dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

У страха глаза велики?

Алексей Битов (poziloy)

Живём мы весело. Притеатральная тусовка, тихой сапой присвоившая себе роль ВКП (б)/КПСС незабвенных времён, реагирует на любые пертурбации по одной и той же примитивной схеме: наших «новаторов» нельзя критиковать (донос!), на них не распространяются элементарные правила (покушение на творческую свободу!) и, разумеется, им ни в коем случае нельзя урезать финансирование (политические гонения, если кто не в курсе). А уж если и впрямь появится повод для игры в гонимых...
Пора бы привыкнуть, наверное, но всякий раз, по любому поводу и вовсе без оного, к хору штатных защитников присоединяются люди, вполне разумные и не замеченные в большой любви к «постоянно обижаемым» монополистам. Почему так? Одна причина (к сожалению, не единственная) очевидна: никто не хочет попасть под бюрократическую машину, генетически похожую на взбесившийся асфальтоукладчик. Понятно, обжёгшись на молоке... но, как пела когда-то Юлия Джули, «Не стоит голову терять».
Что произошло на сей раз? Попробуем без эмоций. Итак, шесть московских театров получили прокурорские «письма счастья»: «... в связи с обращением Независимого фонда развития культуры «Искусство без границ» проводится проверка по доводам об использовании в театральных постановках нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии.
В связи с изложенным на основании ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прошу... а также сообщить следующую информацию:
– входят ли в действующий репертуар... спектакли под названиями: «Все оттенки голубого», «Трехгрошовая опера», «Саломея», «Жизнь удалась», «Тангейзер», «Антоний и Клеопатра», «Золотой петушок», «Голая пионерка», «Околоноля», «Пластилин», «Пробуждение весны», «Идеальный муж».
– в случае, если вышеназванные спектакли присутствуют в репертуаре театра, прошу предоставить информацию о том, кто является режиссёром (постановщиком) спектакля, примерное содержание произведения на театральной сцене, заняты ли в постановке спектакля несовершеннолетние дети (их кол-во, возраст, гражданство).
– проходило ли содержание спектакля какое-либо рецензирование (критику, искусствоведческое исследование) в органах исполнительной власти перед выходом на сцену для массового показа, приложить соответствующие разрешительные документы.
– кто именно из должностных лиц отвечает за согласование спектаклей перед выходом на сцену для массового показа.
– имеются ли в вышеуказанных спектаклях сцены нецензурной брани, пропаганды аморального поведения.
Дополнительно прошу представить сценарии спектаклей из вышеуказанного перечня, входящих в репертуар... а также видеозаписи спектаклей на любом материальном носителе (либо сообщить о возможности отправки видеозаписей электронной почтой)
».
Что произошло? Некий Фонд обратился с неким обращением в Прокуратуру (в Генеральную либо в Московскую); как водится, обращение спустили в низовые структуры (в разные городские районы и округа) – для ответа или для подготовки ответа (если кто не в курсе: органы власти обязаны отвечать на любое обращение, за исключением нескольких случаев, предусмотренных законодательством и к данному случаю, по-видимому, не применимых). Через сколько-то световых лет (на каждом этапе местное начальство переправляло спущенную сверху бумагу ещё на одну ступеньку вниз) письмо добралось до Межрайонной прокуратуры (т.е. до нижней ступеньки лестницы); вероятнее всего, к тому времени срок ответа наверх истёк или почти истёк; начальству нужно отвечать – срочно (иначе могут поиметь), но не обязательно по сути, и лучше всего подходит «промежуточный ответ», автоматически отодвигающий сроки окончательной отписки. Самое простое – направить (для получения, типа, дополнительной информации) «прокурорский запрос» ещё куда-нибудь (например, упомянутым в обращении организациям). Конечно, можно было немного покопаться в Интернете и, не сходя с места, разобраться, где шли те или иные спектакли и какие из них остаются в репертуаре, но если сроки ответа наверх сильно подпирали... смысл тут никакой роли не играет, а вот за просрочку могут наказать. Короче, обычная рутина, не более того.
Уверяю вас, если бы всё было серьёзно, «прокурорская проверка» провели бы в совсем ином режиме и, скорее всего, в другом жанре (а не в жанре бреда сивой кобылы). А здесь... и уровень, и стиль документа свидетельствуют именно о рутинной процедуре, не более того.
Уровень действительно ужасает. И дело не в том, что прокуроры не имеют о театре как таковом ни малейшего представления – любой человек вправе не знать того, что не входит в круг его профессиональных обязанностей (кому-то понравились «сценарии спектаклей», а меня впечатлили «сцены нецензурной брани» – это как?) Хуже, конечно, смотрится пассаж об «искусствоведческом исследовании» (и вообще о «рецензировании») в органах исполнительной власти; написать такое всерьёз мог либо... э-э-э... альтернативно умный, либо абсолютный халтурщик (ненужное зачеркнуть). Но самое скверное – это юридические представления сотрудника прокуратуры, тут его ляпы не могут иметь никаких оправданий и свидетельствуют о полной профнепригодности. Какие могут быть «разрешительные документы» на выпуск спектакля? Какое согласование требуется? Господин хороший, а Вы вообще имеете хотя бы минимальное представление о законодательстве Российской Федерации или только на уровне глюков? Вы свой диплом купили или Вам его подарили на Хэллоуин? В нормальной системе за такие ляпы увольняют сразу же по их обнаружении; бюрократическая система, понятно, паранормальна по своей природе, но уровень идиотизма в этой системе не есть величина постоянная. Судя по всплывшим на всеобщее обозрение «прокурорским посланиям», в данный момент этот уровень на порядок превышает предельно допустимую концентрацию. Вот это – действительно пугает и мешает сказать: «ложная тревога».
Нет, не ложная, к сожалению. Но совсем не в смысле «обыска репертуара» и «поиска верблюдов»; с уважаемыми критиками, у которых позаимствованы эти формулировки, в данном случае позволю себе не согласиться: этого нет. Обычная бюрократическая рутина, подготовка формального ответа на поступившую жалобу, но ничего сверх того.
Пока ничего – даже за завтрашний день поручиться трудно. А уж во что всё выльется при таком уровне исполнителей... да уж, мама, не горюй! Уровень этот действительно пугает (и о многом, кстати говоря, свидетельствует).
Впрочем, и на театре – то же самое.
И не только на театре...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments