dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Зимой и летом, или Гиганты мысли-online

Алексей Битов (poziloy)

Некоторое время назад (если не ошибаюсь, с лёгкой руки К.Крока) прошла очередная вялая дискуссия на тему «Нужны ли театральные критики?» Свою лепту в эту дискуссию решил внести teatral-online, на одной из своих полос предоставивший слово четырём, так сказать, специалистам. Правда, в число избранных (или, по крайней мере, званых) каким-то образом угодили сразу два представителя кинотусовки – наверное, потому, что лето, театр закрыт, а кино, понятно, зимой и летом одним цветом. А может, проверенные кадры надёжнее – уж они-то не ляпнут того, чего ни одна онлайн-Лапшённикова не напечатает...
Нет, одними кинотусовщиками дело, понятно, не ограничилось. К примеру, отдуваться за «критический» цех был призван... угадаете с одного раза? да, конечно, вездесущий халтурщик П.Руднев. Ну, а чтобы наш, между прочим, доцент РУТИ (ГИТИС) не чувствовал себя одиноко, вступительное слово предоставили Н.Пивоваровой, декану театроведческого факультета этого самого РУТИ. Вот с неё, пожалуй, и начну.
Г-жа Пивоварова, как и подобает зачинщице, выступила с партийных позиций: «Зачем они [критики & театроведы] государству, обществу, современной газете «Культура»?» (http://www.teatral-online.ru/news/14152/). Позвольте, а газета «Культура»-то тут при чём? То есть я понимаю, г-жа декан изучает эту газету денно и нощно (не может же быть, чтобы она, аки крановщица, осуждала то, чего не читала), а журнал «Театр» никогда в руках не держала (вот уж кому точно не нужны ни театроведы, ни критики, чтобы, не приведи Бог, не позволили себе ни на йоту отклониться от единственно правильной линии партии), но вопрос-то обсуждается, вроде бы, несколько другой, ни с какой газетой не связанный... Впрочем, понятно: нужно лишний раз «перед лицом своих товарищей» торжественно подтвердить классовую позицию. При этом, что характерно, означенным «государству, обществу, современной газете «Культура»» не нужны (по Пивоваровой) критики/театроведы, «если они настоящие профессионалы, если они понимают, что подлинное искусство (и прошлого, и настоящего) основано на творческой свободе и ответственности человека, если они обладают эстетическими и этическими ценностями, которые не подвластны курсу «партии и правительства», если умеют осмыслить исторический опыт культуры, слышать разнообразные голоса жизни, если мыслят контекстно и способны восстановить порвавшуюся связь времен – традиций и современности». С курсом – ясно, речь идёт о курсах других партий, которые, будь они неладны, тоже имеют правительственную поддержку; «новаторы», естественно, хочут монополии, а власть предпочитает, чтобы её обслуживали разносторонне – лишь бы не на пользу всякому там искусству и т.д.
Ладно, оставим партийные дела в покое – благо, тут и без них найдётся, чему умилиться. Если «подлинное искусство» основано не только «на творческой свободе», но и на «ответственности человека» – нашим «новаторам» лучше отдохнуть, потому как никакой ответственностью в их «изысках» и не пахнет (для большинства из них главное – прокукарекать погромче, а на рассвет они кладут с высокого насеста). Далее: интересно, каким это образом «критики», обслуживающие тусовку, «способны восстановить порвавшуюся связь времен – традиций и современности», если «традиции» в их «критическом» обиходе – бранное слово?
Спросите, с чего я решил, что г-жа Пивоварова поёт хвалебную песнь именно «новаторам»? Слушайте сюда: «Он [критик/театровед] нужен как идеолог театра, как толкователь нового слова в искусстве. В идеале – он просветитель и культуртрегер. Нам нужен театровед, открытый всему новому, и пусть он ненавидит косность, обывательские штампы, догматизацию идеи, формы, приема». Да? Вообще-то, профессионал (так уж повелось) более всего не переваривает халтуру, подделки, «разводки» и шарлатанские поползновения удалять гланды через задницу, т.е. то, что заведомо вне профессии. А далее... далее уже и до рутины очередь доходит, хотя борьба с РУТИной со стороны преподавателей РУТИ – это, согласитесь, смешно (кто-то шельму метит, не иначе).
Есть известная байка про студента, сморозившего на профильном экзамене феерическую ахинею, на что преподаватель грустно заметил: «что ж, если Вы это списали, не задумываясь, – не страшно; хуже, если Вы действительно так считаете». Но тут у нас не студент распинается, а декан театроведческого факультета; если она подмахнула нелепый текст, состряпанный неким, типа, умельцем, – не страшно; хуже, если она действительно так считает.
Зато финал арии декана позабавил. Цитирую: «все-таки все мы хотим лечить зубы у профессионального стоматолога и вряд ли доверимся в этом вопросе отоларингологу». Лихо г-жа Пивоварова умыла teatral-online с его «театральным» вопросом, адресованным кинодеятелям...
Но прежде, чем перейти к засланцам из параллельного мира, надо вспомнить и про г.Руднева. На сей раз он на удивление лапидарен, и всё равно с ним не соскучишься: «профессия критика требует бесконечного самопожертвования, бескрайнего фанатизма и даже борцовских качеств». «БЕСконечного», «БЕСкрайнего»... «Закружились бесы разны...» Остаётся порадоваться, что требуются только борцовские качества, а не боксёрские... хотя это тоже не актуально, некоторые предпочитают дзю-до.
«Театроведческий факультет очень здорово переформатирует человека». А в кого или во что, нельзя ли уточнить? В epub, в pdf или, не приведи Господи, в doc? Типа, был homo sapiens, а стал – человек.doc, в духе заветов известного культуртрегера-практика? Ну-ну.
А это порадовало: «Если потом студенты не станут критиками, они пойдут в продюсеры, театральные менеджеры, сейчас очень активно развивается кураторское направление». Правильно, г.Руднев, современный критик – это именно куратор, который продвигает и задвигает (кстати, г.Руднев, сколько помню, так и заявлял во всеуслышание). Во всяком случае, откровенность оратора впечатляет: вопрос – Зачем нужны критики?; ответ – пусть идут в продюсеры, менеджеры и кураторы, чтобы пихать своих и гнобить чужих. Тушите свет.
Хорошо, потушили; значит, самое время послушать деятелей нашего кино.
Даниил Дондурей, культуролог и главный редактор: «Советская власть, в отличие от нынешней, была заинтересована в сложных людях, в людях, которым интересно разбираться в художественных языках, проводить многоуровневую интеллектуальную работу... Государство осознало, что сложные люди для него очень опасны. Поэтому театроведы, киноведы, искусствоведы, музыковеды нужны в небольшом количестве для того, чтобы присуждать премии на фестивалях...» Понятно, кто о чём, а Дондурей (по простоте душевной) – о сложных людях. Йети? Нет, те, вроде бы, не «сложные», а «снежные»; похоже, конечно, но есть нюанс. Тогда, может быть, йеху? В общем, отпустите его в Дондуреи, и дело с концом; ей-Богу, ни для кого он не опасен, ни там, ни тут, и никто ничего не потеряет.
И, наконец, Антон Долин сетует: «Сейчас происходит уравнивание блогеров с авторитетными критиками... И уж точно критики из-за этого потеряли в весе». С одной стороны, хорошо, что я – блогер, а не критик, так что боевой вес держу. А с другой – обидно за коллег: два блогера из трёх, пишущих о театре, делают это лучше, чем «авторитетные» критики типа упомянутого Руднева с его набором однообразных междометий, чего уж там. Но г-н Долин одной фразой не ограничился – он расставил все точки над «i»: «Критика искусства – одна из древнейших профессий, она существует со времен Аристотеля». Что скажете, г-да представители древнейшей профессии, иногда именуемые «критиками»? Вот и ответ на вопрос, зачем вы нужны: для того, чтобы клиенты вас снимали; снимают – значит, это кому-то нужно. Главное, предохраняйтесь потщательнее...

И очень коротко – для тех, кто не в курсе, на фига они нужны, эти критики (эти, а не те, на которых так изящно намекнул А.Долин). Во-первых, критика – это пограничная стража (попросту, Карацупы, охраняющие территорию от непрошеных пришельцев). Во-вторых, критик – искатель жемчуга (да-да, в той самой куче). Причём ищет он по-честному, не пытаясь всучить «сложным» туземцам стекляшки, надутые на подвальной «фабрике», где доля «акций» принадлежит самому «искателю».
Вот, собственно, и всё.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments