dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

О, да!

Алексей Битов (poziloy)

Помню: «Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки». Тем не менее, этот спектакль надо смотреть обязательно, хотя он антрепризный, и его придётся ловить.
«Потерпевший Гольдинер» по пьесе В.Шендеровича, режиссёр А.Л.Дубровская (не путать с вахтанговской актрисой А.А.Дубровской). Сказать, что спектакль – выдающийся, при всём желании не могу; тут ещё и специфика антрепризы – приходится переезжать с одной сцены на другую, хотя в Вахтанговском (где всё начиналось) и в Театре Ермоловой (куда попал я) сцены очень различаются; приходится приспосабливаться, и это чувствуется. Всё, в общем-то, без проблем, и слава Богу.
Сказать что-либо хорошее о пьесе – право, затрудняюсь. Многие говорят, что пьеса плоха, но позволю себе не согласиться – пьесы тут нет вообще, по сути это – набор репризных монологов, обращённых больше в зал, чем к партнёру.
Но! что бы там ни говорили, главный человек в театре – актёр. Не режиссёр, чья задача прежде всего – дирижировать ансамблем (режиссёрские театры, конечно, существуют, но скорее как исключение, чем как правило, а остальное, извините, от лукавого, что бы ни навязывала нам дурацкая мода). А драматург тем более не может считаться главной фигурой в театре – можно не менять в тексте ни единой запятой, но постановки одной и той же пьесы всё равно получатся разными, зачастую ничуть не похожими. Никто не умаляет роли художника, композитора, костюмера, осветителя, но смотрим мы именно на актёра, а на всё остальное – постольку-поскольку.
Немецкий биохимик Альбрехт Коссель, нобелевский лауреат, изучавший белки, сравнил своих «подопечных» именно с актёрами: «Жизненные процессы – как драма, и я изучаю актеров, а не сюжет». А белок, между прочим, принято считать основой жизни – во всяком случае, на нашей планете, за другие не скажу. Можно, конечно, и что-нибудь другое попробовать, но не факт, что занавес не опустится.
В «Гольдинере» на сцене – двое актёров. Из «Афиши»: «Легендарный Владимир Этуш и популярная актриса театра им. Евг. Вахтангова Ольга Тумайкина фактически играют два моноспектакля» (http://www.teatr.ru/th/perf-info.asp?perf=33092). Нет, простите, всё не так: Тумайкина точно и тактично ведёт свою вспомогательную партию, как бы ассистирует Этушу в его моноспектакле. Тут – её большая заслуга (как и заслуга режиссёра Дубровской). Достоинство пьесы Шендеровича, может быть, в том и заключается, что в моноспектакль она трансформируется без потерь; мало того, в этом случае перестаёт ощущаться один из основных недостатков – обращённость монологов в зал; в моноспектакле такое, согласитесь, более-менее возможно.
Итак, актёр. Владимир Этуш. Я не знаю, как описать то, что он делает в этом спектакле. Я даже не знаю, как это назвать – во всяком случае, слова «игра» или «работа» здесь не подходят категорически. Остаётся один вариант: на сцене он живёт... нет, живёт – не Этуш, а Гольдинер, никакого Этуша в спектакле и в помине нет.
Забавно: один из самых злобных театральных критиков настолько (видимо, сам того не осознавая) впечатлился главным персонажем, что вконец запутался, воспринял всерьёз «антиамериканские» пассажи Гольдинера и возмутился, что в сеансе «чёрной магии» не было «разоблачения». Человек не понял простой вещи: театр (если это не подделка) – конечно, магия, но не чёрная и даже не белая, а своя, особая; разоблачения требуют только фокусы, а фокусы, в отличие от магии, основаны на ловком обмане, а вовсе не на таинстве.
Гольдинер в своих монологах и комичен, и трагичен; его слова не обязательно принимать за чистую монету, но не сочувствовать ему – нельзя. Магия.
Гольдинер несчастен, трогателен и по-своему обаятелен. Несчастен не напоказ и обаятелен не обаянием, полученным напрокат от замечательного актёра, а своим собственным. Повторюсь: перед нами – именно Гольдинер, он сам, а никакой не Этуш. Чудо.
При всём его обаянии Гольдинера трудно назвать симпатичным персонажем. И всё-таки нельзя не восхититься мужеством, с которым он проживает свою одинокую и, в общем-то, совсем не весёлую старость, не теряет при этом вкуса к жизни и не пытается перевалить на других свой груз. Человек, который прогибался основную часть жизни, в старости как-то сам собой распрямился. Раньше трясся, всего боялся, а теперь перестал. Грехи и пакости остались в прошлом, срок давности давно истёк – тем более, мы видим, как Гольдинер расплачивается и принимает расплату, в общем-то, как должное. Получилась, можно сказать, ода жизнелюбию, которой автор текста, скорее всего, никак не планировал. Театр – это ведь больше, чем разыгрывание написанного текста, намного больше. Существительное из 5 букв, начинается на «т», кончается на «р»... Нет, не топор, которым, как известно, написанного не вырубить, а театр, способный всё перевернуть и переиначить по-своему. А вы думали, теперь всё по-другому?
Про Этуша надо бы сказать отдельно. Нет, наверное, нужды напоминать, что в «Пристани» он выходит на сцену как Грегори Соломон. Тоже еврей, но совсем другой, ни разу не наш, не отечественного розлива. Между тем и этим – ничего общего. Два разных человека.
Самый сложный момент, пожалуй, – во втором действии. Возможно, в какой-то момент Шендерович почувствовал, что в пьесе чего-то не хватает, и решил поддать пару: вдруг выяснилось, что старый Гольдинер когда-то в СССР (в бытность советским партработником Семёновым) весьма поспособствовал изгнанию в эмиграцию отца своей нынешней визави, Джейн Уотсон (в то время – совсем маленькой Жени Ровинской). Поворот, честно сказать, в духе самой дешёвой мелодрамы, да и Джейн (по тексту) как-то странно на это реагирует (то ли не въехала, то ли ей по барабану). Момент действительно сложный, только Гольдинеру и это нипочём – мало ли, что в жизни бывает. Это же вам не театр какой-нибудь. И вообще.
А в частности – перестаньте жевать сапожные шнурки и постарайтесь попасть на этот спектакль. Название, надеюсь, напоминать не надо.
Может быть, где-нибудь когда-нибудь вы увидите другое такое же чудо. А может быть, и нет. Лучше не рисковать.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments