dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-115, отдельной строкой: Орсон Уэллс

dik_dikij и poziloy

Орсон Уэллс – удивительная фигура в истории кино (и не только). И дата не просто круглая, а особенно круглая. В общем, от «персонального» поста никуда не уйти. Да и не хочется уходить, если честно.

6 мая.
100 лет назад родился Джордж Орсон Уэллс. О нём, конечно, нужен отдельный пост. Или два. Или десять – всё равно не влезет. Слишком большой, даже в прямом смысле – рост за метр девяносто, да и вес на уровне. Между прочим, в первой половине XX века рост под два метра считался гигантским. С тех пор человек вырос. Но ничуть не поумнел, скорее – наоборот. Во всяком случае, нынешних развести – куда проще, чем в былые времена, когда не было никакого Интернета.
Уэллс был реальным новатором – и в театре, и в кино... Он мог «перелицевать» классику и подпустить туда реальность: к примеру, для гарлемской постановки перенёс действие «Макбета» на Таити, изменил героям цвет кожи, а колдуньями сделал жриц вуду, которые прямо на сцене закалывали чёрных овец. Наверное, это было круто, зато слишком дорого; постановку прикрыли (Уэллс ставил за казённый счёт). Но тот же Уэллс терпеть не мог, когда персонажи на сцене изображают самих себя: «все это было так неприятно, что я едва дождался конца того дня» (беседы с П.Богдановичем).
В конце концов, что такое – кино или театр? Разумеется, иллюзия. «Великая иллюзия» – по названию фильма Ж.Ренуара, которого Уэллс очень ценил (причём утверждал, что эта любовь безответна). Режиссёр и актёры должны убедить зрителей, что показывают им правду, но сами они прекрасно знают, что это не так. А если говорят, что это – не иллюзия, а сама жизнь? Значит, врут... или вообще ничего не знают о кино и театре.
Уэллс как никто другой умел «обмануть» зрителя. Или слушателя – нельзя же не вспомнить хрестоматийную историю с радиоспектаклем Уэллса по Уэллсу, когда часть обычных американцев, пропустив предупреждение, поверила в реальность нашествия марсиан. Кстати, через некоторое время этот «фокус» попытались повторить в Латинской Америке, но «факиры» оказались не те, и рассвирепевшие слушатели взяли радиостанцию штурмом (с человеческими жертвами, однако).
А в кино у О.Уэллса – странная судьба. Вроде бы, ни один из его фильмов не снискал поначалу восторженного приёма на родине – американской классикой эти фильмы становились потом, постепенно. Видимо, Уэллс не вписывался в конвейер, а к «Фабрике грёз» относился с иронией: «Голливуд – самая большая в мире игрушечная железная дорога».
Что интересно, в СССР у Уэллса тоже было мало поклонников, но по другой причине – до широкого зрителя его фильмы не доходили. Почему – неясно: в «чёрный список» его не вносили, упоминать разрешали, а показывать, мягко говоря, не жаждали. Сценарий «Гражданина Кейна» опубликовали в каком-то сборнике, и, было время, читателей сценария у нас было больше, чем зрителей фильма. Не поручимся за достоверность слуха, но поговаривали, будто Уэллса не воспринимали не идеологические надсмотрщики, а некоторые мэтры нашей режиссуры – могло быть, конечно, и такое, но тоже не факт.
Известность к фильмам Уэллса приходила, как правило, через Европу; похоже, рифма, которая тут напрашивается, не случайна. Хотя... целых три фильма по Шекспиру и один – по Кафке... был один американский роман, который Уэллс мечтал экранизировать, но «Моби Дик» от него уплыл.
А актёр... актёром Уэллс тоже был неординарным – он и в своих фильмах почти всегда играл главные роли (включая Макбета и Отелло), и в чужие, несмотря на внушительные габариты, вполне вписывался.
Зато в мир кино – всё-таки не совсем: слишком большой. И не очень понятный: «Работать для денег вульгарно; работать для потомства ничуть не менее вульгарно». Зачем же тогда стараться, спрашивается? Ах, для какого-то, типа, «внутреннего голоса»? Кто его слышал, этот голос?
А вот Феллини, к примеру, Уэллса очень ценил. И восхищался фильмом «Гражданин Кейн» – http://my.mail.ru/mail/vm_gluschenko/video/4904/41118.html.
Дж.О.Уэллс, 06.05.1915 – 10.10.1985


Да, вот ещё что. Недавно на радио «Свобода» Б.Парамонов рассказал историю «из жизни Орсона Уэллса»: «Он однажды в молодости ставил в своем театре “Меркурий” «Макбета» с участием барабанщиков – колдунов-вуду. Один критик разругал постановку, и на следующий день Уэллс обсуждал с коллегами эту рецензию и негодовал. Тогда главный барабанщик сказал: белый господин не любит этого человека? Мы поможем белому господину; Потом барабанщики удалились в какой-то подвал и весь день барабанили. А на следующий день Уэллс прочитал в газете некролог этому критику» (http://www.svoboda.org/content/transcript/26813863.html). Верится, конечно, не особо, но мало ли... У страха глаза, как известно, велики... Так вот, господа пугливые критики, дело тут не в колдунах, а в том, за кого они заступаются. Колдун – он ведь не напрямую помогает «обиженному», а обращается к некоей силе. Уэллс – он такой, за него и наказать могли... А какая сила станет заступаться за самовыраженцев? Это в падлу, право, и ходатайства колдунов не помогут. Короче, не бойтесь, пишите правду, оно, как говорится, легко и приятно.
И не только о таких гигантах как Орсон Уэллс...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments