dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Продолжим, однако

Алексей Битов (poziloy)

М.Токарева написала недавно: «По линии частных итогов сильно огорчает то, что у критиков отбирают их профессию. Без оглядки на контекст, цензуру, поиски крамолы, жадное внимание запретителей уже невозможно оценивать сценические процессы. Какие бы оценки ни высказал, что бы ни проанализировал, становишься на сторону карательного администрирования, делаешься доносителем поневоле.
Быть соловьем или критиком Латунским? Оба варианта хуже
» (http://www.novayagazeta.ru/arts/69247.html). Позвольте не согласиться: чтобы превратиться в Латунского (или в Должанского, или ещё в какое-нибудь чмо), нужно сначала записаться в очередной РАПП; тому, кто гуляет сам по себе, это не грозит. И не надо поддаваться на РАППовские разводки – типа, либо они, либо «карательное администрирование», а третьего, вроде как, не дано. На самом деле, наши доблестные «новаторы» и есть классические представители «карательного администрирования» (даже тут они ничего нового не выдумали); другое дело, в какой-то момент их хозяева решают, что мавр, так сказать, выполнил свою миссию, и более не нужен. Но Авербах не превратился в нечто белое и пушистое, когда над ним потихоньку начали сгущаться тучи – хотя, возможно, и намекал, что теперь его критиковать нельзя (как будто раньше он позволял себя критиковать).
Токарева пишет: «Очень трудно стало отличить и отделить личную подлость от государственной и цеховой». С личной подлостью и впрямь сложно, а вот цеховая подлость не может существовать в наших условиях без поддержки государства – именно при поддержке недавних руководителей Минкульта (и не только) «новаторы» осуществляли свои рейдерские захваты. Допускаю, что теперь появятся новые рейдеры, но они ничем не хуже, они – такие же.
А беспартийным, невзирая ни на какие пертурбации и драчки привластных группировок за сладкий кусочек пирога, остаётся следовать старому девизу: «Делай, что должно, и пусть случится, что суждено». Можно и с пафосом, в стихах, даже по-английски, из Теннисона: «Theirs not to make reply, Theirs not to reason why, Theirs but to do and die» (они не найдут ответа и не объяснят, зачем, но они сделают это и умрут).
В общем, предлагаю не обращать внимания на разводки наших Латунских и делать то, что должно, невзирая ни на тех, ни на этих. Типа, «кто не спрятался, я не виноват».
Всё, перехожу к практической части. Снова – о «Золотой Маске», извините, но на сей раз речь пойдёт не о «святой простоте», типа давешних защитниц истинной веры Е.Ковальской или Д.Тасбулатовой, а о представителе курии, который не может не понимать, что лжёт, но продолжает лгать напропалую. М.Ревякина (согласно Википедии, «генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» и директор Театра Наций»; может быть, слово «национальная» в названии премии связано с Театром Наций, другие объяснения тут не проходят)... так вот, г-жа Ревякина дала интервью представителю krskdaily (кстати, главным партнёром этого ресурса является Фонд Михаила Прохорова, верный покровитель отечественных «новаторов»). Впрочем, по жанру это, судя по всему, не интервью и даже не беседа, а отрывок из поэмы: «– Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после, – говорил Чичиков.
– Нет, Павел Иванович, нет, вы гость, – говорил Манилов, показывая ему рукою на дверь.
– Не затрудняйтесь, пожалуйста, не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите, – говорил Чичиков.
– Нет уж извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю
...» и т.д.
Из вводной части: «В настоящее время создана рабочая группа по выработке предложений о перспективах развития премии и фестиваля «Золотая маска», состав которой вызвал немало нареканий со стороны театральной общественности. Генеральный директор «Маски» Мария Ревякина реагирует на проблему сдержанно и считает, что участившиеся выпады в адрес фестиваля – следствие общих социальных настроений в сегодняшней России» (http://krskdaily.ru/2015/07/theatre/revyakina). Кто бы сомневался! вся прогрессивная общественность гневно осуждает состав Рабочей группы, как когда-то другая (столь же прогрессивная) общественность осуждала отщепенцев, усомнившихся в государственной мудрости АНО ЦК КПСС.
А вот и образчик «сдержанной реакции»: «список номинантов составляют эксперты – и только они, это их зона ответственности. А потом, во время фестиваля, участников конкурса оценивает профессиональное жюри. Все кандидатуры в этих составах утверждаются Союзом театральных деятелей России (СТД), учредителем «Золотой маски», и согласовываются с министерством культуры РФ. Каждый год составы меняются, происходит ротация». Хватит врать про ротацию, Мария Евсеевна, мы выкладывали в этом журнале статистику за последние 10 лет, с 2006 по 2015 годы (http://dik-dikij.livejournal.com/1158912.html), а также аналогичную статистику за 2000-2102 годы, опубликованную в журнале «Вопросы театра/PROSCAENIUM» № 1-2 за 2012 год (http://dik-dikij.livejournal.com/1099141.html). Верю, что г-жа Ревякина этих публикаций в глаза не видела, но она и без них отлично знает, как обстоят дела в её хозяйстве, и не надо вешать лапшу на уши доверчивым тинейджерам разного возраста.
Сюда же – ещё одно «откровение» директора «Золмаски»: «когда в команде девять профессиональных экспертов, какие бы вкусы у всех не были, они должны вместе определиться – что было самое лучшее за прошедший сезон. Через год на их место придут другие эксперты, у них будут свои мотивации». Да? И где же они, эти другие, если из года в год в номинанты попадают одни и те же несколько персон – в том числе, мягко говоря, весьма спорных? Нет, я не исключаю, что «мотивации» у экспертов могут быть разными (кому-то и впрямь нравятся перформансы, а кто-то не хочет идти против ветра), но это – что в лоб, что по лбу: результат остаётся прежним. Понятно, при реальной ротации экспертов наши перформансёры попадали бы в списки номинантов, по крайне мере, не каждый год.
«как вы заметили, абсолютное большинство театральных лидеров страны поддержало «Золотую маску». Они прекрасно понимают, что она нужна профессионалам. Не случайно же Михаил Александрович Ульянов, который когда-то создавал в СТД этот фестиваль, озвучил его главную идею: «Профессионалы – профессионалам». Компетентные театроведы проводят отбор спектаклей, показывают срез сезона. Жюри, в котором не больше трех критиков, а в основном практики – режиссеры, хореографы, актеры, сценографы, композиторы – оценивает работу своих коллег. На следующий год они сами могут поставить что-то значительное, и их работу точно так же будут оценивать другие. Это профессиональная премия, обмен творческими мнениями». Так, по первому пункту: сколько у нас «театральных лидеров» (и огласите, пожалуйста, весь список)? Кстати, интересно, не входят ли в этот список воспитанники «Школы театрального лидера»? а ещё интереснее, кто этот список составлял и утверждал (фамилии экспертов – в студию). Да, не приходится спорить, что в кампании по защите АНО «Золотая Маска», увы, отметились и некоторые вполне уважаемые театральные люди, но опять же неясно, какую лапшу им для этого навешали. И вообще, фразу «Лучшая часть нашего народа полностью поддерживает политику партии и её вождя» я уже, помнится, где-то слышал (наверное, не только я). Что касается пункта 2 – не приплетайте к своим подвигам покойного М.Ульянова, он тут ни при чём, ему в страшном сне не могло присниться, что премия, задуманная как национальная, превратится в тусовочную. Или, как написала одна дама (не стану поминать её третий день подряд, но замечу: за последние 10 лет в результате «регулярной ротации» она трижды побывала в Экспертном совете и трижды – в жюри)... так вот, как написала эта регулярно ротируемая дама, «Маска – премия общественного союза. Он что хочет в своей премии – то и городит». А среди лайкнувших у нас кто? Конечно же, г-жа Ревякина. Что сказал бы на это М.Ульянов? Судите сами – http://video.tochka.net/33546-mikhail-ulyanov-urok-mata/.
А вот, что говорит г-жа Ревякина: «Мне кажется, идея «Золотой маски», родившаяся в недрах СТД, прекрасна. Благодаря ней мы имеем историю российского театра за 21 год». Первая фраза возражений не вызывает, зато вторая – снова враньё: если в золотомасочной истории нашего последнего театрального десятилетия П.Фоменко приравнивается к Д.Волкострелову, а Ю.Погребничко – к Т.Кулябину... м-да, интересные истории случаются, как выяснилось, не только на Патриарших прудах.
И, наконец, финальный аккорд поэмы: «Как вы оцениваете попытки минкульта усилить свое влияние на «Маску», ввести цензуру – какие спектакли можно номинировать, какие нельзя?
– Как я уже сказала, хозяин премии, учредитель «Золотой маски» – Союз театральных деятелей России. Министерство культуры РФ – один из организаторов, оно дает часть средств на проведение конкурса и может рекомендовать кого-то в составы экспертного совета и жюри. Есть Положение о конкурсе, куда ежегодно вносятся изменения. Сейчас мы принимаем от театральной общественности предложения, какие улучшения могли бы пойти на пользу фестивалю, рабочая группа СТД рассмотрит их в конце августа.
Что касается цензуры, то она запрещена Конституцией. До тех пор, пока основной закон нашей страны не поменялся, любые попытки цензуры противоправны
». Секундочку! А чем, если не цензурой, можно объяснить тот факт, что за последние 10 лет, к примеру, ни разу не был номинирован на «Маску» Г.Козлов, отнюдь не самый безвестный режиссёр в современной России? Ещё смешнее: ни разу ни в эксперты, ни в жюри не попадала рьяная защитница нынешней «Золмаски» М.Дмитревская; не потому ли, что глава СТД А.Калягин такую такую личную неприязнь испытывает к главреду ПТЖ, что... ну, насчёт «кушать» – не знаю, а вот видеть её недалеко от собственного кабинета он решительно не желает? Это – не цензура, нет? Могу привести и другие примеры тусовочной (и СТД-шной) цензуры, но хватит, наверное, и этих двух.
А это особенно понравилось: «мы принимаем от театральной общественности предложения, какие улучшения могли бы пойти на пользу фестивалю, рабочая группа СТД рассмотрит их в конце августа». «Мы» – это кто? Кому надо подавать предложения? Неужели г-же Ревякиной? Что ж, подаю: г-жа Ревякина, уйдите, Вы уже столько всего наворотили... такими темпами и впрямь «Маску» отдадут на откуп чиновникам – Вашими, между прочим, стараниями. Сделайте хоть что-то доброе, в конце концов.
И последнее (на сегодня) высказывание госпожи, желающей по-прежнему рулить «Маской», несмотря ни на что: «Что же касается претензий к «Золотой маске», на мой взгляд, они вызваны недопониманием, как работает фестиваль». С точностью до наоборот: те, кто не поленился ознакомиться с фактами и цифрами, характеризующими деятельность нынешней «Маски», имеют все основания для изрядного количества... ладно, ограничусь словом «претензий». А «недопонимающие» будут охотно подставлять уши под лапшу и изо всех сил защищать своих соратников.
По существу, призывать РАПП № 3.
Умрём Генсеками, как говаривали когда-то? Что ж, последствия известны.
Проходили, знаем...
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment