dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Ещё раз, медленно

Алексей Битов (poziloy)

Прекрасно понимаю, что многочисленные «Круглые столы», накрываемые нынче там и сям по любому поводу, с вероятностью 99% проходят без всяких последствий. Сказанное улетучивается, как тосты, произнесённые за столом, где ничего не наливают, да и в плане закуси – шаром покати. И всё равно, по возможности, от участия в подобных мероприятиях не уклоняюсь – остаётся ещё 1%... ну, хорошо, промилле, но мало ли... И вообще, лягушка барахталась – и взбила масло. А хуже от этих «столов» точно не будет, так что риска нет ни малейшего. И вообще, лучше «стол без яств», чем тот, «где гроб стоит».
Впрочем, даже от самого безнадёжного (но не гробового) стола есть, по-моему, некоторая утилитарная польза: обкатываются какие-то формулировки, годные для последующих боестолкновений. Как говорится, с некоей овцы...
Текст своего очередного «выступления» излагаю, во-первых, не полностью, а во-вторых, не дословно, по памяти. Мало того, воспользовавшись подходящим случаем, рискну дополнить сказанное тем, что упустил. Ё-моё, получается, почти ничего нужного я так и не сказал... И ведь ничего сложного, одни трюизмы. Короче...
Вряд ли кто-то будет спорить, что русская литература – великая литература. Но есть и английская литература, французская, немецкая, испанская, итальянская... Все взаимосвязаны, в каждой – свои великие имена, и русская литература – не какой-то отдельный, особый вид; отличие – лишь в языке написания. Другое дело – русский репертуарный театр, это действительно отдельный, особый вид театра. И когда слово «русский» звучит по всему миру в таком контексте, любой русский (даже тот, кто никогда не бывал в театре) может испытывать законное чувство гордости; аналогов, прямо скажем, немного (лидерство переходит из рук в руки, приоритеты забываются), а тут русский – навсегда. Даже если не затрагивать эстетическую сторону вопроса, из одного только патриотического чувства и мы, и государство должны сделать всё, чтобы сохранить русский репертуарный театр, более того – чтобы приумножить его славу (а иначе, как говорится, и это пройдёт). Вот что, на мой взгляд, куда более патриотично (если судить по гамбургскому счёту), нежели оперировать применительно к тому или иному сценическому (или псевдо-сценическому) действу таким субъективным понятием как русофобия. Тут надо отметить два дополнительных момента: во-первых, за русофобию порой (если номинально действие происходит в России) принимают презрение «элиты» к «быдлу», а то и мизантропию. Во-вторых, если очень захотеть, можно обвинить в русофобии любую неотлакированную постановку «Недоросля», «Женитьбы», «Дяди Вани» или «Прошлым летом в Чулимске» – глядеть на себя в зеркало, прямо скажем, не всегда приятно. Ну, и что тогда останется от русской драматургии? Или прикажете нашему театру на всякий пожарный ограничиться постановками иностранцев – Шекспира, Мольера и прочих (там, конечно, тоже про нас, но не так явно)? Или ориентироваться на ура-патриотические и провластные тексты, от «Рука Всевышнего Отечество спасла» до какой-нибудь «Целины», далее – везде? И не бояться, что это приведёт к искажённому самоощущению? Я бы не рискнул.
Мне кажется, в театральной сфере едва ли не главной задачей для всякого, кто считает себя патриотом, является защита русского репертуарного театра (прошу понять правильно: среди «уничтожителей» намного больше одураченных, чем «врагов», да и враги – мягко говоря, не обязательно чьи-то агенты и наймиты, некоторым просто не фига делать, и они бесятся со скуки). Как защищать? Хотя бы – словом; опыт показывает, что в заначке у разрушителей нет ни одного серьёзного аргумента, всё сводится к двум нелепым мантрам: «Человек нынче весь из себя другой» (что ж, почитайте, к примеру, античных авторов и найдите десять отличий, помимо антуража) и «В Авиньоне такого уже не носят» (ну, конечно, «Ни звука русского, ни русского лица / Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; / Своя провинция»; устарело, да?) И третья мантра, объединяющая: «наша ткань обладает одним небывалым чудесным свойством...». Всё, на этом запас заклинаний исчерпан, так что, как видите, ничего сложного в подобной, условно говоря, полемике нет и не предвидится.
Увы, оказать русскому репертуарному театру более существенную помощь мы (за исключением «миллионщиков» и собственно-театральных практиков) вряд ли можем, но это должно делать государство – если, конечно, ему не наплевать на отношение к слову «русский» за пределами России. А если наплевать – дело, конечно, другое. Только не надо ссылаться на то, что тот или иной конкретный театр сейчас находятся в глубоком упадке; самое время процитировать (ничего, что второй день подряд) недавно умершего Е.Примакова: «Если в доме заводятся мыши, это не значит, что дом надо сжечь».
И последнее: возможно, в той же Москве репертуарных (и псевдорепертуарных) театров сейчас слишком много; возможно, государство не имеет возможности сохранить их в таком количестве. Что ж, в таком случае надо в первоочередном порядке сохранить «намоленные» пространства, а также немногочисленные театры, ориентированные на маленького зрителя (это вообще не обсуждается). Опять же прошу понять меня правильно: во-вторых, под уничтожением понимается не только полное закрытие, но и изменение профиля, превращение экс-репертуарного театра во что-то иное, будь то прокатная площадка или клуб «по интересам», чего тоже не должно быть. А во-первых, сказанное вовсе не означает, будто все прочие театры можно прихлопнуть одним чиновничьим махом: должна быть чётко прописана процедура предварительного открытого обсуждения (не в блиц-режиме), все иные варианты следует признать незаконными. Только так, если уж мы намерены говорить о патриотизме.
А дальше... дальше, конечно, неплохо бы заняться изгнанием мышей. Но это уже не для чиновников задачка.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments