dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Несокрушимая и легендарная

Алексей Битов (poziloy)

Расцветали яблони и груши... Выходила на берег – нет, не Катюша, конечно, но Екатерина Юрьевна. Несокрушимая и легендарная.
Почему несокрушимая? А потому, что, как только выйдет, обязательно брякнет что-нибудь несусветное. Но сокрушаться по этому поводу не желает, а вместо этого снова как выйдет! да как брякнет!
Вот почти полтора года назад изрекла, помнится: «"Дерьмо художника" является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора и тех сотен искусствоведов и философов, которые об этом писали и пишут» (http://lenta.ru/conf/degot/). И ничего, как с гуся вода, снова вещает, как ни в чём не бывало. Для чего на сей раз пришлось выйти на берег реки Исеть.
А почему легендарная? Вот этого не знаю, не ко мне вопрос.
Читайте http://www.ura.ru/content/svrd/08-09-2010/articles/1036255541.html, интервьюер «URA.Ru» Михаил Вьюгин так и написал: «За полтора суток до открытия корреспондент «URA.Ru» встретился с одним из кураторов – легендарной Екатериной Деготь – и обсудил отношения современного искусства с властью, влияние церкви на Екатеринбург, почему расстрел царской семьи не может быть брендом региона и акцию «Голосуй за снос!»». А потом, чтобы мало не показалось, ещё и добавил: «Среди кураторов – легендарная Екатерина Деготь, курировавшая и последнюю пермскую «Якщо», и славную «Борьбу за знамя», и «Кудымкор – локомотив будущего», за которую была признана лучшим куратором года в России»». Для сравнения: сам Марат Гельман оттитулован так лишь однажды: «Сейчас на региональном уровне монополию на современное искусство держит пермский губернатор Олег Чиркунов. Держит при поддержке легендарного политтехнолога и галериста Марата Гельмана, чьи опыты по превращению Перми в культурную столицу России пользуются большой любовью в столице». Прочие упоминаемые (Чиркунов, екатеринбургский губернатор Александр Мишарин, Роман Абрамович, Дарья Жукова, Илья Кабаков и даже, не побоюсь этого слова, Президент Дмитрий Медведев) подобного эпитета почему-то не удостоились. Как и Борис Ельцин, разумеется.
Дело тут вот в чём, это я М.Вьюгина цитирую: «если все получится – губернатор Мишарин сможет потеснить соседа Чиркунова, который за похожую работу удостоился похвалы Дмитрия Медведева: «Вы у нас считаетесь прогрессивным губернатором». Именно поэтому команда губернатора выступает соучредителем биеннале и ждет плодов от выставки». Страшно подумать, что было бы, если бы Президент назвал прогрессивным какого-нибудь губернатора, например, за увлечение уринотерапией или за пристрастие к боям без правил. У нас же все хотят быть прогрессивными, сплошные Тарелкины кругом: «когда объявили прогресс, то он стал и пошел перед прогрессом – так, что уже Тарелкин был впереди, а прогресс сзади!». Замечу в скобках: вот Сухово-Кобылин – это и есть актуальная драматургия, а современники наши в основном только и делают, что идут впереди прогресса. Но это так, в скобках.
Чтобы покончить с преамбулой и спокойно вернуться к самой легенде, приведу ещё одну цитату из введения в дёгтеведение: «Если отбросить всю политику, проведение в Екатеринбурге настоящей биеннале современного искусства – это победа. Победа действия над бездействием, победа мечты над унылой действительностью, победа любого культурного екатеринбуржца над устоями сформировавшегося культурного сообщества. Чтобы было понятно, ситуация выглядит так: современное искусство в России – очень модно. Им увлекается подруга Романа Абрамовича Даша Жукова, его скупают все участники золотой сотни Forbes, его смотрят десятки тысяч провинциалов на московском «Винзаводе», знаниями о нем можно козырнуть в Кремле». Тут всё хорошо: отбросить всякую политику, чтобы козырнуть в Кремле – это звучит гордо. А если уж сама Даша Жукова и все участники золотой серии Forbes... Кстати, интересно, скупает ли шедевры совриска хозяйка ЗАО «Интэко»? Но давайте вернёмся к нашей главной легенде.
Начнём, пожалуй, вот с какого откровения. Вопрос: «В официальных материалах проговаривается, что вы представляете не подлинники, что основной способ производства экспонатов – тиражирование. Те же Кабаковы присылают вам задания, которые выполняются уже на месте. Вы так обыгрываете площадку – типография, или это из-за отсутствия финансов?»
Ответ: «Это, конечно, связано с отсутствием финансов, потому что надо понимать: проведение биеннале на полную катушку с привозом авторов и их произведений стоит немыслимых денег. Это много-много миллионов долларов. О таком бюджете речи не шло с самого начала, и мы сразу думали, как сделать биеннале более бюджетной и объяснить эту ситуацию. Ведь не только в Екатеринбурге, но и в Москве часто говорят: мы не видим настоящего искусства, нам везут копии. Мы решили показать, что эта ситуация универсальна: фильмы и так крутят в копиях, все пересылается по электронной почте… Поэтому впервые в истории биеннального движения мы проговариваем это». Похоже, дерьма в баночках на всех не напасёшься, посему выдвигается актуальный лозунг: подлинники не нужны. Мы же смотрим кино в копиях? И книги, кстати, тоже чаще всего не в рукописях читаем. Так что, если вы видели где-нибудь репродукцию "Богатырей" – считайте, что в Третьяковке вы уже побывали. Ой, извините, какие ещё "Богатыри"? Госпожа Дёготь, насколько я помню, ещё в прошлом году авторитетно объявила Васнецова слабым художником (Мандзони посильнее будет, кто бы спорил).
Чем ещё порадовал нас легендарный искусствовед? Вот, например. Вопрос: «Интересно еще и то, что вы делаете выставку современного искусства в городе, где очень сильна православная церковь. И сильна не столько количеством прихожан, а своим участием в общественном, информационном пространствах». Ответ: «Я впервые слышу про это, но могу понять, почему это так. Я иду по городу и с глубоким удовлетворением замечаю отсутствие церквей, куполов. В Екатеринбурге видно, что город был полностью модернизирован. Это приятно видеть, и можно понять православную церковь, которая хочет эту ситуацию изменить, вернуть себе прошлое». Можно верить в Бога или не верить, но утверждать, что приятно видеть городской пейзаж без церквей... М-да. Впрочем, один мой знакомый, человек верующий, более того – воцерковленный, но при этом отнюдь не страдающий отсутствием чувства юмора, заметил: Она, похоже, просто боится подходить к Храму. Что будет, если её ненароком сбрызнут святой водой? Скорее всего, зашипит и исчезнет – точно так же, как Гельман или Сурков.
Кстати, о Гельмане. Вопрос: «Знаю, что моим коллегам вы отказывали в ответах на эти вопросы, но мне очень важно знать, что вы думаете о взаимоотношениях Екатеринбурга и Перми». Ответ: «Очевидно, что Екатеринбург – город с более давним интеллектуальным потенциалом, который сразу бросается в глаза. Пермь – это другое, там я чувствую чуть ли не шаманские традиции, и их там берегут. С другой стороны, там тоже трагическая история ГУЛАГа, которая не осмыслена и не преодолена, что придает трагическое измерение всему региону. И Пермский музей современного искусства внедрен, в общем-то, в чуждую среду, а в Екатеринбурге он смотрелся бы более естественно».
Непонятно. Насколько я знаю, датой основания Екатеринбурга считается 1723 год, а это, между прочим, XVIII век. Ну, и что, спросите? Так ведь XVIII век не интересен. Вопрос: «Последние лет пятнадцать у нас много споров, каким должен быть образ Екатеринбурга. Есть мечта, чтобы город был не просто точкой проезда иностранцев по Транссибу, местом ночевки, и не муниципалитетом, где останавливаются бизнес-туристы [любопытный город Екатеринбург – бизнес-туристы там прямо в муниципалитете ночуют], а привлекал настоящих туристов, с фотоаппаратами. Спор прост: или мы место расстрела царской семьи или место рождения Ельцина. Каким вы видите туристический бренд Екатеринбурга?» Ответ: «Конечно, это все чушь собачья. У нас в лифте в гостинице висит список экскурсий: какая-то там архитектура XVIII века, место расстрела царской семьи и где родился Ельцин. Самое интересное там полностью пропущено. XVIII век, с моей точки зрения, не интересен». Тут корреспондент попытался подсказать: «Его просто не сохранилось». На что получил гордый ответ: «Вот именно. Расстрел – тоже. Это произошло здесь, потому что это была жуткая дыра и ничего здесь не было, то есть событие случайное. Строить на этом свою идентичность – это бред. Мне такие события не интересны, и вообще, кажется, мало кто интересуется случайными событиями. Конечно, главное, что у вас есть, – это рассказ о времени, когда здесь были построены лучшие здания, лучшие заводы, Уралмаш – как город в городе, когда была успешно реализована утопия. Мне кажется, это интересно, отношение к этому должно быть сложным – была и трагическая сторона. Это все должно быть, и приезд участников биеннале доказывает, что это интересно. Они же не ради расстрела царя сюда приехали: им интересен индустриальный город, созданный почти с нуля». Да уж, в последовательности госпоже Дёготь не откажешь: Очевидно, что Екатеринбург – город с более давним интеллектуальным потенциалом, но ещё 92 года назад это была жуткая дыра и ничего здесь не было. Вот так, мотайте на ус.
Биеннале, как известно, проводится раз в два года. А легендарная дама, похоже, несёт ахинею с несколько большей частотой. Ждём следующей порции.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments