dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Пятничные гитики

Алексей Битов (poziloy)

Сразу два моих френда сформулировали точку зрения, с которой, извините, никак согласиться не могу. Один написал, что разбирать всякую хрень – это неуважение к самому себе. Другой его поддержал: «здесь нет предмета для обсуждения... с точки зрения театрального искусства».
Ещё раз повторю: категорически не согласен. Да, на всякий случай: речь тут ни разу не обо мне, я спектакли разбирать не умею, а если и умею, то сам об этом не знаю – не пробовал. Другое дело, я, хоть и не умею играть, знаю, по крайней мере, где у рояля клавиши, а некоторые «штатные пианисты» даже об этом не имеют ни малейшего представления, но сейчас по-любому не о них.
Основную часть начну, пожалуй, с самоцитаты; имелась в виду драматургия, но применительно к театру имеет быть то же самое: «Рецензия – всё-таки разбор, а не рассуждения «по поводу предмета»; задача рецензента – показать, хотя бы в общих чертах, как вещь сделана, а для этого надо добраться до схемы. У нынешних недоавторов в большинстве случаев всё и так наружу; в крайнем случае достаточно лёгкого дуновения, чтобы соломенная конструкция рассыпалась. К тем, кто посерьёзнее, рецензенту приходится подбирать, условно говоря, отвёртку. Но если я не вижу, где эти самые «скрепы» – что прикажете откручивать? Куда условную отвёртку пихать?» (http://dik-dikij.livejournal.com/1203021.html). Добавлю, пожалуй: если зритель видит составные части, из которых собрана конструкция, легко догадаться, что о чём-то цельном говорить не приходится, а коли так – какое же это «произведение искусства»? Нет, мозаика тоже имеет полное право на существование, но понять, почему панно сложено именно так, а не иначе, никто из нас всё равно не может. В противном случае – предельно просто: изучил технологию и «сделал сам», хоть на коленке, хоть на конвейере. Ан нет, по выверенным алгебраическим формулам гармония, как известно, не создаётся.
Короче, разбирать удачные спектакли – дело дохлое. Из чего, разумеется, не следует, что о них не надо писать – надо, конечно, но без разборок. Совсем не возбраняется отметить отдельные удачи и находки, но, заметьте, когда критики кого-то хвалят, они в основном делятся эмоциями, ассоциациями или галлюцинациями, но не более того; до конкретики дело доходит, как правило, лишь тогда, когда хвалитель решит капнуть в бочку мёда толику чего-нибудь горького... (М-да, либо немного горького, либо очередь из Максима... непереводимая игра слов, типа.) По эту сторону амальгамы тьма – отсутствие света, а холод – отсутствие тепла; в зеркальном отражении стороны меняются местами, так уж устроены зеркала, сколько их ни разбивай.
И ещё по поводу разбора. Разобрать куклу – дело непредосудительное, а вот разбирать живую кошку – садизм, кошка на части не раскладывается. Кто-то возразит, что можно понять строение кошки без нарушения её целостности – рентген, УЗИ и т.д. Увы, это в мире естественных наук прогресс зашёл достаточно далеко, а в гуманитарных дисциплинах пещерный век так и не закончился (подтверждение – продолжающиеся ритуальные пляски вокруг того или иного костра). В общем, никаких рентгенов и УЗИ – в этой части Ойкумены их ещё не изобрели, и вряд ли что-то изменится завтра к обеду.
Но это – только половина вопроса. На Фэйсбуке я позволил себе вмешаться в дискуссию: «Разбирать спектакли Погребничко или Женовача – зачем? для кого? о Товстоногове не говорю даже». И сразу, без паузы: «А вот спектакли неумелые разбирать, считаю, необходимо – хотя бы для того, чтобы другие не наступали на те же грабли. Будь я театральным критиком, непременно разобрал бы "лабораторные" спектакли "по косточкам" – чтобы другим неповадно было». «Разбор полётов» необходим, и разбирать ошибки нужно отнюдь не ради красного словца; кто летает – должен быть в курсе.
Кроме того, только таким образом можно бороться с попытками выдать тьму за «новый свет», а стужу – «за новое тепло». Измерьте тьму и холод (именно то, что можно измерить в Зазеркалье) – и вы получите искомое доказательство: нет, не Айс; точнее, применительно к Зазеркалью – нет, не Стим (Steam).
Наконец, кроме всего прочего, слова «здесь нет предмета для обсуждения... с точки зрения театрального искусства» не могут быть сказаны просто так – их требуется обосновать. Ничем не подкреплённые утверждения остаются частным мнением «заявителя».
Отвёртка вам в руки...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments