dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-118, дополнение: дата, которую мы пропустили

Поэт? Пушкин. Часть лица? Нос. Фрукт? Яблоко.
Арнольд? Шварценеггер, надо полагать. Нет, ответ неправильный, хотя и вполне соответствующий современному «образовательному стандарту». Арнольд умер 5 лет назад, и пост его памяти (от 11.06. 2010) мы назвали – «Колокол». Повторимся.

Алексей Битов (poziloy)

3 июня 2010 года в Париже умер выдающийся российский математик Владимир Арнольд...
По ссылке gg59 нашёл такую цитату: «Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)»: http://scepsis.ru/library/id_650.html.
Вообще-то, это вроде бы про Америку написано («Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей»). Но не спешите радоваться, следующая фраза Арнольда начинается так: «Столкнувшись с антинаучной пропагандой и в России, я решил посмотреть на пирамиду, построенную недавно километрах в двадцати от моего дома...». Да и сама статья озаглавлена «Новый обскурантизм и Российское просвещение».
Кому-то нравится Америка, кому-то – пирамиды: пирамида Голода (на которую, как я понимаю, и решил посмотреть Арнольд), пирамида Мавроди, пирамиды современного искусства. Государственники обожают пирамиду Хеопса как символ истинного величия очередного фараона. У всякого свой интерес, а результат очевиден: катастрофа.
По иронии судьбы, Арнольд в математике много занимался именно теорией катастроф. Теория эта связана с дифференциальными уравнениями, в которых я полный профан (в мои времена в школьной программе этого не было, а Краткий курс, якобы усвоенный в институте, улетучился сразу же после сдачи зачёта). Кроме того, боюсь, что катастрофа, уже постигшая или (я – оптимист) всё ещё постигающая наше образование с неизбежным распространением на нашу культуру – эта катастрофа вряд ли, да простит мне Владимир Игоревич, может быть описана с помощью математических уравнений. Всё куда проще и гораздо сложнее.
Не вдаваясь в дебри высокой математики, лучше напомню вопрос из игры: «Что? Где? Когда?»: «Процесс качественного изменения объекта при плавном изменении параметров, от которых этот объект зависит, назывался в математике по-разному: бифуркация, перестройка, метаморфоза. В конце 60-х годов нашего века французский математик Том предложил свой термин, который был признан наиболее удачным и дал название целой теории. Назовите этот термин». А теперь правильный ответ: «катастрофа» (цитируется по: http://chgk.zaba.ru/questions/mak8_5_2.html).
Арнольд эту катастрофу видел. «Я собираюсь рассказать сегодня о довольно грустных обстоятельствах, связанных с положением математического образования во всем мире. Больше всего я знаю положение, естественно, в России, а также во Франции и в Соединенных Штатах. Но процессы, о которых я буду говорить, примерно одновременно идут во всем мире. Они несколько невероятны, но то, что я буду рассказывать, как бы это ни было невероятно, – чистая правда... Во всем мире катастрофически падает уровень образованности. Новое поколение детей приходит, которые ничего не знают: ни таблицы умножения, ни евклидовой геометрии – ничего не знают, не понимают и не хотят знать. Они только хотят нажимать на кнопки компьютера, и больше ничего. Что делать, как тут быть?» (http://scepsis.ru/library/id_649.html).
Возвращаюсь к первой ссылке (http://scepsis.ru/library/id_650.html). Цитирую: «Мнение, которое я отстаивал, состояло в том, что трижды семь – двадцать один, и что обучение наших детей как таблице умножения, так и сложению однозначных чисел и даже дробей – государственная необходимость. Я упомянул о недавнем введении в штате Калифорния (по инициативе нобелевского лауреата, специалиста по трансурановой физике Глена Сиборга) нового требования к поступающим в университеты школьникам: нужно уметь самостоятельно делить число 111 на 3 (без компьютера).
Слушатели в Думе, видимо, разделить не смогли, а потому не поняли ни меня, ни Сиборга: в «Известиях» при доброжелательном изложении моей фразы число «сто одиннадцать» заменили на «одиннадцать» (от чего вопрос становится гораздо более трудным, так как одиннадцать на три не делится)
».
Пока ещё, слава Богу, не одни только академики помнят, сколько будет трижды семь. Но такими темпами... Чтобы произвести подобный подсчёт, надо, во-первых, уметь считать до двадцати одного (с этим пока всё в порядке, потому что «очко»), а во-вторых, понимать математический смысл операции умножения (с этим уже хуже). Боюсь, что скоро академиком будут считать всякого, кто помнит: трижды семь – это более семи. А потом и эти «академики» отступят под натиском следующего поколения, с трудом умеющего считать до ноля.
Арнольд приводит забавный пример: конкурс «лучших кандидатов на профессорскую должность математика в университете в Париже весной 2002 года». Чтобы не грузить непосвящённого читателя, академик иллюстрирует ответы «лучших кандидатов» с помощью общедоступных аналогий. «Линней перечислил всех животных, но является ли берёза млекопитающей или нет, без книги ответить не могу». «Цезарями называли властителей Византии, но Юлия я среди них не знаю». «Раз неверно, что «Петя с Мишей заболели холерой», то Петя холерой не заболел».
Впрочем, один кандидат показался привередливому Арнольду вполне достойным. Но другие «жюристы» его отвергли, с таким (полагаю, кулуарным) объяснением: «на каждой странице его диссертации упомянуты либо группы Ли, либо алгебры Ли, а у нас этого никто не понимает, так что он к нашему коллективу совершенно не подойдёт».
«Но процессы, о которых я буду говорить, примерно одновременно идут во всем мире», – как уже цитировалось выше...
Арнольд пишет: «Должен сказать, что я, видимо, тоже ретроград, так как всё ещё верю в законы природы и считаю, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца, и что младшим школьникам нужно продолжать объяснять, почему зимой холодно, а летом тепло... Так что, как настоящий «ретроград», я считаю всё это пирамидальное предприятие вредной антинаучной рекламой магазина по продаже «объектов для заряжания»». Ретроград – это тот, кто против пирамид и «пирамидальных предприятий».
Я отнюдь не академик, но тоже, если угодно, ретроград. Не вижу разницы между: «Зачем география, когда извозчики есть» и «Зачем уметь считать, если есть калькулятор». Из той же серии – утверждение «Зачем соблюдать законы искусства, когда главное – пиар».
Недоросли заполняют сцену, и они намерены править бал. Они уже поучают недорослей следующих поколений. А последние учителя уходят, их часто не успевают услышать. Светлая память этим учителям. И персонально – Владимиру Игоревичу Арнольду. Одному из них. Светлая память.
http://dik-dikij.livejournal.com/82378.html

Дополнение.
Две цитаты из книги В.Арнольда «Истории давние и недавние» (http://ega-math.narod.ru/Arnold3.htm#intro); мы их тоже выкладывали, но давно, так что не грех и повторить.
«в 1836 году Скриб в своей речи при вступлении во Французскую Академию ругал Мольера за то, что тот плохо отразил основные проблемы своей эпохи в своих пьесах – например, совершенно не упомянул об отмене Нантского эдикта (уравнявшего протестантов в правах с католиками)». Арнольд тут же уточняет: «Французский «Словарь глупостей», из которого я взял эту речь, указывает в примечании, что Нантский эдикт был отменен через 12 лет после смерти Мольера». А мы, в свою очередь, отметили: «автор «Стакана воды» и соавтор «Адриенны Лекуврёр» явно сел в лужу, но и сам ход его мысли кого-то умилительно напоминает».
И последнее. «Правительства всех стран наступают сейчас на науку, культуру и образование (этот процесс американизации часто неправильно называют глобализацией). Л.Н.Толстой писал: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, а потому всегда будет бороться против образования»». Во времена Льва Толстого, заметьте, не было ни американизации, ни глобализации. А вот многое другое, к сожалению, уже было. По сути, не изменилось ничего.
Значит, борьбу приходится продолжать. «До самыя смерти». А иногда и после того.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments