dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Дошли до точки

Алексей Битов (poziloy)

21 апреля я уходил с пресловутых «слушаний» в СТД, уверенный, что писать тут не о чем – за исключением, пожалуй, единственного момента, кое-что в нашей нынешней ситуации проясняющего. Но случилось то, что случилось: М.Давыдова вытащила на свет дежурную дохлую утку, и зомби, разумеется, среагировали на неё именно так, как они запрограммированы. Собственно, удивляться тут нечему, а одна деталь особенно характерна. Дело в том, что Б.Любимов в самом начале, условно говоря, дискуссии наехал на всю нашу нынешнюю театральную журналистику; в чём-то он был прав, в чём-то нет, но обиделись все, и опровержения посыпались со всех сторон. М.Тимашева в своём выступлении (в ответ на утверждение, будто сегодня театральные журналы ничего не пишут об актёрах) предъявила номер журнала «Театр», посвящённый актёрам, и попала в список «защитивших» самый передовой журнал (непонятно, от кого, ведь до этого о «Театре» вообще не говорили, но зачем мелочиться? да и речь сейчас о другом). Так вот, некоторые соратники г-жи Давыдовой поблагодарили свою нежданную «заступницу», но не учли, что фамилия Тимашевой после предыдущей промывки мозгов вызывает у зомби резкое отторжение, и под благодарностями появились комментарии примерно такого содержания: «Тимашева, убийца толковых спектаклей...»
К чему я об этом? да к тому, что Тимашева, несмотря на все разногласия, считает представителей «Театра» своими коллегами и не хочет замечать, что те её за коллегу отнюдь не держат (стороннему наблюдателю это видно вполне отчётливо). Как не держат и В.Максимову, которая, несмотря на резкость некоторых своих пассажей, тепло вспомнила молодую Марину Давыдову, а после «финального свистка» попыталась найти общий язык с представителями театра (в интерпретации А.Шендеровой, «пока на меня орала сбесившаяся Шапокляк», https://www.facebook.com/alla.shenderova/posts/769048529858458?__mref=message_bubble, или «пост глубокой нежности»). Начала «беседы» я, к сожалению, не видел, а потом нашёл местечко неподалёку; о чём говорили, не слушал, зато внимательно наблюдал за лицами Максимовой и её визави О.Зинцова (возможно, галантно прикрывшего свою напарницу). Можете не поверить, но Максимова была преисполнена симпатии к заблудшим «милым детишкам», пыталась найти с ними общий язык и в чём-то убедить и явно не считала их «чужими» (как же, это же ученики Марины Давыдовой, некогда такой молодой, такой симпатичной). А Зинцов? Отдаю должное, он старался сохранить непроницаемое лицо, но периодически не мог подавить выражение скуки и некоторой, извините, брезгливости. В общем, «различие подходов» тут очевидно: сентиментальная Максимова считает оппонентов «своими» (заблудшими, но «своими»), а те видят в ней не просто «чужака», но врага (сектанты вызубрили мантру «Кто не с нами, тот против нас»).
Понятно, с «чужаками» можно не церемониться. Простой пример: прошло несколько дней, и тот же Зинцов, живописуя прошедшие слушания, выдал, кроме всего прочего, такой пассаж: «Убей, не пойму, какое отношение к эффективности российских театральных изданий имеет сексуальная ориентация британского драматурга Марка Равенхилла и польского режиссера Кшиштофа Варликовского, но для Максимовой имеет» (http://www.colta.ru/articles/media/7132). А что было сказано на самом деле? Максимова отметила: «наши геи – это фантастически странные люди». И привела им в пример Равенхилла (он не скрывает, что он гей, но во главу угла ставит другое) и Варликовского (под провокативным названием «Геи и евреи спасут театр» написавшего глубокую и серьёзную статью о театре, а вовсе не о сексменьшинствах). Другими словами, Максимова ясно сказала: сексуальная ориентация к театру отношения не имеет. Зачем же она в таком случае вообще подняла «скользкую» тему? А затем, что именно журнал «Театр» придерживается иного мнения – вот обложка одного из недавних номеров –

(см. http://start-std.ru/ru/novyj/). И что остаётся в таком случае от фальшивой риторики г-на Зинцова – между прочим, заместителя главного редактора этого самого журнала «Театр#SEX GENDER»?
Беда многих театральных людей (не имею в виду никаких сектантов) – ещё и в том, что они не могут отрешиться от сентиментальных воспоминаний о «молодой Д.» или «молодом Б.» и в упор не видят: из вчерашних младенцев выросли самые натуральные монстры, плодящие новых монстров (зомби); и «выросшие», и «новые» при малейшей возможности сожрут всех, кто не с ними, за милую душу. Убивать этих детишек, конечно, не надо, но гладить их по головке и ласково увещевать – нелепо. Понимаю, мне легко, я с ними из одного котла кашу не хлебал, но как не вспомнить сакраментальное «А Васька слушает, да ест»? Кстати, дальше у Крылова – такое четверостишие: «Тут ритор мой, дав волю слов теченью, / Не находил конца нравоученью. / Но что ж? Пока его он пел, / Кот Васька всё жаркое съел». Крыловский Васька, слава Богу, хотя бы Повара не сожрал, но на том дворе стоял простодушный XIX век – отстойные времена, с недоразвитыми «двойными стандартами»...
И ещё одно принципиальное расхождение с Максимовой, о котором не могу не сказать. Цитата: «Аудитория у нас – не улица. Я сомневаюсь, что театральные издания делаются для улицы, мы сложны для них». Даже с учётом «смягчающего обстоятельства» (возглавляемый Максимовой журнал «Вопросы театра» издаётся Институтом искусствознания, он рассчитан на специалистов в большей степени, чем журналы, издаваемые СТД: всё-таки театроведение – для людей театра, но сам театр – как ни крути, для зрителя, т.е. «для улицы»)... так вот, даже с учётом «смягчающего обстоятельства» давайте оставим игры в «сложность» всевозможным Серебренниковым, Дондуреям и прочим поборникам нового королевского платья, которое простому человеку увидеть не дано. Они играют в «сложных людей», но не стесняются идти «на улицу» и вербовать себе неофитов; сколько простаков уже попалось на незатейливый лозунг вербовщиков «Хотите быть сложным человеком? Идите к нам!»?
Зачем лишние сложности? их лучше сразу отсечь бритвой Оккама, она для того и предназначена. Девизом любого дела, даже самого сложного, вполне можно сделать известную формулу Эйнштейна: «Сделай все настолько простым, насколько возможно», хотя и с добавлением «но не проще». Нельзя уступать условную «улицу» лже-миссионерам – могу это утверждать, ведь я сам – человек с улицы, ничуть не лучше и не «сложнее» других. Тем более, альтернатива понятна: простаки, уверенные в том, что они – самые сложные, снесут любую «башню из слоновой кости», как говорится, «до основанья, а затем...»
Тем более, в эту «башню» давно уже проникли зомби. И ощущают себя в ней вполне уверенно. С такими-то зубками... да ещё и с кувалдами в руках... и с ключами от входных ворот...

Именно об этом (и только об этом) я и хотел написать с самого начала. Но тут появилась стая тухлых уток...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment