dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Сезонное: ужасы и тенденции нашего городка

Алексей Битов (poziloy)

Активистка партии новаторов А.Солнцева решила блеснуть объективностью и выложила на Фэйсбуке пост, посвящённый книге Т.Москвиной: «Прочла я повесть Татьяны Москвиной "Жизнь советской девушки". Что сказать – человек она одаренный, очень, иные фразы прямо хочется выучить наизусть, как хорошо и точно сказано. Другое дело, что мой внутренний мир и ее – совсем разные, но все равно, в одни игры играли в детстве, одни книжки читали, поэтому и модели поведения были схожие.
Что разочаровало: во первых, не достаточная искренность, тут ведь либо надо все как есть, либо не надо и начинать, любая попытка замести следы, изменить немного картинку, оборачивается лажой, так что если не готов про что то четсно, лучше не берись (поэтому детство лучше получается – там все реально закончилось). Ну и во вторых, удручает очень скучное и однобокое понимание современного мира. Это как-то даже обидно: про прошлое так изящно, остроумно, а про сегодня – как будто другой человек
...» (https://www.facebook.com/alsolntseva/posts/870698882998734?__mref=message_bubble).
Ничего особенного (если не считать специфических отношений с грамматикой, что, впрочем, вряд ли кого-то удивит); заявленный жанр вполне выдержан, все ингредиенты на месте – вроде, и должное отдала, и недостатки отметила, и от сегодняшней позиции автора книги решительно отмежевалась («удручает очень скучное и однобокое понимание современного мира»); кстати, формулировка смешная: редкий мракобес способен хотя бы вполовину соответствовать членам кружка М.Давыдовой по части скучного и однобокого восприятия современного мира (и не только современного, если честно).
При чём тут «мракобесы» и М.Давыдова? При комментарии, однако: «Марина Давыдова Толерантность к злобному мракобесию – любимая забава русской интеллигенции! ох!» Заслуживает внимания и последующий диалог: «Алена Солнцева Ты книжку то читала?» – «Марина Давыдова Я статьи читала, Ален. То есть начинала читать и бросала. Это все, прости, за пределами моей толерантности находится». Да уж, Давыдова в своём репертуаре: хоть три года скачи, ни до одной такой же верной наследницы Суслова всё равно не доскачешь...
Но давайте вернёмся к нашим мракобесам. Вот, допустим, возводить дерьмо в ранг искусства – это не мракобесие, случайно? Помнится, в мракобесии (не без оснований) обвиняли пропагандистов уринотерапии, а копроэстетика – она чем-то лучше, да? А привычка новых РАППовцов сводить любую тему к набору ритуальных формул с объявлением несогласных «врагами прогресса» – не мракобесие, часом? А это что за вас ист дас? «Всеволод Лисовский... Поставил в Театре.doc... моноспектакль Алексея Юдникова, который в течение часа ничего не делает и не говорит ни слова. Придумал и организовал новое направление в работе площадки – «Соц.док». Задача проекта – прямая коммуникация театра с обществом: люди собираются, чтобы вместе читать, рассказывать истории или просто помолчать. Такие встречи носят название «Молчание на свободную тему»» (https://www.teatrall.ru/post/2270-itogi-sezona-geroi-i-zlodei/). Тут, между прочим, очевидный плагиат: с тем же тщанием северокорейские крестьяне (если верить журналу «Корея») изучали пустой участок поля, с которого когда-то к ним обратился товарищ Ким Ир Сен, но чучхе-2 – это, типа, ни разу не мракобесие?
Ой, как это я посмел? «Когда против театра ополчились мрачные мракобесные силы, каждый донос которых грозит проехаться катком по судьбе художника, труппы, театра, критик должен стать защитником общей театральной системы», – вещает дежурный проповедник самой передовой секты П.Руднев (http://www.teatral-online.ru/news/14006/). А уж Театр.doc и вовсе обижать нельзя – он ведь получил от чиновных преследователей-идиотов такую мощную охранную грамоту, что может теперь делать всё, и обижать его низзя. Ну, ничего, я к рудневскому сословию, слава Богу, не принадлежу, так что могу себе позволить риторический вопрос: неужели кто-то в театральном мире никогда не слышал реплики Меркуцио по поводу чумы? Вообще, сегодняшняя ситуация несколько напоминает начало «Жестяного барабана» недавно умершего Г.Грасса: если помните, будущий дедушка героя укрывался от жандармов под юбками будущей бабушки и вполне, не будь дурак, воспользовался представившейся возможностью – не могла же бабушка выдать жертву рыскающим рядом жандармам! Абсурд – он и есть абсурд; впрочем, та укрывательница, судя по всему, была не против того, чтобы её поимели...
Ещё одно священное создание – конечно, «Золотая маска»: как же не защитить её от властей? Впрочем, «масочную» тему оставляю на завтра, а сейчас вернусь на http://www.teatral-online.ru/news/14006/. «Маска» там упоминается, но прежде всего речь идёт об итогах театрального сезона: 4 опрошенных (не ищите среди них противников нашей РАПП, это понятно) должны были назвать «Событие сезона», «Провал сезона» и «Тенденцию сезона». По части «тенденции» все 4 респондента были единодушны, и их общее мнение teatral-online вынес в заголовок: «Против театра ополчились мракобесные силы». Самокритично, однако, только оно ведь не в нынешнем сезоне случилось, а ещё в нулевые, если кто не в курсе; сейчас, скорее, появились альтернативные мракобесы, и хотелось бы верить, что лев с крокодилом... впрочем, не буду повторяться, и так понятно. А тенденция... она в ответах очень даже прослеживается, и не одна, а несколько. Во-первых, все четверо предпочли уйти от вопроса о «провалах сезона»; что-то, по-видимому, смешалось в доме Бла-бла-блонских... или, не исключено, партия решила, что на данном этапе лучше лишний раз не дразнить гусей. Во-вторых – не поверите – почти исчезли хорошо знакомые имена, ещё вчера обязательные к употреблению: о К.Богомолове вспомнила лишь М.Шимадина, причём почему-то упрятала свою похвалу в графу «Провал сезона»: «Странно по нынешним временам выглядел архаичный «Борис Годунов» Петера Штайна в Et Cetera. И тем интереснее был контраст с остроумным и как всегда хлестким спектаклем Константина Богомолова в «Ленкоме», где труппа Марка Захарова нашла общий язык с самым ярким режиссером нашего времени» (спасибо, а я и не знал, что Богомолов покрасился в самые яркие цвета). Волкострелова назвала А.Банасюкевич, недавняя соратница по «Группе юбилейного года»: «в Петербурге вышел важный спектакль Дмитрия Волкострелова «Лекция о нечто», предлагающий зрителю роль активной стороны, не только воспринимающей, но и влияющей на процесс»; следом упомянут и А.Стадников, ещё один неумелый новатор из той же колоды. Что касается К.Серебренникова – тут в одиночестве остался верный П.Руднев: «Кирилл Серебренников в «Обыкновенной истории» (Гоголь-центр) уходит от привычного театра прямого высказывания и показывает пусть даже и на современном материале, как из безграничного конформизма вырастает будущий тиран, готовый распоряжаться своим покровителем по партии» (видимо, есть другая «Обыкновенная история», так та уж ихняя, центровая). Справедливости ради, Шимадина на всякий случай подчеркнула, что дело тут не в тенденциях, а во временных трудностях «Гоголь-центра». То есть сначала она поведала о коротком замыкании в одном из столичных театров («волшебное преображение Театра имени Станиславского, на который все уже махнули рукой как на безнадежное дело, в искрящий новаторством Электротеатр»); из искры, как всегда, возгорелось пламя, а в результате городские власти ужесточили требования к театрам по части пожарной безопасности; жертвой новых порядков стал некстати подвернувшийся под руку Театр.doc. Но на этом ужасная история, поведанная Шимадиной, не завершилась: «Электротеатр» попутно перехватил инициативу «у немного сдавшего позиции под натиском финансового кризиса Гоголь-центра». Надо же, кругом благолепие и процветание, и только на улице Казакова – финансовый кризис (как говорится, кругом суббота, а здесь четверг). В общем, «кризисная» формулировка претендует на первенство в номинации «эвфемизм сезона»; к сожалению, в номинации «стилистический шедевр сезона» шансов у Шимадиной немного, ибо конкурировать с Рудневым ей не под силу. Можете убедиться: ««Бег» Юрия Бутусова в Театре Вахтангова – история о том непростом выборе, который предстоит каждому из нас сегодня. Бежать или оставаться. Бутусов мудро демонстрирует, что бегство будет не менее трагично, как и остановка. В огне брода нет. Мы видим искалеченных людей – завернувшегося внутрь себя, иссушенного таракана Хлудова и продавшего свою совесть и дар клоуна Чарноту. Их преследуют кошмарные сюрреалистические сны: вывернутая наизнанку балерина меряет землю лунным шагом, инопланетные тарелки расплавленных в стамбульском мареве мечетей». Да уж, «вывернутая наизнанку балерина», так сказать, «не менее трагична, как и остановка».
Ладно, вернёмся к «тенденциям» сезона; пока упомянуты только две, но есть и третья, едва ли не самая любопытная. Серебренникову, Богомолову и Волкострелову, как мы выяснили, пришлось потесниться – но кто же пришёл на их место? Нет, не С.Женовач (всего два упоминания, Руднев и О.Фухс). И не И.Поповски («Сон в летнюю ночь» в Мастерской Фоменко не удостоился внимания Банасюкевич). И даже не Ю.Бутусов: его вспомнили все четверо, но голоса «расползлись» между тремя спектаклями в двух городах. Новый фаворит – Р.Уилсон; тут в квартете царит полное согласие. И, конечно, особенно мощное соло выдала, наверное, Банасюкевич: «Конечно, главное событие, наверное, «Сказки Пушкина» в Театре Наций»». Но Уилсон – всего лишь заморский гость, и главные дифирамбы адресованы (как бы через его голову)... кому? правильно, Театру Наций и лично Е.Миронову. Солирует Руднев: «В «Сказках Пушкина» Роберта Уилсона в Театре наций изумительно играет Евгений Миронов. В финале обретая мудрость, спокойствие в ожидании судьбы, его Пушкин на тоненьких ножках пробегает мимо героев сочиненных им сказок. Наивный, тонкошеий, легкий и легкомысленный, не дежурно улыбчивый. Живой автор среди куколок-героев, оживших механизмов в творческой коробочке пиита. Хрустальный гений с моцартовским радушием взирающий на мир, улыбающийся ему как своему собственному созданию. Нет смысла в мироздании, только художник может его мирозданию предоставить. Миронов играет молодого поэта как демиурга, сообщающего миру теплоту и упивающегося той жизнью, которую он же в мир и запустил. Спектакль Уилсона, как ни странно, тоже дает ответ реальности: победит лишь тот, кто талантлив. С кем талант, тот и победит. Бездарность, серость, неулыбчивость и неоткрытость, нераспахнутость миру – ничего не смогут сделать с лучезарным сиянием таланта. Миронов именно таким играет Пушкина – рыжее солнце русской поэзии, от сияния которого невозможно скрыться». Рыжее солнце русской поэзии (покрасился, видимо, не только Богомолов), хрустальный гений на тоненьких ножках (не разобьётся? хрусталь бывает тяжёлым, тоненькие ножки могут не выдержать)... и т.д., и т.п. От нестерпимого сияния непривычному Рудневу так хотелось куда-то скрыться... оказалось, это невозможно, и бедолагу припекло...
Простите, не будем более тревожить сладкий сон г.Руднева, где всё, включая русский язык, «вывернуто наизнанку». А вот неумеренный поток славословий в адрес Е.Миронова и Театра Наций (тут вам и М.Ревякина, и Р.Должанский)... м-да, тенденция налицо, однако.
К чему бы это?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments