dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Когда бы не было так грустно...

Алексей Битов (poziloy)

Свершилось! Гора родила мышь. Городничий собрал народ, чтобы сообщить преприятнейшее известие: ревизия отменяется, все свободны. А если кто не догадался, речь вот об этом: «Вчера, 2 сентября, в Союзе театральных деятелей России состоялось заседание Рабочей группы по выработке предложений о перспективах развития премии и фестиваля «Золотая Маска», сформированной СТД РФ при участии Министерства культуры РФ» (http://stdrf.ru/news/638/). Небольшой текст в сопровождении 4-х, как нас уверяют, «документов», аудиозаписи и некоторого количества фотографий. Аудиозапись слушать поленился, а вот пакет «документов» проштудировал внимательно. Надо бы, конечно, начать с главного – «Предложения А.А. Калягина в изложении DOC», но пара других произвела слишком сильное впечатление, чтобы не отметить их в первоочередном порядке – тем более, люди старались, геометрические фигуры чертили, да ещё и раскрашивали. Что ж, по начертательной геометрии вопросов нет, а вот с арифметикой...
Вот, к примеру, Приложение, названное: «Информация о соотношении участников в программах "Маски" по региональному признаку»; тут, во-первых, «Соотношение театров в конкурсной и внеконкурсной программах «Золотой Маски»» (с 1995 по 2015 год, с графической иллюстрацией), а во-вторых, «Доля региональных участников в конкурсной программе Фестиваля «Золотая Маска» в течение 20 лет с 1996 по 2015»; заявлено, что эта доля «никогда не составляла меньше 1/3, а иногда доходила и до половины от афиши Фестиваля». И тоже – графическая иллюстрация: действительно, дважды встречается цифра 48% (2009 и 2011 годы), но рядом – 31% (1999, 2004 и 2007 годы) и даже 28% (2013 год). Говорите, эта доля «никогда не составляла меньше 1/3»? А одна треть – это у вас сколько (в процентах), извините? «Новая арифметика» в действии? Эх, если бы этим всё ограничивалось...
Ещё раз привожу цифры, которые реально характеризуют нынешнюю «Золотую маску» – конкурсные спектакли (номинанты) за последние 10 лет, не разбавленные ни статистикой «доревякинского» периода, ни «побочными эффектами». Итак, с 2006 по 2015 годы на «Маску» были номинированы 168 спектаклей большой и малой форм (86+82, включая изъятого «Башлачёва»); из них Москву представляли 78, Петербург – 41,5, остальные регионы – 48,5 (копродукцию театров из Питера и Самары я честно поделил пополам). В процентном отношении получается вот что: Москва – 46,43%, Петербург – 24,70%, остальные регионы – 28,87%. За пределами моих «исследований» остались данные по музыкальным номинациям – просто потому, что меня больше интересует ситуация с театром драматическим. Подчёркиваю: могу при необходимости расшифровать каждую цифру. И – на всякий случай: все данные для подсчётов взяты с сайта «Золотой Маски» (http://www.goldenmask.ru/).
В «документе» СТД есть и «процентовка» по региональным театрам; она, вроде бы, близка к реальной (в драматической номинации за последние 10 лет), но есть тут маленькая хитрость: «региональные» театры составляют 45% от общего числа театров-номинантов, но явное большинство из них номинировалось по 1 разу, а средний показатель (1,67 номинации на одного соискателя) вдвое ниже, нежели у московских и питерских претендентов.
Вывод: цифры в «документе» адресованы чиновникам и особо доверчивым тинейджерам, а реальную картину они искажают до неузнаваемости.
Ещё один образчик «начертательной геометрии» – Приложение «Данные по ротации экспертных советов»; тут – опять вал (драматические эксперты и их музыкальные коллеги считаются вместе), всё начинается с общих цифр за 21 год, и снова не обошлось без «новой арифметики». Но начну именно с общих цифр: «C 1996 по 2016 в экспертных советах работали 129 человек.
Из них
48 (37%) – 1 раз
47 (37%) – 2 или 3 раза
18 (14%) – 4 или 5 раз
И только 15 (12%) – более 5 раз
». 14 из 15 перечислены поименно, опущен почему-то делегат от Минкультуры А.Волков, участник 7 «экспертиз». К сожалению, на «Масочном» сайте эксперты указаны только с 1997 года; возможно, поэтому некоторые «советники» ущемлены мной на один созыв по сравнению с «документальным» вариантом. Считал я, напомню, только драматический театр, за 20 сезонов, с 1997 по 2016 годы (состав экспертов 2016 года уже вывешен на сайте); за это время «привлекался» 71 эксперт, из них по одному разу – 34 человека (почти половина), по 2 раза – 11 человек, по 3 – 9, по 4 – 4 (Е.Алексеева, Е.Горина, Е.Маркова, А.Шендерова), по 5 – 5 (А.Вислов, М.Давыдова, Р.Должанский, О.Егошина, Г.Ситковский), по 6 – 2 (К.Матвиенко, И.Холмогорова), 7 раз – 1 (А.Волков), по 8 раз – 2 (Д.Годер, А.Гончаренко), по 9 – 2 (О.Глазунова, О.Лоевский), 11 раз – 1 эксперт (Е.Дмитриевская). Тут небезынтересно сравнить данные за последние годы (теперь уже за 11 лет) с «первичными вычислениями» (за 1997– 2005 годы): Дмитриевская, Годер и Холмогорова в «старые» и «новые» времена привлекались примерно поровну, исчезла после 2005 года Егошина, как-то подозрительно редко стал привлекаться Должанский (на новом витке истории – всего 1 раз), а вот Лоевский к одному-единственному привлечению (2005 год) добавил ещё 8 кряду; К.Матвиенко дебютировала совсем недавно, в 2008-м, но быстро набрала обороты. Глазунова и сменивший её Гончаренко – действительно статья особая, они отвечали за кукольный театр, а вот некоторые другие фигуры вызывают... скажем так, вопросы. Справедливости ради, в «документе» на них попытались ответить хотя бы частично: «Т.е. в первую очередь специалисты по театру кукол, оперетте, современному танцу [кроме тех, кого я тут перечислил, в список вошли 5 музыкальных экспертов]. Их в целом немного. Те, кто много ездит по региональным фестивалям, – Лоевский, Дмитриевская». Хорошо, со специалистами по кукольному театру, вроде бы, разобрались; ещё двое много ездят по региональным фестивалям (аргумент, честно говоря, слабенький – полагаю, критики в массе своей не отказались бы от таких поездок, если бы кто-нибудь – тот же СТД, например – их туда командировал). Допустим, упомянутый Волков 7 лет входил в Экспертные советы по должности, но остальные? Да не обидятся на меня уважаемые И.Холмогорова и О.Егошина, но вряд ли они, а также Годер, Матвиенко, Вислов, Должанский, Ситковский являются специалистами по оперетте или современному танцу. А вот Давыдову, видимо, просто забыли упомянуть – уж она-то по фестивалям ездит много... в основном, конечно, по Авиньонам и Зальцбургам, но, нельзя исключить, с прицелом на скорое вхождение этих регионов в состав Российской Федерации. Ладно, шутки шутками, а реальная картинка снова получается отнюдь не такой благостной, как в «документе».
А там дальше пошла интересная арифметика: «За прошедшие 5 лет [т.е. С 2012 года] в состав двух экспертных советов входило от 17 до 22 человек». Секундочку! Смотрим данные за 2014 год – 8 драматических экспертов и столько же музыкальных. Откуда 17? Был ещё один (тайный) эксперт или опять арихметика проклятая свинью подложила? Вполне возможно, потому что попутно нам сообщают: «Каждый год состав советов вводятся эксперты, ранее не принимавшие участие в работе Золотой Маски («дебютанты») − в 2014 они составили почти половину обоих советов». Но мы, как назло, только что смотрели данные за этот самый 2014-й и выяснили, что в драматическом Экспертном совете дебютантов было 2 (Н.Игламов и А.Шавгарова). Тогда, может быть, музыкальный Совет посмотреть? Отмотал на несколько сезонов назад и обнаружил, что, по крайней мере, 4 из 8 экспертов (Л.Барыкина, А.Галайда, Н.Звенигородская и Д.Циликин) новичками 2014 года не были. Стало быть, получается (по максимуму) 6 дебютантов − это половина от 16 или как? что-то мне подсказывает, что даже до заявленной цифры 41% наше число X не дотягивает. Или дебютантов считают так же своеобразно, как и процент обновления Экспертных советов? А здесь методика интересная − обновлением считается включение в состав Совета любого эксперта, не входившего в него в предыдущем сезоне (ничего, что он перед этим служил экспертом сколько-то раз подряд или почти подряд). Такая «новаторская» методика позволяет изобразить на диаграмме, будто состав совета ежегодно меняется более, чем наполовину (а иногда и на три четверти). Традиции липовой отчётности, похоже, не умирают.
Кстати, в 2015 году «переходящими» (из 2014 года) экспертами были, кроме специалиста по куклам Гончаренко, ещё и Н.Игламов, и Н.Каминская, и неутомимый П.Руднев. Дебютировали (если считать по-честному) трое: А.Банасюкевич, Е.Груева, О.Кушляева. Плюс два «возвратника»: Г.Ситковский (не был экспертом с 2011 года) и М.Шимадина (дебютировала в 2012-м).
А что у нас с 2016 годом? Количество экспертов увеличилось до 11, из них 4 − «переходяшие»: Гончаренко, а также Банасюкевич, Груева, Шимадина. Дебютируют И.Алпатова, А.Киселёв и О.Федянина (и опять − знакомые всё лица). Да, и «возвратники», конечно: А.Вислов (не привлекался с 2013 года), Д.Годер (с 2012-го), Т.Джурова (почему-то позабытая с 2010 года) и зачем-то примкнувший к этой компании В.Спешков (в последний раз экспертировал в 2011 году).
Вот такая ротация, что бы ни рисовали на диаграммах асы начертательной геометрии. Могу, кстати, и остальных дебютантов перечислить − хоть по годам, хоть по алфавиту. Заявки принимаются ежедневно, желательно во второй половине дня. Члены СТД обслуживаются вне очереди.
Кстати, я сегодня ни слова не написал ещё об одном виде ротации − переходе из экспертов в жюри и обратно. Завтра постараюсь выложить короткую справочку − как приложение (я их тоже могу варганить, только без диаграмм).

А сегодняшнее приложение − список самых незаменимых, переходивших из Совета в Совет не менее 3-х созывов подряд. С 1997 года по заявленный 2016-й.
По 3 года подряд экспертировали: А.Вислов (2009, 2010, 2011), О.Глазунова (1997, 1998, 1999), Е.Горина (2002, 2003, 2004), а К.Матвиенко – дважды 2008, 2009, 2010 и 2012, 2013, 2014).
4 года подряд – Е.Дмитриевская (1999, 2000, 2001, 2002).
5 лет подряд – она же (2004, 2005, 2006, 2007, 2008).
6 лет подряд – ещё раз О.Глазунова (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008).
7 лет подряд – А.Волков (1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005).
8 лет подряд – А.Гончаренко (2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016).
9 лет подряд – О.Лоевский (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013).
Не собираюсь стричь всех под одну гребёнку; бывает по-разному, хотя лучше бы в любом случае обходиться без повторов. А в целом... в целом вырисовывается картинка, которую вполне можно назвать «Особенности российской театральной ротации».
И не надо держать всех за дураков. Было уже, было. Тоска...
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments