрыв между театром и драматургией достаточно велик, и отсюда – часть кризисных явлений в самой драматургии. В самом деле, зачем блюсти чистоту жанра, если режиссёру всё равно, пьесу он берёт в оборот или нет. А с другой стороны, какой смысл либреттисту работать в пустоту? ему лучше учитывать конкретные пожелания конкретного режиссёра.
Но ведь остаётся ещё и драматургия как часть литературы; со временем, уверен, собственно-драматургия вернётся в театр, но многим хочется побыстрее. И у этой драматургии тоже есть свои проблемы – её не мог не затронуть общий кризис всего искусства. Кстати, замечу в скобках: выбрасывать на свалку искусство в его классическом понимании столь же нелепо, как отказываться от физических законов в период аномалий. Первопричина кризиса, на мой взгляд, такова: в XX веке появилась возможность уделять больше времени досугу, который перестал быть прерогативой элиты. У искусства появились новые «реципиенты», причём в большом количестве и зачастую крайне плохо подготовленные. Увеличение числа реципиентов по законам спроса и предложения привело к резкому росту количества «доноров»; тут уже стало не до проверки материала на гепатит или СПИД. Тем более, у нас, когда всё случилось чуть ли не в одночасье. Можно провести аналогию с водкой: как только ликвидировали госмонополию на торговлю крепким спиртным, количество зелёного палева стало зашкаливать. То же самое в искусстве: сначала – мелодрамы, детективы, дамские романы, потом – клипы, стрелялки и сериалы. Тем временем, часть вчерашних реципиентов сама подалась в доноры. Стоит ли удивляться, если в нынешней литературе за Монбланами бумаги никаких реальных высот не разглядишь. Плюс к этому искусство (не только литература) стало тусовочным – это вполне естественно в джунглях массового производства, но противоречит индивидуальной сути искусства. Естественно, весь этот процесс не мог не затронуть драматургию. Те, кто должен заниматься отбором, тексты не читают – они их в лучшем случае бегло просматривают. При таком «чтении» драматургию увидеть трудно – она не рассчитана на беглое восприятие, пьесе присуща определённая неторопливость. Задача пьесы понятна – через средний план крупно показать самого человека; впопыхах подобные задачи не решаемы. Добавьте к этому все дурацкие атрибуты постмодернизма – симулякров (на сцене по определению должны быть люди или, в крайнем случае, их ближайшие четвероногие друзья), деструкцию (пьесы состоят из слов) и т.д. Получается, как в известном чёрном анекдоте: трудно плыть в серной кислоте, особенно если руки за спиной связаны.
Мрачную картинку я нарисовал, правда? А на самом деле есть у нас в запасе один джокер, который бьёт всю пятёрку шулерских тузов; имя этому джокеру – время. Всё проходит, и это пройдёт. А театр останется, драматургия останется, и связь между ними восстановится.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную? Кто знает, кто знает…
Ну, а завтра – поконкретнее. Благо, как уже говорилось, повод есть.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments