dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Вековое

Алексей Битов (poziloy)

100 лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова.
Век Товстоногова, если угодно.
В мае прошлого года был другой юбилей, печальный: 25 лет со дня его смерти. Тогда мы как бы суммировали то, что писали о нём раньше. Сейчас повторять не будем, это было бы неуважительно; ограничимся ссылкой и ещё раз приведём несколько высказываний Товстоногова, взятых «крупным планом».
Но сначала – несколько дополнительных слов.
Миф про то, как новый главный режиссёр для начала разогнал практически всю прежнюю труппу, возник, похоже, не без участия самого Г.А., но, тем не менее, остаётся мифом (ссылка для любителей конкретики – http://dik-dikij.livejournal.com/619070.html). Интересно другое: актёры старого БДТ на некоторое время отошли как бы на второй план, солировали новые звёзды (хотя до прихода в БДТ они не были особо известны, даже И.Смоктуновский – не исключение). Но прошли годы, звёзды разлетелись по своим орбитам, а лицом товстоноговского театра стали актёры «старой гвардии»: Е.Копелян, К.Лавров, В.Стржельчик. (А как же Е.Лебедев? тут всё понятно – не будем забывать, что актёра связывали с режиссёром не только профессиональные, но и родственные отношения, так что Лебедева не трогаем). Получается, одни «разожгли пламя» (и на этом их роль закончилась), а другие это пламя поддерживали. Вполне возможно, Товстоногов всё просчитал заранее: чтобы разжечь это самое «пламя», требуется несколько капель свежего «бензина», местный «валежник» (упаси Господи, не в обиду никому!) сам не загорится, зато он способен поддерживать огонь на самом высоком уровне. Предположение, наверное, несколько рискованное, но стратегический дар гроссмейстера Товстоногова не позволяет исключить, что всё было просчитано наперёд.
Стратегия «хоть день, да мой» – клиника, о ней сегодня вспоминать незачем; руководитель театра обязан быть стратегом, но у режиссёра-постановщика – несколько иная задача: спектакль идёт здесь и сейчас. Талант режиссёра (дирижёра) – прежде всего, в умении правильно прочитать «партитуру». Товстоногов был идеальным дирижёром, он умел «поймать ритм» как никто. Понятно, бывают мёртвые партитуры, ритма там нет по определению, но Товстоногов такие в работу не брал – насколько это было возможно с учётом всех «привходящих». А бывают вещи слабенькие, но в них всё же заложены какая-то мелодика и какой-то ритм – значит, из них можно что-то вытащить. Такое случалось, он сам об этом говорил.
«Он считал обязательными для режиссера качествами общую культуру, воображение и безграничную любовь к своей профессии», – рассказывал о Товстоногове его грузинский ученик С.Мревлишвили (http://www.rcmagazine.ge/component/content/article/1040.html?ed=37). Тут, пожалуй, рискну добавить от себя: воображение, не ограниченное культурой, напоминает (в лучшем случае) масло без хлеба – и так особо не съешь (вырвет), и намазать не на что. А любовь к профессии предполагает, что не весь запас нежных чувств расходуется на самого себя.
И ещё одна цитата из Мревлишвили: «– Как вы относитесь к вольным интерпретациям классики? Например, к такой «Чайке», в которой между Треплевым и Аркадиной – эротические отношения...
– Это все или от бездарности, или от «вопрекизма», как говорил Товстоногов
».
А вот и сам Товстоногов, «крупным планом».
«Слабой мы с заведующей литературной частью называем ту пьесу, в которой наша мера участия слишком велика. То есть когда наши литературные достоинства оказываются на уровне драматургии или, что еще хуже, – выше... Когда же включаемся в бригаду и начинаем писать – вот это всегда чревато опасностью. И по прошествии времени мы всегда ощущаем: наше участие было слишком велико – стало быть, слаба была драматургия».
«как только появляются маленькие мейерхольды, как только появляется эпигонство, тогда возникает мода – и это для меня в искусстве самое презираемое явление» (http://www.bdt.spb.ru/pamiat/man/tovstonogov_ga/nevskoe_vremia(27032008).html).
«Пишут все. Есть, конечно, хотя и неумелые, но искренние попытки. Большинство же этих пьес – не от искусства, просто многим людям драматургия кажется делом легким и прибыльным» («Зеркало сцены». Книга 1. Л., «Искусство», 1980. Режиссёр и драматург. Стр. 60).
«Мечтаю сделать «Дуэль» Чехова. И еще «Вишневый сад», но у меня нет состава. А чем больше любишь автора, тем меньше можешь пойти на компромиссы» (http://www.teatral.org.ua/articles/iz-istorii-teatra/georgij-tovstonogov-poslednie-mysli/). Это у Товстоногова – нет состава, чтобы поставить пьесу с дюжиной персонажей? Другие ставят и не парятся – они настолько не въезжают, что даже не понимают, насколько эта пьеса сложна. Они не умеют читать партитуры. А уж так, как Товстоногов...

В более развёрнутом виде цитаты из Георгия Александровича мы приводили в прошлом году – http://dik-dikij.livejournal.com/991273.html.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments