dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

А дустом не пробовали?

Алексей Битов (poziloy)

В минувшую пятницу появилось любопытное сообщение ТАСС: «Руководители театров поддержали Минкультуры в конфликте вокруг "Тангейзера"» (http://tass.ru/kultura/1893855). Если верить агентству, среди поддержавших – не только В.Урин и О.Табаков, но даже и С.Апфельбаум с М.Ревякиной. Цитата: «"Присутствовавшие на встрече полностью поддержали позицию министра в данном вопросе", – заявил ТАСС представитель ведомства [Министерства культуры]». Интересно, рискнул ли хоть один из присутствовавших публично опровергнуть ТАССовскую информацию? Или и впрямь все «призванные» директора выразили начальству почтительный «одобрямс»? Или, как это часто бывает, сиятельного оратора слушали вполуха, а ознакомиться с пресс-релизом не удосужились? Что ж, тогда неплохо бы повторить ключевое, на мой взгляд, место в «тассовке»: «Мединский, в свою очередь, успокоил театральных деятелей, подчеркнув, что "никакого возвращения к предпросмотрам, никакого навязывания худсоветов не будет – свобода творчества не ставится под сомнение". Однако министр подчеркнул, что директор театра, с которым министерство заключает контракт, отвечает за все, "и за содержание и качество постановок, и за продажу билетов, и за чистоту, и за комфорт зрителей в театре, и за то, чтобы спектакли не провоцировали массовых протестов"».
Итак, за содержание спектакля отныне отвечает не худрук (его дело – рядом постоять), а директор – государево око. И будет уже не «менеджер» при худруке, а зам по режиссуре – при «менеджере». Скажете, телега впереди лошади? Да, конечно, но кого это смущает? Во всяком случае, не «менеджеров».
А если копнуть чуть-чуть глубже? Что бы там кто ни говорил, но реалии нашего бытия имеют, похоже, только одно внятное объяснение: сегодняшняя власть намерена уничтожить культуру (наряду с образованием и здравоохранением), и свара между различными группировками касается лишь методов, но ни в коем случае не цели «операции». Одна группировка пыталась развалить культуру с помощью новой РАПП и хунвейбинов, возомнивших себя элитой, а теперь ставка делается на «эффективных менеджеров», способных развалить всё на свете. Государство в целом, вполне вероятно, действует так, как действовал Капков на Таганке: сначала – через «группу юбилейного года», потом – через создание «директорского» театра. Как не без проницательности заметил Г.Заславский, «читая последние новости из Театра на Таганке, начинаешь думать, что он последовательно движется в сторону самоликвидации. Впрочем, может, в том и состоял замысел прежнего руководителя департамента культуры?» (http://radiovesti.ru/article/show/article_id/165176). Поспорю, пожалуй, с одним: никаких собственных «замыслов» у Капкова не могло быть по определению, он – исполнитель, действовавший по заложенной программе; понимание смысла выполняемых действий в программу, скорее всего, не закладывалось.
Как бы-то ни было, в жизни (или в гибели?) Таганки начался новый этап – «директорский». Свидетельствует Э.Михалёва: «Сегодня на заседании комиссии Мосгордумы по культуре, где обсуждался вопрос Театра на Таганке, г-же Апексимовой был задан вопрос, основанный на тексте ее интервью. А именно. Ирина Викторовна сказала СМИ, что Таганка будет директорским театром. Ее попросили назвать пример успешного директорского театра. работающего без худрука.
Ответ г-жи Апексимовой звучал примерно так: она не ориентировалась на российский театр, она ориентировалась на литовский театр, а там есть один такой театр, но название его г-жа Апексимова скажет, когда вспомнит
» (https://www.facebook.com/ella.mihaleva/posts/815593855186329?__mref=message_bubble).
Понятно, это пересказ, но и в прямой речи нового директора попадаются столь же оригинальные пассажи. Например: «до моего прихода в Театр Виктюка широкие массы зрителей толком и не знали о существовании театра» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10203803096790564&id=1613861036&__mref=message_bubble). Действительно, многие узнали о Театре Виктюка только этой весной, и именно в связи с Апексимовой, но исключительно после того, как Ирину Викторовну перебросили на новый участок работы, и её трудовая биография разлетелась по СМИ и соцсетям. Как это ни прискорбно, точнее было бы сказать: до прихода Апексимовой на Таганку «широкие массы зрителей толком и не знали о существовании» Театра Виктюка. Где тут личная заслуга директора и чем она может гордиться, понять не просто.
Кстати, назначали г-жу Апексимову, вроде бы, директором, а теперь выяснилось вдруг, что она (извините за рифму) ещё и худрук: «Ирина Апексимова: В театре я официально и директор, и художественный руководитель» (http://www.rg.ru/2015/04/10/apeksimova-site.html). Худрук по совместительству, что ли? При этом сама Апексимова называет себя «кризисным менеджером», хотя менеджер и худрук – немного разные профессии. Но всякие мелочи «кризисного худрука» не смущают, планы у неё, похоже, наполеоновские. Начиная, разумеется, с ремонта, которым директор намеревается руководить, причём для начала она подставила тех, кто этот ремонт затеял, заявив в той же «РГ»: «по проекту, который был изначально принят, не предусматривалась полная реконструкция театра, была запланирована только частичная реставрация. Но когда она началась, обнаружились скрытые дефекты, которые невозможно было предусмотреть, и ремонт был остановлен. Выяснилось, что у этого замечательного здания просто нет фундамента!» Странно, конечно (старое здание реконструировали, рядом прокладывали линию метро и автомобильный тоннель, что требовало обследования близлежащих построек, а отсутствие фундамента обнаружили только в наши дни... странно, но чего не бывает...) Но дальше Апексимова делает и вовсе поразительное заявление: «Сейчас проходит экспертиза состояния здания Театра на Таганке». Ни хрена себе! Получается, здание объявили нуждающимся в полномасштабном ремонте, составили проект, и всё это – на глазок, без экспертизы, которую проводят только сейчас? Да это же – готовое уголовное дело против господина, ещё недавно ведавшего столичными культурой и отдыхом, не находите? Интересные шляпки получаются: всё, что было потрачено на первом этапе «ремонта», ушло псу под хвост...
Интересно, было ли что-нибудь похожее в литовском театре, название которого г-жа Апексимова позабыла? И ещё более интересный вопрос: при назначении г-жи Апексимовой за её спиной стоял небезызвестный г-н Капков – а теперь? И вообще, откуда взялся лозунг «Вся власть – директорам», в пятницу озвученный г-ном Мединским на свой министерский лад?
Напомню: Капков и Мединский – не братья... и даже не однофамильцы... Тогда – к чему бы это? К дождю? К снегу? Или к уничтожению репертуарного театра на корню? Не мытьём, так катанием?
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…