dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Ничто человеческое

Алексей Битов (poziloy)

Позавчера пришлось помянуть всуе математику, а сегодня и до физики добрался, во как! Помните, был такой американский физик, Роберт Милликен, Нобелевский лауреат и всё такое? Слышал когда-то байку про него, за достоверность не поручусь, но байка красивая. Будто бы отличался этот Милликен такой болтливостью, что его сотрудники предложили считать кен единицей молчаливости; норма на человека – один кен. К чему это я? Да так, вспомнилось что-то.
А, вот. В энциклопедиях советского времени Милликену чаще всего отводилось место между миллиграммом и миллиметром. Позвольте в связи с этим плавно перейти от заморского физика к пермскому культур-мультур-начальнику.
Вычитал на той неделе у Айдара Хусаинова (http://husainov.livejournal.com/519537.html): «он излагает свои мысли как робот, которого научили говорить. Это очень образованная программа, но поскольку она не человек, то и выдает тексты, которые являются переводами с электронного языка». Это именно о Мильграме, как вы поняли. «Позвольте, – вопрошает пермский гуманоид в своём ЖЖ, – а что такое искусство? Где оно начинается и где заканчивается? Никто не может ответить на этот вопрос. Известно только, что искусство свободно, и дух искусства летает, где захочет. Куда его в следующий раз занесет? О такой опасной природе искусства предупреждал еще Платон в своих «Диалогах». Стоит ли этому сопротивляться? » Отчасти, конечно, логика робота, но только отчасти – не может же робот рассуждать по принципу: Стоит ли этому сопротивляться, когда проще расслабиться и получить удовольствие? Робот – он ведь на что-то конкретное запрограммирован, либо на сопротивление, либо на удовольствие. А вот пассаж о духе действительно напоминает робота: ему сказали, что дух летает, где хочет, и он понял это буквально – то есть и в баночку с дерьмом залететь может, и на Винзавод, и даже в Администрацию Пермского края. Да нет, не может; рыба вот тоже вроде бы плавает, где хочет, но если, не дай Бог, заплывает в сточную канаву или в зону выброса какого-нибудь ядовитого производства – быстро переворачивается и плывёт дальше брюхом кверху. Может, поэтому, но даже в мирной жизни рыба предпочитает из знакомых вод далеко не уплывать. Инстинкт, видимо, не позволяет.
Точно так же дух искусства. У него свои инстинкты наличествуют, в канализацию и т.д. он не залетает, да и незачем – там свой дух имеется, да ещё какой! Но роботы заложенной в них информации доверяют безоговорочно: сказано – везде, значит – везде, и точка.
А что ещё пишет г. Мильграм в процитированном выше посте («Коммуникация на тему «Коммуникантов»», http://borismilgram.livejournal.com/10597.html)? Попробуем разобраться и выяснить, робот он или только косит под такового.
«Тема абсурдности жизни меня всегда сильно интересовала, я занимался ею в разных своих спектаклях. В чем смысл нашего присутствия на Земле? Вопрос, на который мы, наверное, никогда не получим ответа. А если и получим, то уже после того, как проживем свой срок. И будет, увы, поздно. Словом, вопрос волнующий…». Вникаем. Фразу «если и получим, то уже после того, как проживем свой срок», атеист-материалист, по идее, написать не может; следовательно, пишет верующий человек (или верующий робот, если таковые бывают). Но, с другой стороны, верующий не должен бы рассуждать об «абсурдности жизни» как таковой – разве что в отдельных проявлениях, не более того. Опять разные программы сталкиваются в электронном мозгу причудливым образом? Если так – пора увольнять дежурных программистов и искать других. Тем более, отвечать перед Горним Престолом на вопрос «сделал ли ты хоть что-то благое?» уклончивым «так я же не знаю, в чём смысл нашего присутствия на Земле» – это программа, и вовсе никуда не годная.
Теперь попробуем от абстактной части мильграмовского поста перейти к более конкретной. Тема поста: премьера на «Сцене-Молот» спектакля «Коммуниканты» по пьесе Д.Ретрова. Сразу скажу, пьесу эту я читал – в прошлом году она была финалистом «Любимовки». Всё-таки это именно пьеса, несмотря на отдельные шероховатости, но очень уж сырая. Что же привлекло постановщиков? Почему, например, не «Бывшие» А.Гончукова или «Жара» Н.Мошиной, тоже финалисты прошлогодней Любимовки («Жара», например, в этом году отобрана на Пермский же фестиваль «Текстура»)? По-моему, ответ лежит на поверхности, иных причин в упор не просматривается: действие «Коммуникантов» происходит в предбаннике, персонажи периодически разгуливают по сцене голышом.
Господин министр, отдадим ему должное, это заметил: «Я жалею, что этот спектакль, так ярко рассказанный на тему, которая меня сильно тревожит, нельзя показать моему сыну – из-за обнаженных женщин, нецензурной речи. Я не буду показывать его сыну не потому, что я стесняюсь всего этого на сцене, а потому, что он в его нежном возрасте, кроме запретного, ничего не увидит и не услышит в самой истории.
Сыну «Коммуникантов» я показывать не буду, а взрослых и думающих людей приглашаю на спектакль
». Меня восхищает уверенность г. Мильграма в отсутствии интереса к голым бабам со стороны «взрослых и думающих» мужиков. У некоторых очень даже думающих граждан при виде голой бабы кровь резко оттекает от головы в другие регионы (не имею в виду, конечно, тот край, где культурой ведает г. Мильграм). В порнушку, между прочим, периодически впяливаются не только разновозрастные тинейджеры, но и вполне взрослые мужики. Если г. Мильграму про это неизвестно, возможно, он – робот. С другой стороны, будь министр роботом, он знал бы, что на его роботят голые сиськи вкупе с выбритыми лобками действовать тоже не должны, но он, похоже, в этом всё-таки сомневается. То есть опять программа сбои даёт.
Иногда г. Мильграм просто заговаривается: «Но если ты готов воспринимать новое, то ты можешь его усвоить, понять, познать. Важно, чтобы было любопытство, чтобы глаза на неизвестное загорались». Это в смысле – глаза должны загораться на неизвестные сиськи (как выразился один неклассик, лучше ног могут быть только ноги, меж которых ещё не бывал)? А если не загораются – всё потому, что (надо бы и классика процитировать) мы ленивы и нелюбопытны.
Я вот, признаю честно, ленив всегда, а любопытен избирательно. Общедоступные сиськи мне не любопытны. Зато крайне любопытен краевой министр, рекламирующий порнуху, прикрытую текстом Д.Ретрова, как фиговым листком. И этот министр любопытен мне вне зависимости от того, робот он или нет.
Даже прикольнее, если он робот.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments