dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

О мельнице, которая не развалилась

Алексей Битов (poziloy)

Скучает ли без меня современная драматургия – не знаю, не уверен. Зато я без неё, к сожалению, ни разу не соскучился. Что-то всё-таки почитываю по привычке, но... Входит иногда нормально, вот только выходит ещё быстрее; постулат теории относительности «ничто не может двигаться со скоростью, превышающей скорость света», как выяснилось, с лёгкостью опровергается эмпирически.
Жил, говорят, в совсем отстойные времена такой человек, Секст Эмпирик; по слухам, был он, скорее, скептиком. Впрочем, подобное случается: Аристарх должен повелевать, а он вместо этого напрасно пытается договориться с таможней... Но, как ни крути, именно скептику Сексту, который Эмпирик, принадлежит известная фраза: «Мельницы богов мелют медленно, но неотвратимо». И вот на что трудно не обратить внимание: писать стали не лучше, но чище; было время, грубейшие сценические ляпы бросались в глаза, как минимум, в 9 «пьесах» из 10, а теперь этот процент резко снизился. Или это мне так везёт? А может быть, всё-таки «мельницы богов»? Мелькнула мыслишка написать капитальный труд «Драматург минус ляпы», но нет – во-первых, лениво, а во-вторых, из драматургов уже и так вычли всё, что можно и нельзя, причём сделали это не налоговики, а организаторы фестиваля «Любимовка». Судите сами, вот отрывки из тамошнего меню-2015:
ПОНЕДЕЛЬНИК 07.09, 15.00 Драматург минус режиссер. Как сочинить спектакль. Мастер-класс Саши Денисовой.
ВТОРНИК 08.09, 15.00 Драматург минус подстрочник. Трудности перевода и язык новой реальности. Мастер-класс Саши Дагдейл / Лондон.
СРЕДА 09.09, 15.00 Драматург минус театр. Роль драматурга в социальных проектах. Мастер-класс Николы МакКартни / Глазго
(см. http://lubimovka.ru/).
А упало, Б пропало; казалось бы, что осталось на трубе после двух Саш и одного Николы? Оказывается, осталось, и труба трубит апофеоз:
ЧЕТВЕРГ 10.09, 15.00 Драматург минус невинность. Практикум разбора пьесы. Мастер-класс Павла Руднева.
«Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. / И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» Между прочим, этими словами заканчивается 8-я глава Откровения Иоанна Богослова; Пятый Ангел и все остальные – уже, однако, в следующей главе, а пока можно подвести предварительные итоги. Но тут я, увы, бессилен, ибо потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака... виноват, не менее потрясающее (несомненно!) описание утраты невинности в процессе зачатия/вынашивания/рождения новой пьесы до моих ушей (как и в случае с пельменями) не долетело. Могу разве что сослаться на показания очевидца, Амелия Карамелова (в мужском роде – поскольку автор пишет «Я фанат Павла Андреевича»; заметьте, фанат, а не фанатка).
Итак, слово – Амелию Карамелову: «Мастер-класс Pavel Rudnev
Павел занимается ликбезом драматургов, которые пишут, и не знают, что
» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=896947220354920&id=100001189509388&pnref=story). Батюшки святы! Что значит – не знают, что? Неужели у пьесы есть какие-то отличия от других жанров, и даже Руднев готов это признать? И признать, заметьте, не в частном разговоре, а прилюдно, да к тому же на Любимовке, которая, если помните, совсем недавно была маяком для тех, кто утверждал, будто пьеса – любой текст, снабжённый подзаголовком «пьеса»... Эк нынче колесо повернулось... Неужели?
Медленно мелют мельницы богов. Но неотвратимо.
Если, конечно, г.Карамелов ничего не перепутал. Потому как в финале того же поста автор пишет: «Пушечное мясо / Павел Пряжко / Минск
реж. Дмитрий Волкострелов
Это волшебное моё переживание, за сюжетом не следила, а любовалась купанием русалок в лунную ночь... Пряжко – мой личный допинг, драматург для драматургов
» Похоже, либо Павел Андреевич в своём послании по привычке что-то напутал, либо слушатели (по крайней мере, некоторое) так ни хрена и не поняли. Впрочем, это не страшно: мельница богов, знай себе, крутится (см. выше).

P.S. Со слов очевидца, Руднев в своей любимовской лекции упоминал и Башлачёва (молчу! молчу!), и Петрушевскую, и Чехова, и ещё кого-то, кто остался, типа, за кадром. Наверное (судя по словам о «постдраматическом театре»), не обошлось без Х.-Т.Леманна (верните человеку второе «н», он ведь Lehmann, а не драматург, из которого можно вычесть решительно всё)... так вот, чтобы не отстать от эрудированного Павла Андреевича, вынужден на Леманна ответить Лениным: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны. В царской монархии была пробита первая брешь, которая медленно, но неуклонно расширялась и ослабляла старый, средневековый порядок». На всякий случай: «пресненские рабочие», а равно и «царская монархия», и «первая брешь» тут не более, чем фигуры речи, не поймите буквально. И подвиг, конечно, не подвиг, хотя, если верить одному бургомистру, «что-то героическое в этом есть!»
А главное – мельница-то работает.

P.P.S. И совсем уж на всякий случай, от греха подальше: Я ворон, а не мельник.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment