dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Читальный зал-41

Сопроводительный текст – Алексей Битов (poziloy)

Честно говоря, в свете последних событий было у нас искушение внести серьёзные коррективы в загодя подготовленный пост, но мы решили ничего не менять – тем более, на следующей неделе всё равно хотим вернуться к теме (уже с учётом этих самых «последних событий» и реакции на них со стороны отдельных заинтересованных лиц). Мы – не «новаторы», спешить нам некуда, можно даже отступить ещё на один день назад.
Основная часть вчерашнего «обозрения» посвящена итогам театрального сезона в интерпретации экспертов известной онлайн-стенгазеты (http://www.teatral-online.ru/news/14006/). Рассказывая о «тенденцях сезона», два респондента порадовали своих боевых товарищей дежурной порцией дифирамбов в адрес «Золотой Маски» и тех, кто эти «Маски» раздаёт. Чёрным по белому: «Дурацкое слово «скрепа» на самом деле очень подходит к «Золотой маске» – именно этот фестиваль объединяет театральную Россию в единое целое» (мнение О.Фухс) и «двадцать лет этот фестиваль налаживал разрушенные связи в российском театре, и сегодня успехи региональной сцены, во многом, его заслуга. Если с фестивалем что-то случится, главный удар придется именно на регионы, так как единый контекст снова будет дробиться» (гипотеза А.Банасюкевич).
Всё, как положено: если интерпретация фактов противоречит реалиям бытия – тем хуже для этих реалий. А «мракобесные факты» (и цифры) говорят сами за себя. Напомню: за последние 10 лет на драматические «Маски» номинированы 167 спектаклей, из них Москву представляли 78, Питер – 40 плюс совместный проект северной столицы и Самары. На долю всех прочих осталось, нетрудно подсчитать, 48 с половиной номинаций. Проще, конечно, в процентах: Москва – 46,7%, Петербург – 24,3%, 18 региональных столиц (включая Новосибирск, Екатеринбург и Пермь) – 27,2%, нестоличные театры – 1,8%. Как вам такие «успехи региональной сцены»?
И при этом Банасюкевич, уверен, не врёт, как не врёт, к примеру, и Е.Ковальская: они искренне убеждены, что дважды два – полтора, а Волкострелов – замечательный режиссёр-новатор, которого всякие мракобесы просто не в силах понять. Собственно, основную массу сектантов и составляют сбитые с панталыку или, точнее, клюнувшие на блесну «новации». Жуткая каша у них в головах – ох, не будем о грустном... Характерный пример: когда замминистра культуры В.Аристархов наехал в Туле на «Золотую Маску», а три известных театральных деятеля подписали столь же малоубедительный «ответ запорожцев», на сайте РБК появилось информационное сообщение под заголовком: «Организаторы «Золотой маски» ответили Минкульту на обвинения в русофобии» (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55631ea29a794715a5ab9f19). Самое смешное – именно Минкульт является одним из организаторов «Золмаски», а подписанты – никак нет. Но кто обращает внимание на подобные мелочи? Главное, есть пламенные новаторы, которые борются за свободу творчества, а всяческие ретрограды им мешают. Лажа полная и очевидная, уничтожение и изменение – несколько разные вещи, а отношение тусовки к реальным экспериментаторам – и вовсе песня особая.
Ладно, всё это – присказка, пора переходить к основной части. Слово – Татьяне Москвиной, тоже обратившей внимание на некоторые особенности национальной позолоты.

Реформа «Золотой маски» необходима
Но маловероятна
№ 25 (466) от 9 июля 2015 [«Аргументы Недели», Татьяна Москвина]

На прошлой неделе в Министерстве культуры состоялись общественные слушания по дальнейшей судьбе театральной премии «Золотая маска». Несмотря на высокопоставленных театральных деятелей, принявших участие в обсуждении (Татьяна Доронина, Юрий Соломин, Алексей Бородин, Владимир Урин и многие другие), сам факт собрания вызывал неудовольствие правления Союза театральных деятелей. Александр Калягин написал Владимиру Мединскому, что негоже проводить никаких слушаний без участия СТД. Может, вообще всем желающим высказать своё мнение о «Золотой маске» следует взять патент у руководства СТД?

Ни одна премия в области искусства так собой не гордится, не объявляет себя постоянно самой-самой авторитетной и так не волнуется, когда её критикуют. Согласитесь, это подозрительно – если «Золотая маска» достигла всего мыслимого совершенства, зачем нервничать? А если не достигла, отчего не выслушать критику? Как говорил принц Гамлет, «а не прилипло ли к этому удивлению что-либо повещественнее»… То есть идёт ли речь о том, чтобы награды находили достойных героев или о том, чтобы «Маска», немаленькая корпорация, живущая на государственные деньги, продолжала безбедное существование? В последнем случае волнение руководства «Маски» более чем понятно.

Национальная театральная премия вряд ли возможна в России
Россия, огромная страна с огромным количеством театров всех направлений (музыкальный, детский, кукольный, драматический), – для справедливой взвешенной национальной премии просто необъятна. И оценить, кто там лучше кого, невозможно. Скажем, продукция литературы общедоступна, где бы ни вышла книга, она может быть прочитана кем угодно, от Калининграда до Владивостока. Поэтому в премиальных списках литературных премий не найдёшь ни графоманства, ни мнимого новаторства, всё выполнено на достойном уровне. Экспертов, выдвигающих то или иное произведение, легко проверить.
А театральный продукт недоступен, его надо смотреть на месте. Или доверять мнению отдельных экспертов-отборщиков «Маски», которые вроде бы сами съездили и посмотрели. Но никакое количество экспертов с таким массивом постановок не справится. Поэтому в ход идут дружеские рекомендации, просмотры дисков, собственные вкусы. Иначе быть не может. Ну что мы, Россию, что ли, не знаем! Кто бы ни поехал по регионам из критиков, пророк ли Богомолова, воин ли Додина, его выбор будет вкусовым и специфическим.
Поэтому самое разумное было бы: упразднить премиальную часть и превратить «Маску» в национальный театральный фестиваль. Причём спектакли отбирали бы сами регионы и города России. Что, в Перми, Омске, Самаре или Екатеринбурге не знают, кто у них в этом сезоне отличился? Конечно, кое-что потом из предложенного было бы мотивированно сокращено, но, если упразднить премиальную часть, на сэкономленные деньги можно привезти в Москву куда больше спектаклей, чем теперь. Вот от этого была бы реальная польза театрам, а тратить десятки миллионов рублей, чтобы выяснить, кто лучший режиссёр, Женовач или Гинкас, бесполезно и бессмысленно.

Тётенькины хитрости
Что-то мне не попадались финансовые отчёты «Золотой маски», а вопросы её экономики – довольно запутанные.
Скажем, на днях я разговаривала с одним небольшим драматическим театром, который нынешней весной участвовал в программе «Маски». Выяснилось:
1. Театр приехал в Москву за свой счёт (проезд, декорации и т.д.).
2. Деньги за проданные билеты на спектакли ушли в «Маску».
3. Театру разрешалось лишь торговать программками.
4. Актёры были поселены в удалённой и дешёвой гостинице.
Деньги от реализации билетов, кстати, это не мелочь. Посещение отдельных популярных постановок обходится в 7–12 тысяч рублей за место. Если мы имеем зал в 800–900 мест (скажем, МХТ имени Чехова), сколько это будет, а?
Куда же идут средства – да вот хотя бы за билеты, – если театры приезжают за свой счёт? На жизнь аппарата «Маски»? Есть и другие «тётенькины хитрости». Помните, в «Бесприданнице» Островского рядом с несчастно влюблённой Ларисой шустрит её бойкая маменька Харита Игнатьевна. Поднесёт гостю коробочку с дорогим украшением и начнёт вздыхать – ах, так хочу Ларисе подарить, а денег нет. Гость раскошеливается, она к другому, и эдак много раз. Не просматривается ли «метод Хариты Игнатьевны» и в хозяйственной деятельности «Золотой маски»? Например, в отношении аренды залов? Аренда полностью оплачивается федералами, но ведь можно одну и ту же коробочку поднести и московским властям, и спонсорам? Я ничего не утверждаю, а только спрашиваю. Не мог бы кто-нибудь развеять мою тревогу – например, Счётная палата? Или деятели культуры по определению невинны? А отчего? Дядя Вася украл сто рублей, его – в тюрьму, а деятель культуры украл сто миллионов – ему за это орден? Этим – то есть разрешением безнаказанно стырить – и отличается деятель культуры от обыкновенного человека? Вопросы, вопросы!

Когда вам твердят о новаторстве, будьте бдительны
Гремят речи о новом искусстве, о вхождении России в мировое пространство культуры (как будто мы когда-нибудь из него выпадали), о смелых художественных экспериментах. Плотная дымовая завеса! А за ней – обычная для России танцевальная практика под грустным названием «вальс миллионов». Которые куда-то уплывают… Вот и всё «новаторство».
К примеру, беспримерная дымовая завеса была создана в отношении московского «Гоголь-центра» под руководством К. Серебренникова. И вдруг в Сети появляются сканы документов плановой проверки хозяйственной деятельности этого заведения. И никакого там нет новаторства, а есть старые стулья, проданные как новые, завышенные гонорары, беспорядочная бухгалтерия, полная путаница отчётности – и конечно, различимы грустные звуки «вальса миллионов». Возможно, это клевета, и кто-то подделал документы, чтобы опорочить новаторов? Но как искусно!
Вообще-то люди, которые действительно создают что-то новое, довольно редко на это напирают. Они хотят высказать себя и своё, а насколько ново, актуально и современно это будет, они и сами не знают. Но все аферисты в искусстве обязательно объявляют, что они актуальны, новы и современны. Так что будьте бдительны, люди, когда слышите про «актуальное», «современное», «новаторское» – не скрываются ли за этими рекламными плакатами всё те же старые стулья «Гоголь-центра»?
«Золотая маска» как раз славится своим усиленным вниманием ко всему «актуальному», «новаторскому» и «современному» в театре – точнее, к тому, что себя за это выдаёт. А не таятся ли за гимнами новаторству самые что ни на есть старые песни о главном? То есть о бюджетных деньгах. И их нелёгкой судьбе.
Поскольку в своих тревогах я далеко не одинока, хотелось бы прочитать об экономике «Золотой маски» заключение компетентных органов. Чтобы сомнения развеялись, злопыхатели были посрамлены, а «Маска» просияла бы всеми своими добродетелями.
http://argumenti.ru/culture/n495/406752

Вместо послесловия.
Я тоже не считаю возможным чисто по аналогии обвинить «Золотую Маску» в финансовых, так сказать, нарушениях. Зато без обиняков обвиняю славную компанию в театральном трайбализме в извращённой форме («своих» пропихивают под прикрытием нескольких известных имён, к клану не относящихся). Не считаю нужным приводить здесь статистические выкладки за 10 последних лет, ограничусь ссылками на майские посты; красноречивых цифр там хватает, и отрицать очевидное способны только лжецы, а также те, кому эти лжецы задурили головы своей демагогией.
Итак, ссылки.
Из деревни от дедушки (донос) – http://dik-dikij.livejournal.com/1158912.html.
Если у вас нету тёти... – http://dik-dikij.livejournal.com/1169649.html.
Марлезонский балет, часть третья и пока последняя, зато экспериментальная – http://dik-dikij.livejournal.com/1169965.html.
Странные игры – http://dik-dikij.livejournal.com/1179401.html.
Никого не предлагаю убивать. «Но что-то с ними надо делать».

И ещё несколько ссылок, до кучи.
Письмо А.Калягина В.Мединскому (упоминается в статье Т.Москвиной) – http://stdrf.ru/news/570/.
Информация об общественных слушаниях в Министерстве культуры (извините, какую нашёл) – http://www.aif.ru/culture/art/bitvy_vokrug_zolotoy_maski.
и http://lgz.ru/article/-28-6516-8-07-2015/kogda-v-tovarishchakh-soglasya-net/.
Всё лучше, чем черпать информацию из тусовочной прессы.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments