dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Нам весело живётся?

Алексей Битов (poziloy) – по согласованию с dik_dikij.

В апреле мы намерены посачковать. Даже – на всякий случай – приступим к этому делу чуть раньше, а закончим немного позже. Понятно, с апреля на май у нас планируется не самый короткий перерыв, а на этой неделе хотим устроить, как минимум, два выходных – во вторник и в четверг. Хотя жизнь наша, конечно, горазда на сюрпризы, а загад, как известно, не бывает богат.
Вот, допустим, вчера (в воскресенье, однако) нежданно-негаданно грянула новость: «Директор новосибирского оперного театра, из-за постановки в котором оперы "Тангейзер" произошел скандал, Борис Мездрич, уволен, сообщил РИА Новости министр культуры РФ Владимир Мединский» (http://ria.ru/culture/20150329/1055232840.html). «Новый директор – Владимир Кехман», – добавил министр, не переводя дыхания.
Допускаю, где-то по этому поводу кричали «Ура!», бросая в воздух чепчики и фуражки с околышами. Но мне ничего такого, извините, не попалось, одни комментаторы были возмущены, другие – смущены; тем более, кто-то тут же вспомнил осеннюю новость: против нового директора выдвинуто обвинение в мошенничестве, «Владимиру Кехману, основателю обанкротившейся компании JFC. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источник. Предприниматель обвиняется в хищении денежных средств у Сбербанка, «совершенном организованной группой в особо крупном размере» (http://www.gazeta.ru/business/news/2014/10/13/n_6556117.shtml). Как-то всё это странно, согласитесь.
Сразу же: история с увольнением не нравится мне категорически. Мало того, не понимаю тех, кому это может понравиться; если таковые найдутся, то возрадуются они исключительно по наивности. Повторял, повторяю и буду повторять: нельзя разрешать дикарю пользоваться огнестрельным оружием, он потренируется на ваших противниках, войдёт во вкус и пристрелит вас. Или, что не менее вероятно, другой дикарь огреет «вашего» сзади дубиной, отберёт оружие и по каким-либо причинам примкнёт к вашим оппонентам. А чиновник – это, как ни крути, дикарь при мандате (по определению). Ту же самую тусовку давно предупреждали, что оружие может быть использовано против них, если фишка так ляжет; они не верили, поскольку привыкли жить одним днём («завтра» ещё не актуально, а они у нас – крутые актуальщики). С тусовкой всё понятно, но остальным я всё же посоветовал бы не наступать на те же самые грабли, сколько бы их на дороге ни валялось. Право, не стоит уповать, что кого-то минует чаша сия – история подсказывает, что чаша эта не иссякает и минует лишь тех, кому сильно повезло, и то не всегда.
А воскресное происшествие уникально не тем, что Мездрича наказали за «крамолу», а тем, что на сей раз это сделали открыто, ничего не стесняясь. И конкретная формула тут никакой роли не играет – за оскорбление чьих-то чувств, или за недостаточное рвение в оскорблении чьих-то чувств, или за связь с кулаком в любом смысле этого слова (в зависимости от конъюнктуры, возможны варианты).
Что касается пресловутого «Тангейзера»... Нет, давайте сначала всё-таки о Кехмане. Может показаться, что «банановый король» (с учётом выдвинутых против него обвинений) прочно сидит на крючке и вынужден выступать в «большой игре» как безотказное подставное лицо. Не факт – Кехман связан с РПЦ достаточно давно, об этом даже в Википедии прочитать можно: «спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге, был награждён несколькими орденами Русской Православной Церкви». Тем не менее, выбор Минкульта в такой ситуации выглядит более, чем странным, согласитесь. Отмечу и другое: те, кто сейчас ссылается на Следственный комитет как на источник незыблемой истины в других ситуациях не высказывали особо доверия к этой конторе (и правильно делали, между прочим). Да и недавнее увольнение, скажем, небезызвестного г-на Малобродского после финансовой проверки почему-то не вызвало у тусовочных «правдолюбов» особого ажиотажа; напротив, говорили о «больших заслугах» этого господина (см., например, http://www.forbes.ru/news/281659-vlasti-moskvy-smenili-direktora-gogol-tsentra). А уж предъявление претензий по финансовой чистоплотности с другой, так сказать, стороны, всегда встречалось тусовкой с глубоким возмущением. Это я не в защиту Кехмана (нет у меня таких планов), а к тому, насколько наша тусовка обожает двойные стандарты. Между прочим, до недавнего времени Кехман с этой тусовкой отлично ладил – в лонг-листе «Золотой маски»-2015 Михайловский театр был представлен 5 спектаклями, а оперную труппу театра в минувшем сезоне возглавлял один из тусовочных любимцев. Цитирую: «Хочу искренне поблагодарить Василия Бархатова за тот импульс, который он передал нашей оперной труппе. В репертуаре театра два его спектакля, а главное, масса перспективных идей, которые обязательно принесут плоды. И в тех очень важных для театра проектах, которые мы совсем скоро представим зрителям, немалая доля его усилий» (В.Кехман, http://mikhailovsky.ru/press/news/opera_season_to_open_without_vasily_barkhatov/). Кстати, Бархатов в Михайловском ставил, в том числе, Вагнера, только это был не «Тангейзер». Ладно, это так, к слову. Вернёмся к «Тангейзеру».
Тут опять отмечу двойные стандарты: притусовочные мальчики и девочки гневно клеймят тех, кто не видел новосибирский спектакль, но поддерживает обвинения против него. Непонятно, в сущности, лишь одно: почему нападать на спектакль, которого не видел, нельзя, а заступиться за спектакль, которого не видел, очень даже можно? Кстати, для меня тут – тот самый случай, когда ни казнить, ни миловать (или миловать) не рискну. В самом деле, были случаи, когда на «современные» постановки наезжали по делу? Да, конечно. А случаи, когда из мухи делали слона и активно спекулировали на чьих-то чувствах? Тоже были. Ну, и что тут можно сказать, не глядя, в том или ином конкретном случае? Ровным счётом ничего (если вы, конечно, не состоите в партии, которая всегда права, поскольку иначе не может быть никогда). Тем более, нынче всё упирается не в факты (как в случае, к примеру, со скандальным «спектаклем» Р.Каселлуччи), а в их интерпретацию (оскорбление или нет). Правда, замечу, что режиссёрская «кредитная история» Т.Кулябина, главного героя новосибирского скандала, особого доверия не внушает, но, как хотите, презумпция невиновности распространяется и на него тоже.
Кстати, и само обращение в суд меня тоже не вдохновляет; мало того, оно и тактически не выгодно «охранителям». Если они проиграют суд – на другой улице, понятное дело, будет праздник; если выиграют – вне зависимости от юридических закавык, пострадавшие ещё активнее будут прикидываться гонимыми, то есть используют решение суда для укрепления собственного имиджа. Беспроигрышная лотерея, а для «атакующей» стороны – цугцванг, если прибегнуть к шахматной терминологии.
Да и религиозные чувства – дело тонкое: мусульмане вправе обидеться на Вольтера, иудеям может не понравиться «Венецианский купец»... да мало ли, глядишь, датчане заявят, что у них никогда не было такого принца, и вообще «Гамлет» искажает датскую действительность и создаёт негативный образ страны в глазах мирового сообщества.
И всё же... не слишком ли рьяно ринулось на защиту «Тангейзера» театральное сообщество едва ли не в полном составе? В принципе, понятно: люди боятся идеологического диктата (проходили,знаем). Но тут возникает пара вопросов на засыпку. Прежде всего, позвольте поинтересоваться, уважаемые господа и дамы, боитесь ли вы любого диктата или только диктата РПЦ? Если речь идёт сугубо о РПЦ, то почему? откуда возник подобный эксклюзив? Ну, а если вы против любого диктата – что же вы безропотно терпите диктат маленькой околотеатральной группировки, оттягивающей на себя немалую долю дотаций на театр и навязывающих свои «тренды» громадному (в том числе зрительскому) большинству?
Говорят, товарищ Сталин как-то осведомился у одного церковного иерарха (в разных вариантах фигурируют разные имена и даже разные церкви): «И кого же Вы больше боитесь – меня или Бога?» А вы, уважаемые господа и дамы, кого боитесь-то? Неужто мелкотравчатых инквизиторов из РАПП № 2? Типа, с этими диктаторами вы уже сроднились как-то, зачем их менять на других? Не вижу логики, извините: либо вас устраивает любой диктат, либо не устраивает никакой, даже самый гипотетический. Вот с этой непременной оговоркой я готов заступиться за Мездрича (и даже, возможно, за «Тангейзер»).
А без неё...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments