dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Несколько интересных мыслей... и несколько слов по этому поводу

Алексей Битов (poziloy)

Фрагменты этого интервью мы охотно разместили бы в рубрике «Читальный зал», если бы не одно «но». Впрочем, начнём по-любому не с него.
Итак, С.Женовач беседует с А.Солнцевой, http://kommersant.ru/doc/2702809. Сначала, разумеется, о драматургии, тут спорить не с чем: «современные пьесы устаревают очень быстро. Сейчас ощущение, что все пьесы один автор пишет, и они не выдерживают времени. Они не развивают природу драматургии, они не касаются законов сценической реальности. Я думаю, это беда, так не должно быть. Когда театр пытается отозваться на актуальное, заменяя газету, это не требует разгадывания. Быстрые скороспелые пьесы, описывающие какой-то факт из жизни, исчерпываются этими фактами.. Эти интереснее читать, чем ставить. И поэтому форма читок сейчас очень популярна. Для читок не нужны декорации, не нужны костюмы, не нужно решение пространства. Театр ведь отнимает большую часть жизни, и ты проживаешь ее с теми или иными словами, уже мыслишь, думаешь, как их автор, не только ты работаешь над автором, но и автор работает над тобой. Когда встает выбор, на что потратить год, полгода жизни, хочется глубокого серьезного постижения, настоящего качества». Единственное, пожалуй, что хотелось бы добавить: я присутствовал на читках, сделанных вполне профессиональными режиссёрами – возможно, от отсутствия других предложений во времена, когда всё перепуталось. Но есть и другие, так сказать, режиссёры, абсолютно не умеющие осваивать сценическое пространство (а то и не знающие, что это такое); для подобных «режиссёров», если им не посчастливилось попасть в узкий круг тусовочных фаворитов, читки – единственная возможность держаться на плаву, иначе пришлось бы переквалифицироваться... ну, точно не в графов Монте-Кристо. А так... вроде бы, и режиссёр, а спросу никакого, и отмазка всегда есть; понятно, для особей подобного рода читки жизненно необходимы.
И тут мы плавно переходим к следующей цитате; до главного «но» ещё далеко, но... Итак: «Очень много талантливых актеров, режиссеров. Плохо, что к ним сейчас относятся потребительски: приди и удиви. Молодой режиссер еще не обрел свой стиль, не нашел своих артистов, постановочную команду, но от него уже ждут театрального события. Если он сделает неверный шаг, на него повесят ярлык, он уже не интересен. Поэтому, как ни странно, живые идеи возникают в театральной школе, там еще есть раскованность, смелость и желание все попробовать. Интересно смотреть на то, что сейчас делают эти молодые ребята. Нашему поколению повезло, потому что у нас была возможность пробовать, ошибаться. Мы могли собрать свою компанию. Сейчас у молодых людей нет такой возможности. Они вливаются в уже сложившийся противоречивый коллектив и должны его обслуживать». Простите, Сергей Васильевич, но много талантливых – это как? Талант – по определению, нечто выдающееся, редкость; много редкостей, много уникумов – «жареный лёд» получается, разве нет? (Плюс, опять же, инфляция: талантов пруд пруди, но проку от них никакого.) А вот насчёт дурацкой установки «приди и удиви» – тут Женовач прав целиком и полностью. И вытекает из этой установки, к сожалению, очень простая вещь: мастерство, которым только и можно удивить по-настоящему, приобретается не сразу, а удивить без подготовки можно разве что какой-нибудь дешёвкой, типа голой жопы... и ведь, казалось бы, кого нынче этим удивишь или напугаешь? Ан нет, находятся и такие ёжики...
Цитата № 3: «Когда возникает в одном театре 5-10-15 спектаклей, с взаимоисключающими эстетиками, это и актерам не полезно, и зрителям. В лучшем случае под одной крышей получается несколько театров. Театр превращается в комбинат по выпуску театральной продукции. И те законы, которые изобретаются для государственных театров, по-моему, далеки от реальности и от природы драматического искусства». Что тут комментировать, когда так оно и есть?
Вот мы и добрались, наконец, до того самого «но»: «Мне кажется, что есть кризис чиновничий. Нет чиновников государственного масштаба, которые занимались бы театральной политикой, а если и есть, то их не допускают. Я считаю большой потерей уход Софьи Апфельбаум из Министерства культуры (директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры, покинула свой пост в октябре 2014 года. – "О"). Она человек, который имеет и опыт, и силы, и понимает природу театра. Мне кажется, нужны чиновники, которые были бы профессионалами своего дела, которые, занимаясь театральными проблемами, понимали бы, про что они». Понятно, «но» касается не оценки чиновников в целом, а одной конкретной персоны, г-жи Апфельбаум. Говорят, она умна – во всяком случае, явно умнее некоторых товарищей по партии. Говорят, она обаятельна – не знаю, ближе 10-15 метров не приближался, а на таком расстоянии её обаяние уже не действует (сила притяжения камня Гингемы, напомню, тоже ослабевала по мере удаления от объекта). Но обаяние, есть оно или нет, тут ни при чём, а если она умна – должна была прекрасно понимать, что происходило с «драматургическими» грантами под её чутким присмотром и как это называется. Ну, а кроме того, вспомним, как нахваливала экс-директоршу облагодетельствованная ей тусовка... как ни крути, часть вылитого елея неизбежно оседает на ближайших ушах (с дёгтем, кстати, происходит то же самое – что-то оседает, и «совершенно всё равно, он ли украл или у него украли»). Вот только у г-жи Апфельбаум никто ничего не крал, и из Министерства её надо было гнать с позором году эдак в 2010-м. Хотя, справедливости ради, она у нас во власти отнюдь не одна такая, имя им – легион. Значит, стало на одну «боевую единицу» меньше, и лить слёзы по этому поводу, право, не приходится.
Ладно, реплика в сторону сильно затянулась, вернёмся к интервью Женовача. Последняя цитата: «Могут быть разные вкусы, могут быть разные пристрастия. Не надо заставлять всех мыслить одинаково, не надо стремиться к этому дурацкому единомыслию, нужно радоваться, что все разные. Самое страшное, что сейчас нас всех сталкивают. Заставляют плохо высказываться о своих коллегах. И мы считаем это чуть ли не нашей позицией. Не надо... Дело не в корпоративной этике, а просто так нельзя, потому что нельзя. Есть устои, которые не могут быть нарушены. Невозможно каждый спектакль делать, чтобы он являлся достижением. У всех бывают и взлеты, и остановки, и выжидания, а потом вдруг у человека прорывается... У нас много сейчас интересного в драматическом театре, надо это все сохранить. И есть очень хорошая молодежь, нужно дать им возможность работать. Время непростое. Оно всегда непростое... Оно не бывает простым, время. Нужно быть готовым к любому повороту, и при этом оставаться думающим, мыслящим, созидающим и понимать, что после тебя что-то должно остаться». Про время – это точно, а в остальном – нет ли противоречия? С одной стороны, «Не надо заставлять всех мыслить одинаково, не надо стремиться к этому дурацкому единомыслию», а с другой – «Самое страшное, что сейчас нас всех сталкивают». Но при нормальном (броуновском) движении столкновения неизбежны; без столкновений обходится только там, где все выстроены в стройные ряды, и всяк сверчок знает своё место и свой порядковый номер. Ну, и ещё, конечно, на кладбище – там всё чинно и благородно, никаких столкновений. Не уверен, что именно к этому надо стремиться.
Заметьте, даже теперь, когда в результате «борьбы тигров под ковром» позиции тусовки несколько пошатнулись (той самой тусовки, которая в последние годы пыталась заставить всех «мыслить одинаково», а кто не с ними – тот враг всего прогрессивного человечества в их лице и подлежит изгнанию из племени... правда, Женовача до поры-до времени не трогали, он, как и ещё 4-5 режиссёров, должен был символизировать «толерантность» руководящей и направляющей)... так вот, даже теперь эта тусовка не желает поумерить аппетит (и амбиции) и продолжает гнуть своё. И что прикажете с этим делать?
Как говорится, «Детей конечно нельзя убивать. Но что-то с ними надо делать».
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments