dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Бывают странные сближенья…

Алексей Битов (poziloy)

Скинули смешной разговор между двумя новодрамцами о фестивале «Территория» (http://ot-kristiny.livejournal.com/41692.html). Обижаются ребята, что их не задействовали.
Ладно, мне это как-то по барабану, а вот на сайт самого фестиваля слазил, не утерпел.
Во-первых, это не просто «Территория», а V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ШКОЛА TERRITORIЯ. Смесь французского с нижегородским при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. Понятно, Сурков – это вам не хухры-мухры, это круто. Вот только французский тут ни при чём, власть у нас предпочитает не парлить, а шпрехать. Оно и видно.
«В этом году фестиваль «Территория» вернулся в Москву. Однако его программа посвящена другому городу – столице Германии Берлину. В диалоге с иными культурами, который на протяжении многих веков ведет российская культура, Германии принадлежит особое место. В отношениях двух столиц все темы и повороты этого диалога сфокусировались, сгустились до очертаний символа. Достаточно произнести «Москва – Берлин», и этот «маршрут» вызовет целый рой культурных (равно как политических и исторических) ассоциаций [на Пакт о дружбе и границах намекают, что ли?].
«Территория» остановила свой выбор на этом городе еще и потому, что сегодняшний Берлин – один из мировых центров развития актуального искусства. Пожалуй, нет в Европе второй такой столицы, где воля к постоянному обновлению языка искусства была бы столь сильной и постоянной…» (http://www.territoryfest.ru/authors/).
А вот ещё:
«В этом году арт-дирекцией фестиваля в лице Евгения Миронова, Кирилла Серебренникова, Романа Должанского, Андрея Ураева, Чулпан Хаматовой, Марии Мироновой и Теодора Курентзиса было принято решение познакомить зрителей «Территории» с искусством современного Берлина, а также представить проекты, олицетворяющие культурную связь между Россией и Германией. Почему интересы фестиваля «Территория» локализовались в одном городе? Это объясняется тем, что Берлин сегодня является одним из самых развитых мультикультурных городов Европы, в котором мирно уживаются представители различных культур и все возможные виды искусства.
Берлин – город, чье имя в ХХ веке связывалось с трагедиями и надеждами, как культурными, так и социальными… Берлин сегодня – молодой, жадный до обновления город. Поразительно, что из всех крупных европейских столиц он наименее буржуазен. Это город, в котором сосуществует огромное количество культур, разных, не похожих друг на друга. Здесь остро стоит проблема интеграции людей разных национальностей в общую культурную среду города. И Берлин, который роднит с Москвой множество факторов, может служить российской столице примером в решении этой проблемы – или, как минимум, в путях ее осознания.
Можно быть поклонником или противником немецкой театральной школы, но нельзя не признать, что немецкая модель репертуарного театра функционирует отлаженней и продуктивней, нежели в других странах Европы. При этом проектный, инновационный театр не отодвинут на обочину. В театральной программе представлены три немецких спектакля – «Гамлет» хорошо известного в России театра «Шаубюне» в постановке знаменитого Томаса Остермайера (гастроли организованы совместно с Театром Наций), хореографический спектакль Констанции Макрас «Ад на Земле» и спектакль «Карл Маркс: Капитал, том 1» прославленной группы «Римини-Протокол» (Хельгард Хауг и Даниель Ветцель/Римини Протокол, cовместная постановка Дюссельдорфер Шаушпильхаус, ХАУ Берлин, Шаушпильхаус Цюрих и Шаушпиль Франкфурт); а также два московских спектакля, основанных на произведениях немецкой драматургии – одна из самых громких премьер последнего времени – «Трехгрошовая опера» Кирилла Серебренникова в МХТ имени Чехова и радикальный молодежный спектакль Московского центра Драматургии и Режиссуры «God is a DJ» по пьесе Фалька Рихтера
»
(http://www.territoryfest.ru/for_journalists/press_release/).
Короче, Москва и Берлин – близнецы-братья (кто более матери-территории ценен?). Дружба – Freundschaft, и всё такое.
И надо ж такому случиться – в связи с годовщиной смерти А.Я.Таирова взял я почитать книгу, на которую ссылался сегодня dik_dikij (у него и взял, естественно: «О театре». Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма. – М., 1970). И именно ту статью открыл, на которую dik_dikij ссылается – «Театр и драматург». А там, сразу же вслед за «бытовое понимание реализма ведет неизбежно к подражательности, а подражательный реализм противопоказан настоящему искусству…», вот что написано: «и, в частности, враждебен русскому искусству, русской литературе, русскому театру. Подражательный реализм, если хотите, – специфика немецкого искусства, немецкого театра». И следующий абзац: «Когда в России гастролировала мейнингенская труппа, спектаклями которой увлекались наши критики, Островский, не разделяя такого увлечения, писал о постановке «Юлия Цезаря»: Кронегк оправдывал себя тем, что они никак не могли найти и талантливого, и похожего на Цезаря актера, а непохожего взять боялись, так как изображения Цезаря остались, и всем знакомо его лицо; потому они и предпочли похожего. По-немецки, – говорит Островский, – это, может быть, и хорошо, а по-русски никуда не годится».
Смотрите-ка, много лет считалось: «Что русскому здорово, то немцу смерть» (ну, и наоборот, соответственно). Об этом писали Даль и Лесков, Островский и Таиров. А нынче у нас – другие времена и другие классики: Сурков с Должанским.
Смешно, не правда ли, смешно?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments