dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Подходит к реке Пионерский отряд...

Алексей Битов (poziloy)

Тем, кто пытается нормализовать нынешнюю противоестественную ситуацию с т.н. национальной театральной премией имени АНО «Золотая Маска», увы, позавидовать трудно: новые РАППовцы не намерены поступаться принципами и явно позабыли старое присловье «Жадность фраера сгубила». Не хочется каркать, но вполне вероятно, что на сей раз они отобьются и ещё некоторое время порулят, чтобы потом передать «Маску» из рук в руки набирающему силу РАППу № 3. Все их пропагандистские доводы, если сверить слова с делами, не стоят выеденного яйца: о «рейдерском захвате» кричат именно рейдеры, захватившие национальную (в прошлом) премию (и, напомню, не только её). За свободу творчества якобы борются те, кто во время своего правления всеми силами гнобил остальных, и не только оппонентов, но и любого, кто мешал куда-то пропихнуть своих. О «доносительстве» и «коллаборационизме» нынче твердят те, кто совсем не в 1990-е, а уже при нынешнем «режыме» исходил все «коридоры власти» вдоль и поперёк и до сих пор рассчитывает на свою «крышу», ещё недавно помогавшую им решать любой вопрос в свою пользу; нынче эта крыша немного прохудилась, но всё ещё способна кого-то прикрыть (напомните, пожалуйста, кто совсем недавно удостоился правительственной премии – г-жа Ямпольская или всё-таки г-жа Ревякина сотоварищи?)
Вся дешёвая демагогия в пользу сегодняшний «Золмаски» замешана на откровенной и сознательной лжи. По факту, премия превратилась из национальной в тусовочную, ни о какой ротации экспертов говорить всерьёз не приходится, а пресловутая «поддержка регионов» сводится к поддержке своих ставленников (в крайнем случае, союзников) в этих самых регионах. Ещё раз повторяю: статистика «Золотой Маски» неопровержимо свидетельствует, что всё обстоит именно так, как написано чуть выше. Но, как известно, если факты противоречат линии партии – тем хуже для фактов.
Тем не менее, значительная часть профессионального сообщества так или иначе потакает рейдерам-«новаторам». Причины тут разные, но хочу особо выделить две. Часть театральных людей, прекрасно знающих цену тусовке, не хочет с ней связываться, чтобы не угодить под пресс. Если угодно, это – конформизм, впитанный многими из нас чуть ли не с пионерского детства, а поскольку кампании в защиту «Золмаски» и былые кампании в поддержку «линии партии» методически (а порой и лексически) похожи друг на дружку, как две капли воды, у людей, скорее всего, срабатывает рефлекс: страшно, типа, плевать против ветра. Вторая популярная причина – боязнь, что на смену нынешним придут те, кто ещё хуже. И они несомненно придут, если оставить всё по-прежнему до их прихода.
Понятно, среди «масочников» есть и такие, кто имеет с происходящего свой «навар», но речь сейчас не о них. Хватает и несчастных сектантов, которые защищают «дело партии» из идейных, так сказать, соображений; впрочем, отличить «идейных» от тех, кто косит под «идейных», не всегда удаётся с первого взгляда: сектанты на то и сектанты, чтобы повторять мантры своих «гуру». Ладно, не стану сейчас отделять обманутых от обманщиков, просто поделюсь некоторыми сетевыми «находками». На всякий случай напомню: причиной переполоха в рядах «новаторов» с последующей мобилизацией резервистов на сей раз стало оглашение состава рабочей группы, сформированной СТД РФ и Минкультом для внесения корректив в Положение о премии «Золотая Маска» (см., например, http://culturavrn.ru/starred/15848).
Пост г-на Угарова уже довелось цитировать на ФБ: «Почитайте список рабочей группы, и всем все будет понятно.
Ямпольская, Тимашева – эти люди не имеют отношения к театру (когда-то имели); Вера Максимова давно уже опозорились на всю голову...
» (https://www.facebook.com/mugarov/posts/10204498714050424?__mref=message_bubble). Интересно, а на какое место давно уже опозорился г-н Угаров? На голову? на крылья? на плавники? увы, это маловероятно, да и позориться давно уже некуда. А вот и комментарий автора к собственному посту: «Михаил Угаров Хорошо. А где Марина Давыдова, главный редактор журнала "Театр"? Где Карась или Годер, где театральный критики?» Как ни странно, г. Угаров забыл о г-же Матвиенко... или постеснялся, а напрасно: она из той же обоймы, да и в экспертах «Золмаски» побывала за 10 лет всего 6 раз – ненамного больше, чем Д.Годер (4 попадания в Экспертный Совет, в том числе в роли председателя, плюс одно участие в жюри) или М.Давыдова (2 раза в экспертах и 2 раза в жюри). Вот такая ротация, как же теперь разбираться без них?
Не смолчала и А.Солнцева, ещё один передовой блогер; тут интересен не сам пост, а «пятиминутка ненависти» в комментариях – всё, как в лучших домах ангсоца (https://www.facebook.com/alsolntseva/posts/871539296248026). Среди отметившихся – и Давыдова, и Годер (просто отметилась), и Р.Должанский («А когда мамзель Ямпольская последний раз была в театре? Почему Гришко? Почему не кто-то из лауреатов хотя бы? Я-то думаю, что все это импотентский пшик, что не отменяет гадостности происходящего»), и Е.Груева («Кокшеневой не хватает»), и мощный интеллектуал А.Пронин («я уже написал – где Кирилл Ганин?»), и даже нечто малобродское, на всякий случай напомнившее о себе боевым товарищам: «Частушка вспоминается: "Ах, вы, улучшители, а х не хотите ли?" – так, к слову...» (к слову, на всякий случай, чтобы потом, если что, объявить, что он пострадал за политику, а не за финансовые кунштюки). И ещё двух участниц надо непременно назвать: М.Дмитревская легко подхватила тему, предложенную Ромасиком («Marina Dmitrevskaya Однако, пацан сказал – пацан сделал. Сказала Тимашева про Ямпольскую как-то вскользь – и пожалуйста вам... И Гришко... Мрак», а неведомая мне доселе Д.Тасбулатова выступила «со стороны», как та самая крановщица, осудив всех, на кого партия направила указующий перст. Что ж, лучше послушаем г-жу Тасбулатову, не ограничившуюся комментарием, а наваявшую до кучи целый пост, эдакий, можно сказать, плач Ярославны. О чём дева плачет, о чём слёзы льёт? А как же не плакать, слез горьких не лить? «Уничтожили Золотую маску
Писали телеги на великолепный театральный фест сделанный блистательной Мариной Давыдовой и Романом Должанским– лучшими театральными критиками на сегодняшний день.
В кино по крайней мене есть международный надзор: в жюри Канн не протолкнешь Ямпольскую (она теперь в совете МАСКИ)... страшно жаль и Маску, и все интеллектуальные начинания в стране – (типа фестиваля NET Давыдовой и Должанского), но с другой стороны я рада, как ни печально и ни странно, что все маски сняты наконец
» (https://www.facebook.com/ivanka.lucezar/posts/10153153763463585). Понятно, дама со стороны вообще не в курсе, о чём речь и что произошло, но как же не подсуетиться? это было бы не по-комсомольски и даже (страшно сказать) не по-большевистски. Вот как боятся Ямпольской наши «прогрессисты» – чуть что, бухают в колокола, не заглянув в святцы и от спешки путают всё на свете («Ямпольская никогда и не прикидывалась никем (она пострашнее, но по крайней мере не дружила с либералами)»? правда? и с Давыдовой они в четыре руки одну мелодию в известинском оркестре никогда не играли?) Но кому нужны факты, если их с успехом можно заменить классовым чутьём? А на месте главреда «Культуры» я бы возгордился – ни одна г-жа Давыдова не вызывает подобной паники в противоположном стане. Кроме того, нельзя не отметить, что г-жа Тасбулатова убеждена: «Золмаска» и NET – близнецы-братья. Заметьте, это не я сказал.
И ещё о Ямпольской. Если «Золмаска» – премия общенациональная (как её позиционируют), Ямпольская, как к ней ни относись, имеет не меньшее право участвовать в распределении этой самой премии, чем Давыдова – причём, что характерно, Давыдова свою «квоту» давно выбрала, а Ямпольская – нет. Хотя... собственно, а может быть, «Золмаска» – никакая не национальная премия? Есть, оказывается, и такая точка зрения – кто не знает, ни за что не догадается, у кого. Итак: «Елена Ковальская Маска – премия общественного союза. Он что хочет в своей премии – то и городит. Какой написал устав – тому и следует». Ну, да, конечно, «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей съем, хочу масло пахтаю». Но при чём же тут тогда «национальная премия»?
Смотрите, какой любопытный получился диалог! Да простят меня прочие комментаторы, но... короче, простите, но для экономии места сокращу почти всех в угоду самому себе и своей упёртой оппонентке. Место столкновения – страница Г.Заславского (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204363462519357&id=1613861036).
«Алексей Битов Уж простите, Григорий, не утерплю. Если условная КПСС завела страну в тупик, кто должен вырабатывать предложения по выходу из этого тупика? Те, кто туда завёл, или те, кто к этому непричастен, пусть даже среди последних попадаются явные маргиналы? Рвать на себе волосы по поводу недостаточного представительства членов условной КПСС – это нормально?.. И ещё раз простите, но вот статистика за 10 последних лет: по 3 номинации на "ЗМ" имеют Фоменко и Волкострелов, Погребничко и Кулябин. По 7 – Додин и Серебренников. По 8 – Богомолов и Женовач. Я даже не о том, кто хорош, а кто плох – я о том, что перечисленные в парах, мягко говоря, не одинаково бесспорны, и если возникают такие "равенства" – значит, система подсчёта никуда не годится».
«Елена Ковальская Маска – премия общественного союза. Он что хочет в своей премии – то и городит. Какой написал устав – тому и следует. Откуда право у Минкульта руководить им? Почему, Гриша Григорий Заславский, мы обсуждаем словоупотребление, а не претензии Мединского подчинить себе СТД и "маску"? Всем доброхотам, а первым делом Министерству, хотелось бы посоветовать: не нравится чужое – создавайте свое и улучшайте на здоровье».
«Андрей Юрьев Но "Маска" позиционирует себя как НАЦИОНАЛЬНАЯ, а не просто как премия общественного союза. Если это всего лишь премия СТД, то пусть меняет вывеску. – Претензий ни у кого не будет».
«Алексей Битов Господи, ну что же это такое? Во-первых, "премия общественного союза" не может позиционировать себя как национальная, Андрей Юрьев прав. А во-вторых, Минкульт в данном случае не посягает на чужое, он, вообще-то, участник процесса – один из организаторов премии. Давайте всё-таки переместимся из виртуала в реальность и ограничимся этой самой реальностью. Кстати, вполне приемлемый вариант: "ЗМ" переквалифицируется в Премию общественного союза (или в премию АНО) и награждает, кого угодно и чем угодно. Но без притязаний на большее, чем статус кустовой премии, а не так, чтобы и рыбку съесть, и на дуб залезть».
«Елена Ковальская Учредитель маски – СТД, и больше никто, г-н Битов. Золотая маска называется организатором в знак уважения за 20 процентов в бюджете фестиваля. Позиционирует себя как национальная, поскольку охватывает театр всей страны. Госбюджет и госинтересы тут ни при чем. Это факты. Но с людьми, которым застит глаза понятие "национальный", разговаривать бесперспективно. Поговорите между собой. Или с Мединским. Для него тоже было новостью, что у него на маску нет прав. У него нет прав, но есть бабло – которым он и шантажирует сегодня всех и вся в нашей так сказать отрасли».
«Алексей Битов Г-жа Ковальская, вернитесь в реальный мир. "Национальная премия" и "премия общественного союза", который "что хочет в своей премии – то и городит" – это несколько разные вещи (по крайней мере, за пределами Вашего виртуала). Фразу "Золотая маска называется организатором в знак уважения за 20 процентов в бюджете фестиваля", видимо, следует читать как "Министерство культуры называется организатором в знак уважения..." Простите, это – Ваша личная точка зрения или так же считают и сами организаторы (не только Минкульт, но и СТД)? И, наконец, "Позиционирует себя как национальная, поскольку охватывает театр всей страны"... Обратите, пожалуйста, внимание на статистику, которую я привёл (могу и больше привести, если Вы настаиваете) – уже понятно, какой "узкий круг" эта премия охватывает реально. Нет, Вы, конечно, вправе считать, что сейчас - февраль, но в реале сейчас – извините, июль... Кстати, любопытно сопоставить два высказывания: "Выступая не так давно на заседании Коллегии Министерства культуры, я сказал буквально следующее: «Принцип нашего взаимодействия с Министерством культуры простой и понятный: «Вместе и наравне». Мы никогда от этого принципа не отступали, будем следовать ему и впредь. Этого же мы ждем и от наших партнеров во власти. Вместе вырабатывать и принимать решения, вместе и наравне нести за них ответственность!»" (Калягин, http://stdrf.ru/news/570/) и утверждение г-жи Ковальской выше по ветке: "Маска – премия общественного союза. Он что хочет в своей премии – то и городит". Что характерно, с Ковальской солидарна г-жа Ревякина, лайкнувшая её комментарий... ПОЛОЖЕНИЕ О РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ И ФЕСТИВАЛЕ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" 1.3. Организаторы Премии и Фестиваля – Министерство культуры Российской Федерации (далее – МК РФ) и Союз театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ), именуемые в дальнейшем каждый в отдельности – Организатор Премии и Фестиваля, а вместе – Организаторы Премии и Фестиваля.
1.4. Каждый из Организаторов Премии и Фестиваля самостоятельно осуществляет координацию работ по подготовке и проведению мероприятий Премии и Фестиваля в части, касающейся их исключительной компетенции, если настоящим Положением не предусмотрено иное. Порядок принятия совместных решений в рамках настоящего Положения определяется Организаторами Премии и Фестиваля следующим образом: совместное решение считается принятым, если за него проголосовали оба Организатора Премии и Фестиваля (консенсусом)" (http://www.goldenmask.ru/about.php?id=1). Но если человек искренне уверен, что сейчас – февраль, доказать ему обратное невозможно:(
».
Понятно, я по поводу «Золмаски» могу сказать куда больше всяких слов, чем моя вынужденная оппонентка. Для разнообразия завершить дискуссию предоставляю терпеливому хозяину «поля боя».
«Григорий Заславский … одни всё время повторяют, что учредитель фестиваля – СТД РФ, а другие – что организаторов у премии – два. Так и есть: учредитель – один, а организаторов – два и в уставе, подписанном Швыдким и Калягиным довольно подробно изложены отношения и ответственность каждого из организаторов. Но минкульт от своего участия практически отказался, теперь вспомнил и решил поучаствовать. Это – его право, исходя из того устава, который подписан, повторяю, минкультом и Маской. Про 80% и 20%, – это оговорка, неверная расшифровка слов устной речи. .. Фестиваль примерно, как следовало из той сметы, против которой не стала выступать Мария Ревякина, на 50% финансируется минкультом, на 30% – московским правительством, остальные 20% – это как раз спонсоры и тщательно скрываемые почему-то дирекцией доходы от продажи билетов».
Соглашусь с последним комментарием: «минкульт от своего участия практически отказался, теперь вспомнил и решил поучаствовать». Ну, да, некоторое время медведь спал, теперь его разбудили («Он недоспал. Отсюда всё пошло»). Между прочим, кто разбудил, с того и спрос. Подсказка: это была не Ямпольская, отнюдь. Впрочем, наши «новаторы» всё равно не угадают – они даже не понимают, что наглеть не надо было. Ни в июле, ни в феврале, ни круглый год, ни несколько лет подряд.
На этом и прервусь, пожалуй. Впрочем, завтра будет другой день.
Но сменить пластинку не обещаю.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments