dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Долгие проводы, лишние слёзы

Алексей Битов (poziloy)

Поэма Маяковского «Хорошо!», как известно, начинается строчкой: «Время – вещь необычайно длинная...». В этом смысле сегодняшний пост соответствует времени, следовательно – актуален.
Короче, хватит тянуть, пора прощаться с Капковым. Плач продолжается, но уже, похоже, понемногу стихает.
Рыдали, конечно, красиво, но особо цитировать лениво. Хотя как вот такое пропустить? «Благодаря Сергею Александровичу культуру в городе стали замечать», – изрекла С.Троценко, директор Центра Современного Искусства «Винзавод» (http://lenta.ru/articles/2015/03/10/kapkoff/). Точно! Пока не было Капкова, ни одного театра не построили, ни одной библиотеки, и вообще по московским улицам бегали орки и пожирали прохожих. Но пришёл светлый эльф Капков и всех разогнал. Круто!
Хотя, вообще-то, защитники Капкова больше упирали на то, как «изменился облик города»: парки, велодорожки, пешеходные зоны. Особенно, конечно, парки. Ладно, опустим скользкие вопросы, допустим, по Нескучному саду. Не будем заострять внимание и на финансовой части – в самом деле, парки-то делались не на капковские деньги, а на бюджетные, которые проливались на Капкова тропическим ливнем. А послали бы нашего реформатора с его запросами по пешему эротическому маршруту, как с его предшественниками случалось, – и что бы он сделал? Между прочим, на той же lenta.ru на эту пикантную деталь обратил внимание один из выступающих, К.Калачёв. Нет, поначалу он Капкова похвалил («Действительно, он сделал немало. И очень важно, что многие вещи были сделаны качественно именно потому, что Капков сам по себе человек культурный, с большим вкусом и прекрасным чувством такта»), но тут же всю малину и обделал: «Однако важно понимать, что все, что сделал Капков, было инициировано правительством Москвы и стало возможным только за счет столичных бюджетов. Об этом многие сегодня забывают из-за пиара, который Капков себе обеспечил».
Кстати, о пешеходных зонах. Во-первых, один информированный товарищ уже объявил, что пешеходные зоны – заслуга не Капкова, а его преемника: «Сегодня я узнал про назначение Кибовского. Я знаю его как большого профессионала и руководителя. Для города он сделал важные вещи: пешеходные зоны, реставрация памятников, восстановление ВДНХ, наше участие в архитектурной биеннале – Московский павильон в Венеции» (В.Церетели, директор Московского музея современного искусства – всё там же, на lenta.ru). А во-вторых, уже приводил как-то пример с пешеходной зоной между Андреевским мостом и Комсомольским проспектом: туда понавтыкали кучу фонарей, но единственный по-настоящему тёмный участок (метров 30, примерно) осветить так и не удосужились. Хотя теперь мы знаем, что виноват во всём Кибовский, а не Капков.
Но вот ведь что интересно: плакальщики по Капкову в основном упирали именно на парки и дорожки. А ведь возглавлял-то Капков не Департамент городского хозяйства и благоустройства... и даже не Департамент культуры и отдыха, а просто Департамент культуры. Значит, в любом случае судить о его работе надо бы по театрам, музеям, библиотекам, но про это плакальщики либо забывают вообще, либо упоминают в последнюю очередь. Но всё-таки иногда упоминают: «Ночь музеев», бесплатные посещения и т.д. Нет, я бы не был столь категоричен, как Г.Заславский («Бесплатное посещение музеев у меня не вызывает никакого восторга, поскольку я считаю, что за вход в музей деньги брать надо, – по традиции у нас в стране не уважают то, что достаётся бесплатно, а музейный труд и так-то нуждается в повышении престижа. А теперь – заходи, дитя малое, для тебя бесплатно... Почему?», https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10203611240954288&id=1613861036), но по ночам из всех музеев круче всего ходить в Музей восковых фигур (сколько ужастиков на эту тему, не счесть), а бесплатное посещение устанавливают вообще-то финансисты, это – их прерогатива.
А ещё говорят, что Капков превратил Москву в «европейский город». Ну, скажем честно, европеец из Капкова ещё тот – в европейских соцсетях не принято называть оппонентов «мудаками», а европейский столоначальник, пожалуй, не рискнул бы запрещать руководителям «подведомственных» учреждений культуры «давать информацию, противоречащую позиции Департамента» (знаменитый приказ Капкова № 828 от 02.11.2012, п.3.5). И по части идиотской отчётности Капков даст фору любому европейскому или советскому коллеге – каких только сведений он не требовал (к вопросу о количестве посетителей предлагались дополнения: «сколько из них посетило музей впервые?»; «сколько из них – в возрасте до 30 лет?» Право, надо быть полным идиотом, чтобы не понять: на такие вопросы отвечают от балды – а как иначе? требовать документы при входе? не пущать, пока не заполнят соответствующую анкету?)
Ну, где отчёты, там и очковтирательство, и по этой части Капков – крупный спец. К примеру, одним из показателей «эффективности» театра объявляют «процент заполняемости» зрительного зала, а для улучшения процентного показателя сокращают число «посадочных мест» – разумеется, не всем, а только особо приближённым. Ещё в начале февраля (за месяц до отставки Капкова) О.Егошина писала: «После ремонта значимо сократилось количество мест в «Гоголь-центре» и в «Электротеатре Станиславский»...
На первый взгляд кажется нелогичным настойчивое желание театров упразднить места в зрительном зале, которые являются его, театра, живыми деньгами...
Наконец, третья причина. И, на мой взгляд, основная и решающая. Среди многочисленных показателей в отчетности театра графа «заполняемость зала» является одной из важнейших. Зал заполнен наполовину и даже меньше? – тут же следуют оргвыводы. От снижения дотаций до... увольнения худрука. Так, одной из главных причин увольнения художественного руководителя Театра имени Гоголя Сергея Яшина были именно показатели по посещаемости. Надо ли удивляться, что новый худрук «Гоголь-центра» начал с сокращения мест в зрительном зале?
»
(http://www.newizv.ru/culture/2015-02-09/214549-chem-menshe-mest-tem-vyshe-pokazateli.html). Приёмчик, конечно, шулерский, но что вы хотите?
Ещё раз вернусь к посту Г.Заславского: «Очень многие решения Капкова были случайными, ни одно не выглядит как итог продуманного решения, как часть системного взгляда на проблему. Особенно – в театре. Вдруг решили соединить все детские театрики ЦАО в одно. Подумали – отменили. Реформа Центра драматургии и режиссуры и нынешнее слияние под вывеской ЦДР "Открытой сцены" и "А.Р.Т.О." – это всё совершенный волюнтаризм, с купеческим размахом. По сути – последовательное уничтожение одного театра за другим. Чехарда директоров – была бессмысленной, самое свежее назначение – Ирины Апексимовой директором Театра на Таганке – лишено каких-либо внятных обоснований, любви к театру вообще и этому конкретному в этом кадровом решении не чувствуется. О стратегии и не говорю». На мой взгляд, дело не в Апексимовой (не суть важно, Флейшер или Апексимова, Иванов-Петров-Сидоров или Забодай-Кобыла), а в... как бы это помягче... своеобразной идее «директорского театра» имени Карабаса-Барабаса; под эту схему уничтожения, кстати, Капков пытался подогнать и Таганку, и «А.Р.Т.О.», и «Открытую сцену», и ЦДР. А история с детским театром «А-Я», который сначала пытались «слить» с музыкальными и кукольными театрами, потом, типа, оставили в покое, а потом подчинили Москонцерту, замечательно иллюстрирует известное присловье: не мытьём – так катаньем.
Справедливости ради, Заславский отмечает две заслуги Капкова: во-первых, он был способен отменять собственные решения (сам поставил легендарную г-жу Морозову директором Музея Маяковского – и сам же её убрал), а во-вторых (цитирую): «Единственное кадровое решение, которое мне представляется обоснованным, – Кирилл Серебренников в "Гоголь-центре"». По Музею Маяковского – непонятно, как вообще можно было назначить директором музея подобного «специалиста»? и почему, перед тем, как снять, ей позволили разгромить Музей? за чей счёт теперь будут восстанавливать, в частности, уникальную экспозицию? Сначала назначить мясника главным хирургом, а после того, как он зарежет сколько-то пациентов, его снять – нет, простите, никакой заслуги я тут не вижу («типа, барин оказался добрым, резать передумал, земной поклон ему за это?»).
Что касается «Гоголь-центра» и «Электротеатра»... ещё раз: проблема не в назначении Серебренникова или Юхананова, а в том, что новые худруки (с подачи Капкова) уничтожили репертуарные театры. Вот случайно найденная цитата, которую я ещё не приводил: «История появления этой площадки началась с того момента, как художественным руководителем театра имени Гоголя был назначен известный провокационный режиссёр Кирилл Серебренников... примерно через месяц после своего назначения на этот пост Кирилл Серебренников объявляет о своих планах расформировать популярный российский театр с богатой историей и создать на его месте «Гоголь-центр». По его мнению, новый театр должен стать не только репертуарным, как и большинство других российских театров, но и концертным или антрепризным. То есть помещение «Гоголь-центра» должно предоставляться другим труппам и исполнителям, которые хотели бы показать на этой сцене свой спектакль или концерт. Кроме того, по словам Серебренникова, в данный центр будут активно привлекаться многие талантливые и необычные музыканты, которые будут давать здесь свои концерты. Также планируется и строительство кинотеатра для показа артхаусного кино» (http://www.vip-kassir.ru/playground/teatr-gogolya/).
Заметьте: официального решения о перепрофилировании репертуарного театра в клуб «по интересам» учредителем не принималось; сам же Капков, когда ему это понадобилось, вдруг резко вспомнил, что такое театр: «театр – это про спектакли, а кинотеатр – это про кино» (см. http://www.kp.ru/online/news/1622754/). Кстати, новый директор экс-театра на улице Казакова размышляет чуть ли не об устройстве под той же крышей вещевого рынка, но это уже – тема для отдельного разговора.
А старый директор куда делся? Ушли г.Малобродского, как известно, после финансовой проверки. Не подскажете, где опубликованы результаты этой проверки? Тем более, после удачной проверки директора, извините, не уходят так скоропалительно, а если поверяющие что-то нарыли – уж не Капков ли по-быстрому вывел его из-под удара? Как-то странно получилось, не находите?
Впрочем, Капков на голубом глазу уверяет, что он чист, и глубоко возмущён всякими клеветническими слухами: «А теперь-ка поподробнее, пожалуйста, где это у меня была нецелевочка и в чем я успел провиниться» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=794297923978783&id=100001957476250). Да, «нецелёвочка» – это круто: деньги, как девочки, бывают «целёванные» и «нецелёванные», по вкусу. Но все Ваши траты, г.Капков, на перепрофилирование того же Театра Гоголя были нецелевыми: учредителем решение о перепрофилировании официально не принималось, а значит,и права на финансирование подобных работ у Вас не было («театр – это про спектакли», и не более того).
Приведу и один из комментариев к капковскому посту: «Игорь Жуков С другой стороны, в Парке Горького действительно БЕЗУМНО дорогие кафе и рестораны, принадлежащие одному собственнику. Нет конкуренции. Повод для размышлений...» Так «целёванные» или «нецелёванные», в самом деле?
И, наконец, о том, кто и почему рыдает по Капкову. Как ни странно, ясный ответ на эти вопросы дал известный деятель совриска Ю.Самодуров: «Пожилые и не очень обеспеченные москвичи в культурной парадигме жизни столицы «по Капкову» не могут рассчитывать на многое» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=701891223263296&id=100003272747807). Ей-Богу, дело не в том, что я тоже poziloy или такой уж супер-поборник социальной справедливости. Но давайте зададимся простым вопросом: какой процент москвичей можно отнести одновременно к «молодым» и «самым обеспеченным»? Явно не слишком большой, а может быть, и вовсе – в пределах статистической погрешности. Что ж, тогда неизбежен следующий вопрос: с какого перепоя большая часть бюджетных средств уходит на обслуживание подавляющего меньшинства, к тому же – обеспеченного? И, если уж на то пошло, не являются ли подобные траты «нецелёванными» по определению?

Ну, и несколько итоговых слов. Г.Капков, безусловно, обладает двумя главными качествами модифицированного менеджера – невежеством и самоуверенностью. Но таких менеджеров у нас – пруд пруди; их хватало всегда, только раньше они назывались партфункционерами. Поэтому всё было бы относительно ничего, не обладай Капков третьим качеством: он ещё и инициативен. В сочетании с невежеством и самоуверенностью... м-да, изобретатели вакуумной бомбы нервно курят в сторонке.
Скажем честно: носитель подобной «триады» вполне способен превратить Москву в европейский город – такой, каким мог бы стать европейский город после (не приведи Бог!) ядерного взрыва. Под красочным лозунгом: «Всё во имя мутанта! Всё для блага мутанта!»
Нет, не подумайте плохого, молодые и обеспеченные – это ещё не мутанты. Но если они к тому же зомбированы... и приучены (для поддержания тонуса) к песочницам с радиоактивным наполнителем...
Жутковатая картинка, не правда ли?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments