dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Заметки со стороны

Алексей Битов (poziloy)

17 августа в журнале dik_dikij был выложен мой пост «To strike or not to strike?», а на следующий день в виде комментария появился вопрос Анонима: «Вы пойдете на "Любимовку", чтобы послушать читки и поучаствовать в обсуждении пьес?» (http://dik-dikij.livejournal.com/106179.html?thread=1345475#t1345475). Ответил я так: «Нет. Кроме всего прочего, я считаю, после читки можно обсуждать читку, а пьесу – нельзя. Почти то же самое, что обсуждать стриптиз на основании радиорепортажа:)».
Не знаю, почему Анонима заинтересовал этот вопрос. Возможно, из чистого любопытства, а может быть, человек хотел удостовериться, что я не приду на чужой праздник устраивать скандал. Или, наоборот, приду и устрою (надеюсь, автор вопроса не увидит ничего обидного ни в одном гипотетическом предположении).
Как бы то ни было, ответ мой больше относится к читкам в принципе, чем конкретно к «Любимовке». Действительно, жанр читок меня как-то не вдохновляет. Да, такой жанр существует давно, но относится скорее к эстраде (в моём понимании, эстрада – вообще сборная солянка). Читают стихи, прозу, драматические отрывки, а в последнее время в основном – специально написанные сатирические монологи. «Художественные чтецы» нынче почти повывелись, как и многие другие непременные атрибуты советской эстрады (вспомните амплуа Аркадия Велюрова, сыгранного Л.Броневым в «Покровских воротах»). А когда-то жанр художественного чтения процветал; читали не только по радио, как незабвенный Савва Потапович Куролесов, но и вживую. Так может быть «Любимовка» – это и есть возрождение художественного чтения? Сомневаюсь, и вот почему. Во-первых, чтецы «Евгения Онегина» (или «Скупого рыцаря», как Савва Потапович) вряд ли пытались огорошить слушателя неизвестным текстом – скорее, речь шла о своём прочтении канонического (или почти канонического) текста. Во-вторых, как бы ни относились мы к этому жанру, проблем с дикцией у исполнителей не было практически никогда – всех было отчётливо слышно. На «Любимовке» на дикцию жалуются многие – ну, вот хотя бы: «Посетил вчера театр Док. Читка пьесы Я.Пулинович "Пропавший(е) без вести". У всех актеров моложе 35 проблемы с дикцией. Может это и новая эстетика, но хотелось бы слышать чего они там говорят. Особенно в жанре читки, без постановочных эффектов» (http://chechik.livejournal.com/23465.html). Поклёп? Не думаю, так или иначе об этом говорят многие.
На самом деле, впечатление о незнакомом тексте составить на слух не очень-то и возможно: там исполнитель «проглотил» кусок, здесь слушатель отвлёкся (слушать вообще утомительно, вспомните школьные и студенческие годы). И всё, кусок вылетел – не поймаешь. Или иногда при чтении останавливаешь себя: стоп-стоп-стоп! А как это соотносится с написанным 10 страницами ранее? Возвращаешься, сравниваешь, делаешь вывод: либо глюк (случается такое), либо автор наврал. На читке всё это невозможно, там даже темп себе выбрать нельзя. Нет, наверное, для неграмотных – лучше так, чем никак. Но почему-то я уверен, что большинство слушателей, как и я, буквы знает – так лучше бы сами и почитали. Зачем же они приходят и слушают? И вот здесь мы, наконец, переходим от читок как таковых конкретно к «Любимовке»
Что значит – зачем приходят? А пообщаться? Прошлогоднюю «Любимовку» кто-то из очевидцев-комментаторов ехидно определил как флэш-моб с элементами партсъезда. Элементы и флэш-моба, и партсъезда тут безусловны (второе, кстати, искоренить можно, зато первое – никак). Дополнительный штрих вносят в общую картину выступления иностранных гостей. Наверное, они – разные, и кто-то говорит дельные вещи, но в целом впечатление на взгляд со стороны несколько странное, слишком напоминает известное: «Французик из Бордо, надсаживая грудь, / Собрал вокруг себя род веча / И сказывал, как снаряжался в путь / В Россию, к варварам, со страхом и слезами». Что поделать, в России привыкли верить, будто глас иностранного гостя – глас Божий. Правила игры.
А если попробовать отделить зёрна от плевел? Почему бы, собственно, молодым авторам не собраться на своего рода семинар? Да без вопросов, только есть в данном случае два спорных момента. Семинар – форма обучения, и тут едва ли не всё зависит от мэтров, а большинство любимовских «мэтров» вызывает, мягко говоря, сомнение, причём далеко не только у меня. И второе: не надо называть семинар Фестивалем, это по определению разные вещи (привычка лидеров «новой драмы» путать жанры и смешивать понятия несколько утомляет).
Ну, а тексты… Основную массу не читал, а некоторых авторов не знаю вовсе. Из известных имён некоторых было бы любопытно прочесть, но выкладывать тексты на сайте «Любимовки» не принято (их право). Хуже всего – с теми текстами, которые «посчастливилось» прочесть, о четырёх из них даже писал в ЖЖ. Если кому любопытно, даю ссылки.
Ю.Клавдиев, «Развалины» (ещё не все, наверное, забыли, как бушевал обиженный автор) – http://dik-dikij.livejournal.com/106441.html.
М.Дурненков, «(Самый) Легкий способ бросить курить» – http://dik-dikij.livejournal.com/98525.html.
В.Шергин, «Очень не театральные пьесы три» – http://dik-dikij.livejournal.com/67565.html.
Ну, и, конечно, само П.Пряжко, «Запертая дверь» – http://dik-dikij.livejournal.com/101346.html.
Увы, добавить тут нечего.
А о некоторых деталях разбора на «Любимовке» конкретных текстов – с вашего позволения, завтра.
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments