dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Лучше поздно... (окончание)

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня речь пойдёт о номинации «Пьеса малой формы» на конкурсе «Время драмы, 2015, зима». Напомню, первенствовала там Ю.Ионушайте с пьесой «Влюблённая в революцию». Сразу же и без обиняков: от такого решения хочу жёстко отмежеваться. Дело не в том, что победил не мой «ставленник», а в том, что меня категорически не устраивает данный конкретный текст. Попробую объяснить, почему.
Начну с любимого конька – сценичности. Во «Влюблённой» – 9 страниц и столько же сцен. 5 сцен – «квартирные», причём дело происходит в трёх интерьерах: «низенький одноэтажный дом на окраине Севастополя» (сцены 1 и 3), «Квартира ... на Нахимовском проспекте» (сцены 6 и 8) и «Санкт-Петербург. Маленькая комната в квартире...» (сцена 9). Можно, конечно, допустить, что все три помещения похожи друг на дружку, как квартиры в «Иронии судьбы», хотя из текста этого никак не следует. В первом случае: «Старый скрипучий диван. У противоположной стены, на которой висит потёртый и изъеденный молью ковёр, стоит топчан. Стол. Несколько стульев. Покосившийся буфет. Рукомойник. Часы-ходики. Вот, кажется, и всё... Рядом на полу – стопки книг, пустые стаканы, бутылки, пепельница, смятые газеты». Во втором: «На стене – портрет Бакунина. На кровати лежит Грин». В третьем: «В центре комнаты стол с абажуром. За столом сидит Грин». Ладно, диван или топчан сойдут за кровать; стол – везде стол, хоть в Севастополе, хоть в Петербурге; буфет, часы и рукомойник тоже везде пригодятся, а ковёр и портрет Бакунина пусть висят в каждой комнате.
Сцена 4 переносит нас в казённое помещение: «Небольшое строение возле береговых укреплений. Это казармы. Силуэты стен едва различимы на фоне ночного моря. В окнах – темнота. Пройдет мимо наряд, решит, что спит казарма. С тем и задумано. Между тем, внутри – не протолкнуться. Темнота. Лишь тлеют огоньки сигарет. Много, много маленьких огоньков». Голос Грина в темноте под сигаретные огоньки, вспыхивающие там и сям – это даже по-своему «прикольно», допустим. А «преамбулу» можно на экране показать, и уже потом поднять занавес; не очень понятно, как быть с фразой «С тем и задумано», но, будем считать, это – пьеса-рассказ (по аналогии с пьесой-романом). Но есть ещё три сцены, действие в которых происходит под открытым небом: «Херсонес. Полдень. Гуляющих не много – даже в конце сентября в этих широтах солнце припекает нещадно. Жалит и кусается, хотя, конечно, уже не так яростно, как летом. Шумит море. В воздухе почти не чувствуется наступления осени. О её приходе говорят лишь отдельные желтые пряди в кронах деревьев. Золотом они отливают на солнце, и на сердце от этого немного тоскливо – впереди еще немало теплых дней, но всё-таки не за горами зима.
Среди толпы выделяется пара
» (сцена 2); «Севастополь спит. Над морем взошла луна. Тропинка на скалах вдоль берега. Два силуэта на ней» (сцена 5); «Графская пристань Севастополя. Возле катера стоит Грин» (сцена 7; катер на сцену, плиз). Можно предположить, что это, по существу, сценарий – тем более, герои волшебным образом переносятся с места на место: из квартиры – в Херсонес, из казарм – на береговую тропинку, оттуда – в квартиру № 2 (причём сразу в лежачее положение), тут же – на пристань (герой уже стоит); телепортацию из Севастополя в Санкт-Петербург можно не считать. К сожалению, и это предположение не совсем верно: можно говорить о сценарии применительно к первым двум эпизодам (сценам), да и то с некоторой натяжкой; с большой натяжкой добавим сюда сцены 3, 4, 8 и 9, хотя они скорее пунктирны; что же говорить тогда об эпизодах (сценах) 5–7 (тропинка-квартира-пристань), занимающих в общей сложности 1 страницу? В сущности, это даже не сценарий, а синопсис, не более того. Кстати, о том же свидетельствуют речи персонажей, столь же «пунктирные», как и сцены, поясняющие, что в этой «главке» предполагается по сюжету. «Быховский. Ты вот, Еремей, до седых волос дожил, а основы революционной работы так и не усвоил. Вот именно потому, что под надзором, весточку и передадут с ней. Кто ж подумает, что она, всегда на подозрении, всегда под присмотром ока недреманного, чуть ли не в открытую будет партийной работой заниматься? А?! То-то и оно! Тут их психологию важно знать. Они же думают, мы, как крысы, всего боимся, от всего прячемся. Думают, гниль мы, прах, ничтожество. Так об нас и судят. А среди нас такие люди. Вот Киса. Огонь! Пламя! Беззаветная преданность революции! Ты знаешь, она ведь на дело просилась. На настоящее. Не листовки перевозить, не явками-паролями заниматься. Крови не испугалась. Смерти не испугалась ради дела нашего». Это монолог или тезисы для монолога?
В общем, не могу понять, каким образом киношный синопсис может быть отмечен на драматургическом конкурсе.
Но это ещё не всё. Грин – ни кто иной, как знаменитый писатель. Зачем он появляется в тексте и почему на его месте не мог оказаться какой-нибудь, условно говоря, Вася Петров? Разве к Васе Петрову не могут относиться слова «язык у него хорошо подвешен»? Даже «многозначительная» фраза Валериана в эпизоде (сцене) 5: «А знаешь, Гриневский, мне кажется, из тебя мог бы выйти писатель» – вполне возможна в такой редакции: «А знаешь, Вася, мне кажется, из тебя мог бы выйти писатель». Правда, есть несколько намёков и аллюзий, но «Мне видятся незнакомые, чужие берега. Другие люди. Красивые, великодушные» (эпизод 2) плохо состыкуется с фрагментом выступления «Грина» перед матросами: «Новый, блистательный мир, которого мы жаждем, должен быть построен здесь... И если чья-то дочь, мечтающая увидеть на горизонте алый парус своего счастья, будет крепка в своей вере, она получит это счастье. Она увидит этот парус» (эпизод 4). Так всё-таки где – здесь или на чужих берегах? А «блистательный» (блистающий?) мир и «алый парус своего счастья» попросту не лезут ни в какие ворота; в пару к мечтательной дочери революционного матроса (Лонгрена?) срочно требуется жена, бегущая по волнам к светлому будущему. Что касается единственной (если я ничего не пропустил) прямой отсылки к Грину... вот она: «Своими руками мы должны взять всю власть, всю ответственность, и построить этот новый мир. Этот Зубраган, если хотите» (эпизод 4). Зачем он здесь нужен, этот самый Зурбаган? Лишняя сущность, как ни крутите.
К сожалению, версия, зачем автору понадобился Александр Грин, появилась у меня практически сразу. Проверил – точно: «Влюблённая в революцию» написана для Волошинского конкурса, где есть специальная номинация – «ЖЗЛ». Может быть, поначалу действительно задумывалась пьеса о Грине, а потом всё ушло в сторону, и Грин остался для номинации, не более.
Но и это не всё. Гринов у нас много, а если речь идёт (пусть вскользь) о революционном терроризме, вспоминается другой Грин – главный террорист из «Статского советника». Тут же возникает ещё одна параллель: Екатерина (Киса) у Ионушайте – и Игла у Б.Акунина, столь же фанатичная, не боящаяся смерти революционерка. Мало того, ещё один персонаж «Влюблённой в революцию», Заркин (Еремей) ассоциируется с Аронзоном из «Статского советника» (благо, оба они – квартирные хозяева, предоставляющие свою жилплощадь в распоряжение террористов). Получается, 3 из 4 персонажей Ионушайте так или иначе перекликаются с акунинскими героями; это много, но не смертельно. Куда убийственнее одно-единственное пересечение с другими авторами: Екатерина фигурирует в пьесе как Киса. Вот, к примеру: «Слышу шум ночного моря, в окно под потолком вижу южные звёзды и думаю, Киса, думаю про этот новый мир» (эпизод 2) – ничего не напоминает, случайно? Это Остап Бендер делится со своим напарником мечтами о южном городе Рио-де-Жанейро или как? И ещё несколько цитат, до кучи: «Киса – партиец опытный. За просто так не пропадёт» и «Откуда этот пессимизм, Киса? Я ещё пока здесь» (эпизод 1); «Киса всё держит под контролем» (эпизод 3) и, наконец, «Он стреляет в Кису почти в упор» (эпизод 9). Отомстил, значит, за горло, перерезанное бритвой... Вот такие дела...

Самое обидное, что Ю.Ионушайте, уверен, автор, который, в принципе, может писать пьесы (из читаного вспоминаю «Звонок по России бесплатный»). Вот и пусть стремится вверх, а не заваливается в никуда. Да, у всякого автора есть право на ошибку и неудачу, но и неудачи, извините, бывают разной меры и степени. А увенчивать за неудачи лавровыми венками и почётными дипломами считаю недопустимым. Не стал бы, поверьте, наезжать на автора, если бы её не объявили победителем. Но ведь объявили...
Тут, естественно, встаёт вопрос: а кто, если не Ионушайте? Однозначного ответа у меня нет; более того, прочитав всех соискателей, осмелюсь сказать, что лучше всего было бы в этой номинации первое место не присуждать вообще (говорю, естественно, о зимнем конкурсе – и только о нём). Увы, такой возможности правила проведения «Времени драмы» практически не оставляют. Коли так, назову 4 пьесы, из которых, на мой взгляд, можно было выбирать победителя (все они попали в шорт-лист): С.Вепрев, «Homo Sum...» (я поставил на первое место именно его); Р.Гуревич, «Явился, не запылился»; Г.Женичковская, «Пьеса без названия»; Д.Жигулёва, «С рассветом». Может быть, ещё и «Цыганская игла» Е.Васильевой (опять-таки шорт-лист); там, вроде бы, тоже есть вопросы по сценичности, но они, на мой взгляд, решаемы: нет сцен на ¼ страницы и нет громоздкого антуража (кроме разве что сцены 1). В общем, если бы выбрали «Иглу», я бы, поверьте, не вякал.
А так – извините.

Кстати, если уж речь зашла о «малой форме». Вне всяких конкурсов, чисто из любопытства прочёл мини-пьесу С.Кирова «Не успел сказать». Конечно, и там можно к чему-то прицепиться, но уровень несколько другой – нет рыхлости. А в конкурсных текстах «малой формы» (даже в лучших) всё несколько не в фокусе, как бы размыто. К сожалению...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments