dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-126, отдельной строкой

dik_dikij и poziloy

С прошлых выходных за нами остался «мемориальный» должок: Людвиг Баварский («Об этой примечательной личности попробуем написать отдельно», http://dik-dikij.livejournal.com/1213521.html).
Пробуем.

25 августа.
170 лет назад у баварского кронпринца Максимилиана родился первенец, Людвиг Отто Фридрих Вильхельм, будущий Людвиг II Баварский – король-меценат (благодетель Р.Вагнера), король-строитель замков (реальных, как Нойшванштайн, но и воздушных – тоже), король-безумец. Или всё-таки не безумец? Сейчас, вроде бы, модно считать «сказочного короля» жертвой времени и обстоятельств (типа – да, эскапист, но не сумасшедший); именно в этом духе выдержана, к примеру, статья в русской Википедии. Но, вполне вероятно, тут постарался кинематограф (прежде всего, конечно, Л.Висконти) – ни для кого не секрет, что экран гипнотизирует, а зритель податлив и готов уверовать, что тёмно-красное – это на самом деле бледно-зелёное и наоборот (про чёрное и белое умолчим). Кстати, сказанное относится отнюдь не только к большому экрану, но и к нему, несомненно, тоже.
Но вернёмся к психическому состоянию Людвига II Баварского. Маленькая деталь, которая весьма заинтересовала бы дедушку Фрейда: король называл собственную мать «вдовой моего предшественника». Любопытно, не правда ли?
Странно выглядит и пристрастие Людвига к Вагнеру (не подумайте, упаси Господи, ничего эдакого – Вагнер известен как гомофоб). В чём странность? Король был абсолютно не музыкален – это, вроде бы, отмечал и сам Вагнер; более того, утверждают, что учитель музыки будущего короля «назвал день, когда он дал кронпринцу последний урок игры на пианино, счастливейшим днем в своей жизни». Но что же тогда, если если не музыка как таковая? Не будем категоричны, но любопытную версию высказал маститый психиатр П.Ковалевский: «Музыка Вагнера, по отзывам многих знатоков дела, это наркотическое создание, действующее на мозг человека так же опьяняюще, как опий, гашиш, морфий и проч.» (http://bookap.info/clasik/kovalevskiy_psihiatricheskie_eskizy_iz_istorii_tom_2/gl35.shtm). (Кстати, напомните, пожалуйста, кто написал «Тангейзера»...) Двухтомник Ковалевского «Психиатрические эскизы из истории» вообще довольно любопытен; есть там и главка «Людвиг, король Баварский». На всякий случай: источники называют разные даты смерти Ковалевского, но самая поздняя из обнаруженных – 1931 год, так что ни фильма Висконти, ни других картин с образом короля-жертвы психиатр не видел и был ограждён от их «влияния». Как и другой психиатр, француз П.О.Морель, умерший в 1873-м. Вопрос о вменяемости Людвига во времена Мореля никого особо не волновал, речь шла всего лишь о глазах будущего короля, способных изменять цвет от ярко-голубого до непроницаемо-чёрного; дед, Людвиг I, восхищался («страстные глаза Адониса»), а Морель подошёл к делу профессионально: «это глаза, в которых горит будущее сумасшествие». Предвидел? Нет, понимал, по опыту.
О диагнозе «по глазам» пишут многие, в том числе и Ковалевский. Что ж, вот ещё несколько «выбранных мест» из русского психиатра («Людвиг, король Баварский»).
«Говорят, что тетка Людвига II София страдала душевной болезнью и лечилась в доме умалишенных в Illenau. Главною болезненною мыслью было то, что она проглотила стеклянную софу...
Король с детства стеснялся общества, был нелюдим и избегал людей. Теперь эта особенность характера усилилась и превратилась в отшельничество. Король заперся в замке и допускал к себе только самых близких людей. Любя музыку и оперу, сначала король помещался в ложе так, чтобы его никто не видел. Затем он приказал играть оперы только лишь для одного себя, а затем и при этих условиях театр только полуосвещался и король сидел в темноте. Однажды во время представления в придворном театре король заснул. Опера прекратилась и по просыпании началась с того такта, на котором остановилась при засыпании короля.
На придворных обедах устраивали сервировку стола так, чтобы сидящие за столом были скрыты вазами и цветами, дабы король не мог видеть присутствующих. Последние годы жизни Людвиг сидел в государственном совете заслоненный экраном и последний секретарь совета никогда не видел короля в совете в лицо. В его дворце в столовой произведены были такие приспособления, что стол вполне сервированный и с готовыми кушаньями, по желанию короля, являлся через пол, причем король не нуждался в прислуге и не имел неудовольствия лицезреть кого-либо из окружающих...
Однажды у короля явилась особенная привязанность и расположение к кавалеристам его охоты. Они введены были во дворец и служили ему. Но этот каприз длился недолго, и кавалеристы скоро были изгнаны. Один из приближенных короля должен был в течение нескольких недель являться к королю с маской на лице, так как повелитель не выносил его лица. Другой служитель должен был являться к королю с черной печатью на лбу, как знак его глупости, ибо, по мнению короля, в его голове было не все в порядке. Многие приказания король издавал сквозь двери, и подчиненные, в знак понимания и готовности исполнения воли повелителя, должны были ответить стуком в дверь…
Король любил очень путешествовать в Париж, Вену и проч. Часто он совершал эти путешествия, не выходя из дворца. Для этого он спускался в манеж и садился на коня. После получасовой езды появлялся переодетый кондуктором конюх и объявлял о приезде на ту или другую станцию...
Бывали случаи, что у Людвига наступали приступы мускульного бешенства: он скакал, плясал, прыгал, рвал на себе волосы и бороду; другой раз он, напротив, оцепеневал и стоял часами неподвижно на месте. К этому присоединялись иллюзии и галлюцинации. Король слышал голоса и видел видения. Во время снега и мороза ему казалось, что он стоит у берега моря. Король кланялся деревьям и кустам; снимал шляпу перед кустарником и заставлял приближенных преклоняться перед статуей, принимая ее за Марию Антуанетту. Король часто видел пред собою ножи и другие устрашающие предметы; иногда ему казались на полу предметы, и он заставлял прислугу поднимать их. Полная невозможность для прислуги исполнить приказание короля принималась последним за обман, нежелание исполнить его волю и злоумышленность...
Проснувшись, король обыкновенно звонил камердинера. Последний входил к его королевскому величеству, низко согнувшись. Став на колено и положив на другое записную книжку, камердинер записывал целый ряд вопросов короля, иногда до 20. Затем, после приказания короля «теперь отвечай», камердинер должен был давать ответы. По окончании опроса камердинер низко кланялся и спиной уходил из комнаты короля. Однажды королю показалось, что камердинер недостаточно низко поклонился. «Ниже кланяться», – закричал на него король. Камердинер поклонился до земли, причем получил удар в лицо. Из официальных данных известно, что 32 его прислужника были королем биты, оскорблены действием, получили толчки и проч. Часто он также наказывал свой служащий штат арапником. Оружие короля было убрано и далеко спрятано. Многократно король приказывал своих подданных заковывать в цепи и сажать на хлеб и воду в воображаемую Бастилию. Других он приказывал казнить и тело бросать в озеро. Об исполнении приказаний короля его величеству докладывалось, хотя можно благодарить Бога, что королю не угодно было присутствовать при исполнении казни.
Раз Людвиг послал в Мюнхен кавалерийского офицера с таким письмом: «Посланный вчера обедал со мною, а теперь посадить его в тюрьму». Когда министр финансов заявил королю, что денег у государства на его постройки нет и что государство и без того вошло в значительные долги, то Людвиг II дал такой приказ в королевскую комиссию относительно дерзкого министра: «Высечь его, собаку, и потом выколоть ему глаза». Кроме этого, было еще издано три приказа за подписью короля о наказании розгами министров. Однажды Людвиг приказал заключить в тюрьму государственного секретаря von Ziegler, и королю ежедневно производились ложные доклады о том, что von Ziegler сидит...
Несколько раз он не позволял приводить в исполнение приказы о преобразованиях в баварской армии, идущие из Берлина. Скоро это, однако, превратилось в ненависть ко всему идущему из Берлина, особенно же к инспектировавшему войска германскому кронпринцу Фридриху
[будущему кайзеру Фридриху III]. Несколько раз Людвиг приказывал схватить Фридриха, засадить его в каземат и извести голодом и жаждой. Такие же приказы издавались и по отношению ко многим баварским принцам и министрам...
Очень часто Людвиг одевался в одежды пилигрима и воображал себя пилигримом из «Тангейзера». Нередко также он изображал из себя рыцаря Тристана. Но самым большим любимцем его был Лоэнгрин. Старая баварская легенда с ее героем сыном короля Лоэнгрином наэлектризовали болезненное воображение короля до крайних пределов. Он не только хотел быть Лоэнгрином, но хотел даже жить Лоэнгрином. Для этого он одевался в костюм Лоэнгрина и плавал в лодочке по озеру Штанберг в сопутствии лебедя. Но это показалось королю слишком скучным, и он приказал устроить резервуар с водой на крыше замка, где он и катался в лодочке в сопровождении лебедя. Небо и солнце, луна и звезды взирали на причудливые затеи короля-мечтателя. Эти прогулки в лодочке под покровом небесного свода были омрачаемы тем, что вся вода была бесцветна. Недоставало лазуревой воды с отблесками в ней голубого неба. Пришлось удовлетворить невинное желание короля. В воду пущен был медный купорос. Вода была лазурная. Король счастлив и доволен. А купорос проел металлический резервуар и вся вода ушла в кабинет короля...
Король стал горным духом. Он таинственно бродил по пустым залам дворца, освещенным бесчисленным количеством свечей. То в лунную ночь король бродил вокруг замка. Зимою он часто по ночам предпринимал поездки в горы на санях, освещенных электрическим светом, одетый в фантастический костюм духа. Масса народа содержалась для того, чтобы держать дорогу в порядке. Часто крестьяне видели, как дивное видение мчалось по дороге в санях, запряженных четверней лошадей, украшенных перьями...
Король заказывал обеды на 20 и более сотрапезников. Обедал он один, но пища подавалась всем тем невидимым лицам, для которых поставлены были приборы за королевским столом. Кого именно приглашал король – это вскоре обнаруживали таинственные разговоры, которые он вел с пустыми приборами. В его воображении за этими приборами сидели знаменитые личности времен Людовика XIV. Он обсуждал события того времени и всего охотнее разговаривал о версальских постройках и дворцах, которые он начал строить. Подобные разговоры иногда продолжались по нескольку часов, и никто не дерзал прерывать их. Иногда места за столами обозначались билетами, на которых были начертаны имена маршалов Людовика XIV или архитекторов и художников того же времени.
Наскучив постоянными приставаниями министров, король собирался продать Баварию и купить себе необитаемый остров, где его не стесняли бы ни конституция, ни совет министров. Это желание короля оказалось неосуществимым. Людвиг II приказал директору государственных архивов отправиться в глубь Гималайских гор, чтобы найти там такую страну, где Людвиг мог бы царствовать неограниченным монархом. Этот подданный объездил Канаду, Кипр, Крит и даже Крым, чтобы отыскать такой укромный уголок
...»
Очень возможно, кто-то считает подобное поведение нормальным. «Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а в ванной режет кроликов». Но...
Между прочим, Людвигу унаследовал его младший брат Отто, с первых же дней «правления» – форменный «король-овощ». А про наследственность, надо полагать, слышали даже кролики, которым посчастливилось не угодить на опыты.
Короче, в психической неадекватности реального Людвига II Баварского сомневаться не приходится. А вот есть другой Людвиг Баварский, так тот уж вискониевский или чей-нибудь ещё... Персонаж Х.Бергера, кто спорит, мог быть нормальным – тем более, с ним не имели дела ни Морель, ни «комиссия из четырех выдающихся психиатров». Но лучше не путать одного Людвига с другими.
«Schwan» по-немецки – «лебедь», «Schwein» – «свинья». Небольшая ошибка – и замок Neuschwanstein (Новый лебединый камень) превращается в Neuschweinstein (Новый свиной камень).
Превратить больного в здорового, знаете ли, не так просто. Но гипнотезёр-экран и не такое способен...
Нам ли не знать?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments