dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Круги-129, часть первая

dik_dikij и poziloy

Третья декада сентября, юбилеи и годовщины. Календарь позволяет не суетиться, так что начало – сегодня, продолжение – завтра, а окончание – через неделю.

21 сентября.
120 лет назад родился Хуан де Ла Сьерна-и-Кодорниу – испанский инженер, создатель автожира. Автожир (не надо путать!) – не автоматически возникающий жирок, а летательный аппарат тяжелее воздуха, старший кузен вертолёта, впервые взлетевший в 1923 году. У аппарата есть другие названия (гироплан, гирокоптер), но у нас почему-то привилось неаппетитное слово «автожир». А соответствующая статья в Википедии заканчивается так: «В сентябре 2011 года в ходе стратегических учений Центр-2011 на полигоне «Чебаркуль» совладелец «МРТ-АВИА» Роман Путин провел презентацию последней модели гироплана Дмитрию Медведеву». Что презентовал Путину (в свой черёд) Роман Медведев, не сообщается.

110 лет назад (по новому стилю) умер Николай Бенардос, русский инженер-самоучка, изобретатель дуговой электросварки. Впрочем, сваркой дело не ограничилось, Бенардосу принадлежит (или приписывается) много всяких изобретений; некоторые названия звучат странновато, в иных случаях приоритет юбиляра вызывает сомнения, и тем не менее: «зубная пломба, велосипед со взрывчатым двигателем, жатка-косилка, аккумулятор, амперметр, кавалерийская мина, керосиновый самовар, коробка для консервов, кран для умывальника, машина для изолировки проводников лентой, машинка для приготовления мороженого, металлические шпалы, паровая кастрюля, пароход-воздушный шар, пароход, прибор для охлаждения воздуха в жилом помещении, ружейные патроны для дроби, сеялка в разброс, стальное перо и шпалы, электрическая лампочка накаливания» (http://niklife.com.ua/citylook/30558).
И ещё один эпизод биографии Бенардоса не может не привлечь внимания: «В 1873 году Н. Бенардос вместе с братьями Павлом и Николаем Телепневыми участвовал в наказании розгами земского врача Алферьева нанёсшего оскорбление некой княжне Берсеньевой», за что угодил под суд и получил, что положено. Подробностей дела мы не нашли, но наткнулись на попытки фанатов обелить своего кумира. Объяснения при этом предлагаются самые экзотические, типа «Просветительная прогрессивная деятельность Бенардоса в Костромской губернии была, естественно, не по душе многим соседним помещикам. Они... искали повод освободиться от него. В 1873 г. местные недоброжелатели спровоцировали грязный инцидент, который надолго омрачил жизнь изобретателя» (http://www.biografia.ru/arhiv/benardos03.html).
Ну, не знаем, не знаем; скорее уж вспоминается замечательный фильм «Не горюй!» – правда, в нашем случае без государственного вмешательства не обошлось.

10 лет назад умер Мустай Карим (Мустафа Каримов). «Остановимся здесь, Агазия, хотя бы на малость / Мы разложим костер и огонь разведем у реки» (перевод Е.Николаевской). Карима можно назвать трижды классиком башкирской литературы – он был и поэтом, и прозаиком, и драматургом. Кстати, непонятно, почему «борцы с традициями» не ссылаются на его пьесу «В ночь лунного затмения» – могли бы и попробовать, для разнообразия, что ли...

Год назад умерла Галина Коновалова. «Да упокоится же в пристани Твоей!»
«Г.Коновалова (бывшая артистка императорских театров, «Благосклонное участие» И.Бунина) – это уж совсем за гранью. Вроде бы, сейчас тренд такой – играть отстранённо, но для этого, извините, надо сначала научиться играть неотстранённо, а уже потом, когда появится запас, будет, куда отстраниться. Но громче всего кричат о «современной» манере игры как раз те, кто сыграть не может и пытается прикрыть неумение модным словечком, как фиговым листиком. Зато высокопрофессиональной Коноваловой хватает и умения, и запаса – это и есть та самая отстранённая игра, где и образ, и одновременно некоторое дистанцирование от него. Собственно, иначе эту героиню вряд ли можно сыграть – ведь сам рассказ напоминает не столько Бунина, сколько Аверченко, вдруг заразившегося бунинской мизантропией; текст надо как-то оживить и утеплить, что Коновалова делает с блеском. И она именно играет, не сбиваясь на эстрадный монолог, как бы сам текст к этому ни подталкивал» (http://dik-dikij.livejournal.com/844482.html).

22 сентября.
180 лет назад (по новому стилю) родился Александр Потебня. «Для начала всё-таки процитируем Википедию: «автор учения о внутренней форме слова. Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира». Ну, не совсем точно, Потебня писал далеко не только о «поэтическом» языке, вот выдержки из его знаменитой работы «Мысль и язык»: ...
«язык нужен для общества, для согласного течения его дел, но он предполагает уже договор, следовательно, общество и согласие. Совершенствование мысли возможно только посредством ее сообщения, науки, поэзии, следовательно, слова; но слово возможно только тогда, когда мысль достигла совершенства уже и без него. Нет языка без понимания, но понимание возможно только посредством слов, не заменимых самою выразительною мимикою».
«язык имеет историю только в том смысле, в каком имеет ее растение и животное, а не в том, в каком существенный признак истории есть свобода, жизнь языка не есть непрерывный прогресс».
«... Из перемен, каким подвергается мысль при создании слова, укажем здесь только на ту, что мысль в слове перестает быть собственностью самого говорящего и получает возможность жизни самостоятельной по отношению к своему создателю».
И, наконец, «одни членораздельные звуки еще не язык»; все цитаты – по http://philologos.narod.ru/potebnja/poteb_lth.htm, но в Сети выложены только выдержки, а работу, конечно, лучше читать в полном (бумажном) варианте
» (http://dik-dikij.livejournal.com/362646.html).

140 лет назад (по новому стилю) родился Микалоюс Чюрлёнис. «Работы этого литовского художника и композитора знают во всём мире. О музыке судить не возьмёмся, но свет, которым наполнены его картины, не оставляет возможности пройти мимо них» (http://dik-dikij.livejournal.com/262937.html).

120 лет назад родился Пол Муни. «Уроженец Львова стал голливудской звездой после того, как сыграл гангстера Тони в фильме «Лицо со шрамом» (через полвека та же роль в ремейке досталась А.Пачино). Впрочем, в рядах мафии Муни не закрепился, имел дело даже с историческими персонажами (Л.Пастер, Э.Золя, Б.Хуарес). А про фильм 1945 года «Контратака» мы как-то не в курсе, но известно, что там нашего героя зовут Алексей Кульков. К чему бы это, не ведаем» (http://dik-dikij.livejournal.com/344532.html).

110 лет назад родился Ойген Зэнгер. «В нацистские времена он пытался сконструировать орбитальный бомбардировщик, а в 1950-м стал первым президентом Международной федерации астронавтики. Как говорится, времена меняются... иногда»(http://dik-dikij.livejournal.com/936792.html).

90 лет назад родился Павел Винник. «Он служил в разных театрах – в Маяковке (играл Сергея Тюленина в «Молодой гвардии»), в Малом, в доронинском МХАТе, но больше известен по кино. Ещё бы, Винник снялся в 150 фильмах, и хотя главных ролей у него не было, запомнился он крепко. Ну, вспомним хотя бы Берлагу в «Золотом телёнке» или того, кто всучил Нугзару Папишвили люстру-ширпотреб по цене эксклюзива («Мимино», эпизод в суде)... все полторы сотни всё равно перечислить невозможно...» (http://dik-dikij.livejournal.com/362646.html).

60 лет назад умер Сэмюэл Хенри Кресс, создатель «Kress & Co» – сети магазинов, где все товары продавались по одной и той же цене (по 5 или 10 тогдашних центов). Другой характерной особенностью сети стала её локализация – Кресс «покрыл» не только мегаполисы, но и города средней величины города с перспективой роста. Чутьё бизнесмена не подвело, он стал одним из гигантов американского бизнеса, а затем подался в коллекционеры. И тут случилось странное – вместо того, чтобы приобретать всякие баночки, утративший нюх богатей увлёкся Ренессансом и т.п. Да уж, чудные они, эти заморские акулы бизнеса... то ли дело наши Прохоровы с Мамутами...

30 лет назад умер магнат Аксель Цезар Шпрингер. Заводы и пароходы его интересовали не слишком, зато он создал медиакомпанию Axel Springer GmbH и, в частности, легендарную Bild – влиятельнейший таблоид Старого Света. Шпрингера ненавидели левые всех мастей, а советские газеты чуть ли не детей им пугали; справедливости ради, эта нелюбовь отнюдь не была безответной.
Кстати, Шпрингер начинал как журналист – правда, работал в газете у своего отца, а не у чужого дяди. После прихода к власти нацистов эту газету быстро закрыли, но Шпрингер никогда на этом не спекулировал. Забавная история: издательскую лицензию Шпрингер получил после войны, для чего ему пришлось пройти «собеседование» с офицером оккупационных войск; «Британец устал от встреч с бесконечными фиктивными борцами с национал-социализмом и устало спросил молодого человека: «А кто преследовал вас, господин Шпрингер?» Тот ответил: «Только женщины», ‒ и получил лицензию» (http://eajc.org/page279/news26280).
Не забудем и то, что старый добрый журнал «Континент» издавался, по сути, на деньги Шпрингера, за что ему надо бы сказать пусть не самое большое, но вполне внятное «Danke».

Год назад умерла режиссёр-документалист Семирамида Пумпянская. Напомним: два её фильма, «Оборона Сталинграда» и «Победа под Сталинградом» вошли в документальный сериал «Великая Отечественная».

23 сентября.
Год назад умер Анатолий Эйрамджан (Тер-Григорян). «Эйрамджан дебютировал в кинематографе еще в 70-е, однако по-настоящему развернулся с началом "перестройки" – с 1989 по 2004 годы он снял около 30 картин. Бывали периоды, когда Эйрамджан делал по пять фильмов в год. Их нещадно топтала критика – и не то чтобы совсем незаслуженно. Кинематограф Эйрамджана, в котором нашлось место фильмам в диапазоне от вполне невинной "Моей морячки" с Людмилой Гурченко, Татьяной Васильевой и Михаилом Державиным до совсем уж разухабистого "Импотента"все с тем же Державиным, – это попытка воскресить простодушную советскую комедию, привив ей ставшие модными в начале 90-х темы сексуального раскрепощения и намеренно сниженного тона бытописательства» (А.Нечаев, http://vm.ru/news/2014/09/24/umer-rezhisser-anatolij-ejramdzhan-266319.html). И обязательное дополнение от С.Кудрявцева: «всё равно Эйрамджан был своего рода уникумом в отечественном кинематографе» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10203039795891018&id=1088833557).

Продолжение следует...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments