dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Кому что нравится

Алексей Битов (poziloy)

Посмотрел на выходные документальный фильм С.Куцевалова о Щукинском училище – «Я, театральный педагог». Фильм понравился, он непричёсанный и не тенденциозный, персонажи достаточно свободны и откровенны (кроме, может быть, официальных лиц, но у них работа такая). И вот, что сказал, в частности, известный театральный педагог В.Поглазов: «Сегодняшний театр больше занимается не жизнью человеческого духа, а смертью человеческого духа. А это – беда».
Не могу сказать, чтобы я был так уж согласен с Поглазовым – у симулякров нет и не было человеческого духа (им и не пахнет, как сказал бы сказочный персонаж). Но тенденция, на мой взгляд, сформулирована точно и внятно. Впрочем, это – присказка, пора переходить к сказке; тем более, рождённых сделать её былью на наш век хватит.
В случайном разговоре один из участников удивился: на кой ляд известный столичный режиссёр (совсем даже не «новатор») включил в свой спектакль откровенно «вставную» сцену с танцем почти голых мужиков. Объяснение выглядит очевидным – нужно дать сигнал идеологическим «смотрящим»: я, режиссёр Имярек, против тех, кто рулит, не замышляю, а политику партии, не сумлевайтесь, поддерживаю. Раньше в таких случаях хорошо шли цитаты из Ленина, а теперь – время голых задниц (всякому времени – свой овощ). Сигнал прошёл, зрители-комсомольцы (которые считают себя авангардом) остались вполне удовлетворены, спектакль одобрили и поддержали, испить режиссёрской кровушки не возжаждали. Ключ не подвёл.
Никого не хочу обидеть, но спектакль (фильм, книгу, даже запись в соцсетях) «рецепиенты» крайне редко оценивают «по модулю». На «ура!», пожалуй, всё проходит в трёх случаях, и один из них – наличие кодовых слов или кодовых моментов; для кого-то это могут быть голые задницы (или просто слово «жопа»), а для кого-то (они сейчас в меньшинстве) – демонстративное игнорирование всего, что располагается ниже ватерлинии, как будто там нет вообще ничего. Более скрытыми кодами являются отсылы к узнаваемым образцам; впрочем, их нельзя слишком драпировать, а то ещё, чего доброго, не поймут. Кодов, на самом деле, хватает, и вопрос лишь в том, чтобы их куда-нибудь ввернуть, к месту или нет – не так важно. Это – ключ номер раз.
Номер два: легко считываемая «идея», близкая данной аудитории; за основу можно взять всё, что угодно, но лозунг должен быть, во-первых, кратким, а во-вторых, предельно внятным, а то ещё, чего доброго, не поймут, и усилия постановщика пропадут втуне. Никакой разницы между «Путин – светоч» и «Путин – бяка» тут решительно нет, поскольку ни тот, ни другой лозунг не имеют никакого отношения к предмету (сиречь искусству), а «подкладку» (картинку) в принципе можно не менять (вспомните Пашку-иллюзиониста, блистательно сыгранного Е.Леоновым в фильме «Гори, гори, моя звезда»). Лишь бы не ошибиться, угадывая желание заказчика, и всё будет тип-топ.
И вариант номер три: имя автора. Не суть важно, идёт ли речь о классике, на которого в данный момент не положено вешать собак, либо о каком-нибудь мыльном пузыре, надутом дежурным гуру или ретрансляторами этого гуру; восхищение в равной мере гарантировано и одному, и другому. Тут и эффект лавины срабатывает: как это? он-она-оно видят королевский наряд, а я нет? но ведь такая масса придворных мух не может ошибаться! Немного самоубеждения – и вот вам ещё один «прозревший»...
Нет, я вовсе не хочу сказать, что среднестатистический «рецепиент» не в силах составить собственное мнение: теоретически он, как правило, в силах, но практически – не привык, проще прислушаться к мнению очередной Марьи Алексеевны (если, конечно, нет очевидного посыла и отсутствуют коды, предварительно одобренные Марьей Алексеевной).
Между прочим, напомню: камертон вполне универсален, он подходит к любому роялю, но рояль для того и создан, чтобы на нём играли. «Мурку» или ноктюрн – роялю это до лампочки, ему не положен персональный камертон.
Да и не нужен, собственно.
Духа-то у него нет.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments