dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Посторонним вход воспрещён

Алексей Битов (poziloy)

Ребят, это пост не о «Любимовке», зуб даю. Но упомянуть о ней придётся. С чем ещё прикажете сравнивать"Текстуру", открывшуюся спустя неделю после завершения "Любимовки"?
"Любимовка" проиграла очевидно. Нет, я не выдаю желаемое за действительное – по мне, все эти околопермские навороты ничуть не лучше "новой драмы"; скорее, даже хуже, потому что серьёзнее.
Говорят, в "Текстуре" куда большие бабки задействованы. Не знаю, не аудитор. Покровительство - да: Угаров и Ко опираются только на поддержку Министерства культуры (весьма опереточная контора), а в Перми машут молотом по согласованию с Администрацией Президента. Плюс "любимовцы" сами себя выпороли. Не знаю уж, почему у них в этом году с Ясной Поляной не сложилось, но получилось дежурное мероприятие при Театре.doc, а поправки на это никто не сделал. Вместо съезда РСДРП или хотя бы ВКП (б) состоялся очередной XXV съезд КПСС с отчётными докладами в стилистике "развитого социализма". А зачем было отбирать (без учёта всяческих спецпрограмм) целых 18 текстов, многие из которых невозможно отличить один от другого даже под микроскопом? Чтобы никого не обидеть? Не помогло.
Более того, в программе не оказалось "гвоздя". Кто там зажигал из "звёзд"? Клавдиев, по существу, сам своё обсуждение прикрыл, Пулинович затерялась, у М.Дурненкова не сложилось, однообразный Пряжко поднадоел. Да ещё пригретая О.Шакина сразу же отреклась от новых друзей. Даже у рядовых партийцев появились вопросы – иногда по делу, как у Евгении Беркович (http://community.livejournal.com/newdrama/2184390.html), иногда не очень, но появились. Е.Гремина в этой ситуации весьма напоминала товарища Дынина, чьи питомцы так и норовят нарушить лагерный распорядок. Неужели в этой сцене вам не жалко начальника лагеря?
Бояков, конечно, редкостный знаток искусства, но как огранизатор он значительно сильнее. Достаточно взглянуть на состав Совета фестиваля "Текстура": кого там только нет, от Децла до Дондурея, от замглавтелемагната Любимова до нацбола Лимонова, от министра Мильграма до "школьницы" Гай Германики. Специалист художественного гавканья Кулик, инженер чьих-то душ Сорокин, экс-Атос Смехов, приблудный Лунгин и ещё целая группа кинодеятелей (Бодров и Манский, Плахов и Разлогов)... Непременные Гельман с Дёгтем... Звёзды поэтической Практики Горалик, Идлис, Полозкова, Фанайлова... И так далее, от Марины Давыдовой до Александра Петлюры. Множество примелькавшихся фамилий. Конечно, есть некоторые недоработки – Ф.Киркорова нет, Д.Донцовой, Ксюши Собчак опять же. Ничего, нет предела совершенству. А вот и драматурги: Ю.Клавдиев, Н.Коляда, В.Леванов, П.Пряжко, В.Сигарев, все – через запятую. Круто, да?
Всего советников набралось около сотни (включая, надо полагать, свадебных генералов). А вот для драматургических читок отобрано всего 14 текстов: 7 "пьес" и столько же "сценариев". Большинство имён – на слуху, особенно среди "пьес": И.Вырыпаев, В.Дурненков, Я.Пулинович, Н.Мошина, Г.Греков и непременный П.Пряжко (компанию им составила К.Климовски). Обратите внимание – Я.Пулинович тут далеко не в роли звезды первой величины, а М.Дурненков и вовсе отодвинут в номинацию "сценарии". Понять, где граница между пьесой и сценарием, нелегко: вот, скажем, почему "Сухие завтраки" В.Дурненкова – пьеса, а "Нападающий" А.Молчанова – сценарий (нет, по уровню здесь Дурненков-старший явно выигрывает, а вот по жанру особой разницы не разглядеть).
Вообще, о сценариях мне говорить трудно – не разбираюсь, да и не читал я их (кроме "Нападающего"). Настораживают, конечно, аннотации; особенно это относится к 4 незнакомым мне фамилиям (возможно, они – знаменитые сценаристы, но тут я совсем не ориентируюсь, а М.Дурненкова и А.Слаповского знаю сугубо как кандидатов в драматурги). И давайте всё-таки вернёмся к аннотациям, они того стоят.
Н.Гринштейн, «Машина любви»: «Одинокий Новый год. И два случайных неполноценных романа с двумя абсолютно разными мужчинами: до ужаса земным, неказистым милиционером Супоневым и мальчиком по вызову, бисексуалом Сашей, своего рода Ангелом-хранителем Марты».
В.Новак, «Толстых никто не любит»: «Но один развеселый маньяк придумал захватывающую игру: если инспектор Сваровски за неделю не сбросит 25 фунтов – маньяк убьет другую толстую тетку. Потом еще одну… И еще… Так что Марте пришлось не только ловить маньяка, но и садиться на диету. И даже пойти в секцию бокса… И даже выступить в подпольных боях без правил».
В.Панюшкин, «Приживление»: ««Приживление» – это история про то, как сорокалетний успешный журналист влюбился в девочку больную раком крови, а она умерла».
А.Тарасова, «Ничего не помню»: «Полина очнулась в реабилитационном центре, лицо в синяках и кровоподтеках, а руки – в садинах. Ее собственное тело помнило больше, чем она сама».
И ещё 2 текста, которых я тоже не читал.
М.Дурненков, «Против течения»: «Работает редактором в одном из популярных телевизионных ток-шоу, из других повседневных забот – только необходимость время от времени приглядывать за никудышным старшим братом да престарелым, хотя вполне самостоятельным, отцом».
А.Слаповский, «У нас убивают по вторникам»: «Антиутопия, написанная с натуры, – кабинет министров решает в рамках очередной кампании по борьбе с коррупцией устроить показательное убийство одного из своих членов; кандидата выбирают по жребию, но нормальный ход этой рутинной госпрактики вдруг натыкается на непредсказуемое поведение жертвы».
Перепевы сериалов, мелодрамы, детективы (то ли под Полякову/Куликову, то ли под Хмелевскую) – такое вот высокое искусство. Нет, в самих текстах, может быть, всё и не так однозначно, но аннотации характерны, и как "завлекалочки", и как свидетельства об уровне фестивальных модераторов. Та же "Любимовка", по сути.
Переходим к "пьесам" – именно, что в кавычках. Читал 4, с определёнными натяжками могу отнести к драматургии "Сухие завтраки" и "Жару", но никак не "Раду", не говоря даже об очередном канализационном шедевре Пряжко.
В.Дурненков, "Сухие завтраки"http://dik-dikij.livejournal.com/21893.html.
К.Климовски, "Рада"http://dik-dikij.livejournal.com/68014.html. Занятно, что этот невзрачный автор в 2010 году аж в третий раз попадает в шорт-лист драматургического конкурса ("Свободный театр", «Badenweiler», а теперь и "Текстура").
Пряжко перебьётся, ссылку давал на прошлой неделе, когда о "Любимовке" писал, будет с него.
Что касается четвёртого – очень коротко. Н.Мошина,"Жара". Три группы персонажей – террористы, заложники, фээсбэшники (этих то ли трое из ларца, одинаковых с лица, то ли он один и тот же, только цвет галстука меняется – синий, бордовый, чёрный). Фокус со сменой галстука, кстати, не слишком театрален, тут скорее нужен крупный план. Заложники – серая масса, в основном безымянная (кроме эпизодической Елены Сергеевны и нервного Олега); возможно, это соответствует авторской задумке, они нужны только как фон. Хуже всего с террористами: их много, но подавляющее большинство – чисто технические персонажи (Воробей, Лис, Медведь, Слон, Зубр, Север, Енот), и только трое – непосредственные участники коллизии (Зимородок, Рысь, Сокол). Обилие лишних персонажей, не может не раздражать, тут требуется очень серьёзное сокращение штатов. Но это как раз поправимо (возможно, автор уже это сделала), хуже другое. Текст претендует на "актуальность", основной смысл – власти скрывают информацию, чтобы народ случайно не проснулся, поэтому предпочитают говорить о небывалой жаре, а не о требованиях террористов. Увы, в свете событий последнего лета подобная концепция выглядит очевидно несостоятельной – власти охотно говорят о террористах (вот, смотрите, кругом враги) и помалкивают о погодных аномалиях, уж больно тут бросается в глаза и бюрократическая импотенция, и личная серость). Вот и остались от злополучной жары, как говорится, рожки да ножки.
А ещё в номинации "пьесы" есть три текста, которых я не читал. Поделюсь общими соображениями.
Я.Пулинович представила тот же текст, что и на "Любимовку". Не читал, но до сих пор она пьесы практически не писала (за вычетом, может быть, "Когда дождь застучит по крышам скворечен") – всё больше сценарии да монологи. У Г.Грекова читал только "Ханану", нечто среднее между пьесой (по месту действия) и сценарием (в ряде эпизодов явно требуется крупный план). А то, что делает И.Вырыпаев, можно декламировать со сцены, но играть там нечего: вместо того, чтобы показывать, Вырыпаев рассказывает о...
Ну, аннотации к "пьесам", надо сказать, тоже знатные. Вот некоторые выдержки.
И.Вырыпаев, «Танец дели»: «Главная героиня – танцовщица, чье вдохновение – грязь рынков Дели. Иван Вырыпаев в семи коротких историях показывает метафору рождения искусства из боли, мусора и человеческих страданий».
Г.Греков, «Вентиль»: «Отмечая свой день рождения, Феликс заказывает проститутку и случайно ее убивает. За смертью девушки следует череда убийств, меняющих полностью жизнь героя».
Я.Пулинович, «Он пропал без вести»: «Брат помешан на куклах из секс-шопа, которых он скупает в невероятных количествах и хранит в пыльном шкафу. Его сестра, напротив, помешана на брате и готова на все, лишь бы он обратил на нее внимание. Он прижигает латексную кожу кукол бычками, ненавидит всех вокруг и не помнит, как умерла ее мать».
П.Пряжко, «Запертая дверь»: «...А всем вообще-то по хуй... ».
Несколько слов для тех, кому не по хуй. Принципиальной разницы тут нет, "Любимовка" или "Текстура" – оба хуже. Но пермский вариант на сегодня опаснее – и поддержка посерьёзнее, и пробивной силы побольше.
Из чего не следует, что "новую драму" я в ближайшее время оставлю в покое. Благо, Угаров без повода не оставляет... Доставляет и доставляет... Неугомонный.
Не проглядеть бы за его эскападами более серьёзную угрозу. Порочная Практика, знаете ли.

Все материалы о пермском мероприятии взяты с сайта http://www.texturefest.ru/.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments