dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Дело не шуточное

Алексей Битов (poziloy)

Как бы кто ни силился доказать обратное, в искусстве не существует ни формы, ни содержания, только неразделимое целое. Произведение, как нас учили в отстойные времена, есть результат взаимодействия сомножителей, и если один из них равен нолю...
В мирной жизни всё немного не так: в самой убогой форме могут прятаться зёрна, если не жемчужные, то, по крайней мере, рациональные. Попробуем отделить их от, так сказать, плевел, а заодно и от неказистой оболочки, в которую они запрятаны.
Короче, возвращаемся к отчёту на сайте СТД о заседании Рабочей группы по «Золотой Маске» – к основной, серьёзной его части «Предложения А.А. Калягина в изложении DOC». «Упаковка», конечно, зажигательная – из серии «нарочно не придумаешь»: «Александр Александрович сообщил собравшимся, что в СТД РФ проанализировали высказанные в последнее время предложения по развитию «Маски»...
Все эти предложения были изложены в справке, представленной членам Рабочей группы.
Александр Александрович обобщил все предложения и сформулировал три главные задачи для Рабочей группы:
– обеспечить ясность и прозрачность при формировании экспертных советов и жюри Премии,
– упорядочить количество и наименования номинаций,
– обеспечить гарантированное участие в афише фестиваля театров из регионов России.
По каждой из задач Председатель СТД РФ предложил свои варианты решения, которые поддержало большинство членов Рабочей группы. Эти предложения будут проработаны и рассмотрены на ближайших заседаниях Секретариата СТД РФ
» (http://stdrf.ru/news/638/). Остаётся добавить: «На этом Рабочая группа прекратила своё существование»; получается, она была создана только для того, чтобы выразить «одобрямс» и выдать карт-бланш всесильному Секретариату. Пионерский парламент сделал своё дело и легко уступил место взрослым.
Впрочем, ничто не мешает безответственным людям открыть Приложение и попытаться разобраться по сути. Итак, «Изложение выступления А.А.Калягина на заседании рабочей группы по развитию национальной театральной премии «Золотая Маска» 2 сентября 2015г.»
В то время, как другие Приложения, с подтасованными цифрами и халтурно сляпанными диаграммами, призваны убедить, будто «Золотая Маска» вся из себя такая замечательная, здесь Калягин первым же пунктом прямо заявляет: «Необходимо обеспечить ясность и прозрачность при формировании экспертных советов и жюри Премии. Тут я согласен на все 100%». Как ни крути, Председатель признал, что проблемы по формированию Совета и Жюри, что называется, имеют место. Признал, разумеется, эзоповым языком, но мы ведь помним, кто у нас был Эзопом (знаменитым Председателем был, однако, другой актёр, причём о Клубе самоубийц речи, упаси Господи, нет).
К первому калягинскому пункту мы ещё, конечно, вернёмся, а пока – пара слов о пунктах 2 и 3.
«Для меня ясно, что число номинаций сегодня зашкаливает, – сказал Калягин. – Надо сокращать». Тут он, конечно, прав, произошла явная девальвация награды: можно получить спецприз в какой-то немыслимой номинации, а потом повсюду представляться «лауреатом «Золотой маски»» – естественно, без уточнения. Что касается конкретных предложений... меня несколько удивила предлагаемая для Премии Жюри номинация «за лучшую роль второго плана» – унисекс, что ли?
А вот фраза «У Жюри есть право наградить премией по своему усмотрению авторов/исполнителей не только спектаклей, включенных в итоговую афишу Фестиваля, но и других спектаклей, поставленных в театрах России в течение конкурсного периода» требует уточнения – мне пока не очень понятно, что конкретно имеется в виду.
Последним пунктом (last but not least) Калягин предложил, чтобы победители региональных и межрегиональных конкурсов автоматически становились номинантами «Золотой Маски». В принципе, идея вполне здравая, но она требует конкретизации, особенно по составлению списка таких фестивалей (понятно, что очередь лоббистов выстроится быстро, а кто-то и вне очереди пробьётся).
И, наконец, заключительная часть председательского послания: «Все высказанные предложения будут обсуждены еще раз на Секретариате СТД, который и примет решение. Безусловно, вместе с Министерством культуры – нашим партнером и одним из организаторов Премии и Фестиваля». Как нетрудно заметить, основные идеи, озвученные Калягиным, сводятся к перераспределению функций; несколько «поражаются в правах» Дирекция «Маски» (на мой взгляд, недостаточно) и Экспертный совет (тут соглашусь), а Рабочая группа, по сути, ликвидируется как класс – её функции, называя вещи своими именами, передаются Секретариату СТД (так сказать, цветок, о необходимости которого так долго говорили не-большевики, увял до того, как успел раскрыться, про «распуститься» не говорю). И эта часть послания не нравится мне категорически – точно так же, как не нравится и передача тому же Секретариату функций, с полным на то основанием изъятых у Дирекции. С Дирекцией понятно – её (в нынешнем виде) необходимо вообще разогнать в награду за всякие подвиги на ниве дискредитации национальной театральной премии. Но и Секретариат СТД, уверен, рулить «Маской» не должен.
Попробую объясниться. Общенациональный статус премии подразумевает учёт самых разных «кочек зрения»; не уверен, что в спорах рождается истина (скорее, её погребают в словесных завалах), но решение, претендующее на статус консенсусного (премия-то общенациональная!) может родиться лишь в споре на равных, чего не может быть ни в какой иерархии. А Секретариат, как ни крути, иерархическая структура, где прав тот, у кого больше прав – с начальником на равных не поспоришь. Вот поэтому-то я и помечтал летом о создании Попечительского совета, который и должен рулить «Маской» (см. http://dik-dikij.livejournal.com/1210510.html). Мечты, мечты... Но лозунг «Вся власть – Секретариатам» меня не прельщает ни в каком виде.
Впрочем, не могу не признать, что шажок в правильном направлении... нет, пока не сделан, но всё-таки предложен: «ЭС и Жюри формирует СТД с участием Минкультуры, а Дирекция работает с теми, кого утвердили Организаторы Премии»; вопрос «Кто на ком стоял?» на данном этапе можно вынести за скобки.
И ещё один момент настораживает: «Персональные составы Экспертных советов и жюри Премии утверждаются Секретариатом СТД РФ на основе предложений творческих комиссий СТД РФ и Министерства культуры Российской Федерации». Почему так узок круг этих, слава Богу, хоть не революционеров? Почему только «творческие комиссии»? Неужели такого же права не заслуживают региональные объединения и профессиональные гильдии? Стоит ли отстаивать права регионов в пункте 3, но игнорировать их в пункте 1?
В общем, вопросов много, и лучше, если ими будет заниматься Рабочая группа, а не иерархия. Тоже не панацея, конечно, но хоть что-то – в иерархии всё быстро сведётся к рисованию липовых диаграмм и пению хором («Всё хорошо, прекрасная маркиза!») Распускать Рабочую группу (де-юре или де-факто, неважно) можно только тогда, когда результаты её работы видны, как говорится, невооружённым глазом. А у нас пока – полный мрак, с какой стороны ни посмотри.

Кстати, вчера обещал дать Приложением (без всяких диаграмм) справочку о характерном виде «золотомасочной» ротации – миграции отдельных лиц из Экспертного Совета в Жюри и обратно. Вот чёртова дюжина самых крутых кочевников» (партпринадлежность «ядра» не указываю, люди известные, на виду).
Итак, по 5 раз в ту или иную «номинацию» попадали:
– А.Смелянский (за последние 10 сезонов – дважды);
– А.Шендерова (все 5 раз – за последние 10 сезонов).
По 6 попаданий имеют:
– Е.Алексеева (до 2006 года);
– А.Бартошевич (за последние 10 сезонов – трижды);
– Т.Тихоновец (аналогично);
– Г.Ситковский (за последние 10 сезонов – 4 раза);
– Е.Ковальская (в последние 10 сезонов);
– А.Вислов (то же самое).
По 7 раз участвовали:
– И.Соловьева (до 2007 года);
– О.Егошина (за последние 10 сезонов – 1 раз);
– Р.Должанский (в последнее десятилетие – дважды).
На втором месте – М.Давыдова: 8 привлечений (4 – в последние 10 лет).
А самый востребованный «Маской» человек – Д.Годер: 5 «номинаций» в одном десятилетии и 5 – в другом.
Это ли не ротация?
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments