dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

И пуговку такую Нам выбросить нельзя!

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня у нас, честно говоря, планировался выходной, но слишком большое внимание широких народных масс привлёк текст Д.Бавильского «Конкурс конкурсов". Девять пьес одного кода» (http://paslen.livejournal.com/1912635.html). Член жюри золотомасочного супер-пупер-конкурса (и член партии чуть ли не с времён Гостомысла) решил немного попиарить номинантов и выложил 9 коротких аннотаций (надо полагать, с целью привлечь внимание потенциального читателя). Доверять рекламе, как мы понимаем, не обязательно, зато, как пелось в старинной пионерской песне, «случайно иль нарочно – того не зная точно», г.Бавильский приоткрыл «карту укреплений советской стороны»: условные пьесы, отобранные для «Конкурса конкурсов», должны соответствовать определённому «коду». Нет, не обязательно все – как правило, к «своим» добавляют один или два прочих текста, чтобы партийность соискателей не так бросалась глаза, но после внеплановой победы беспартийного «Камер-юнкера Пушкина» плюрализма на конкурсе значительно поубавилось (и в выборке текстов, и в составе жюри). «Код» – ключевое слово, и код выбран самый примитивный, двоичный. Спасибо г.Бавильскому за чистосердечное признание... или, может быть, за прокол (как прокололся на потерянной пуговице с ненашенскими буквами тот самый песенный шпион).
Впрочем, отборщик П.Руднев решительно отверг намёк на тенденциозность: «Это чудовищно оскорбительно... в представленных текстах есть другие достоинства... Тексты подбираются потому, что они талантливы... не наша вина, что поколение современных литераторов пессимистично... чудовищно оскорбительно и чудовищно не уважительно... То есть ты утверждаешь, что литератор пишет пьесы для того, чтобы понравится отборщикам?... По-моему, считать так – это не уважать ни себя, ни других...» (из комментариев, https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10203822420022719). Обратите внимание: три «чудовищно» и дважды про уважение. Ну-ну.
И, наконец, решающий довод (типа, последний аргумент голых королей): «Я за свою селекцию отвечаю своим именем и своей репутацией, которую формируешь десятилетиями, а потерять можно за один неосторожный шаг. И бьют меня за мою селекцию жестоко, каждый день и по лицу». Пожалуй, это я тоже комментировать не буду, чтобы не отвечать потом каждым километром своей осиной талии...
Как ни странно, несколько комментаторов, достаточно близких к «новой драме», попытались робко возразить: дескать, что греха таить, тенденция у конкурсных «отборщиков» всё-таки прослеживается. Насколько аккуратны в формулировках старались быть оппортунисты, хорошо видно из комментария О.Погодиной-Кузминой: «Если достаточно долго отбирать и награждать депрессивные пьесы, то молодые драматурги и не будут писать ничего другого». Узнаёте первоисточник? Ну, как же! «если слишком долго держать в руках раскаленную докрасна кочергу, в конце концов обожжешься». И ещё оттуда же: «если разом осушить пузырек с пометкой "Яд!'', рано или поздно почти наверняка почувствуешь недомогание». Как-то так, да.
Понятно, защитники новодрамской «чернухи» не обошлись без всегдашней крапленой карты: дескать, практически вся русская (и не только русская) литература – сплошная чернуха (Гоголь, Достоевский, Толстой... Бабель... Сухово-Кобылин, Островский, Горький... Олби, Уилльямс, Петрушевская, Володин...) Ну, опять враньё: литература может быть сколь угодно мрачной, но для литературы главное – «кто?», а не «что?»; демонстрация пресловутых «свинцовых мерзостей» ни в коей мере не является самоцелью. И на Гоголя, извините, неча пенять, коли писанина крива.
Ещё одна небезынтересная тема, некстати затронутая одним из комментаторов: «Григорий Каковкин ... вопрос не только "про что", но и как написано.... Не в том беда, что нет позитива, а в том, что нет мыли глубокой, раздумья и всместо мысли – социальность, публицистичность прет». Вопрос «как» (а в искусстве он главный, сколько бы РАППовцы этого ни отрицали) в новой драме предпочитают не обсуждать, это, с их точки зрения, неприличнее, чем высморкаться в хозяйскую скатерть. И силлогизм тут выстраивается весьма непритязательный: великие писатели писали о негативе, следовательно все, кто пишет о негативе, – великие писатели. Замечательно! все, кто курит, смертны – значит, все, кто смертны, курят.
Впрочем, в большинстве случаев объяснять что-либо членам партии-секты абсолютно бессмысленно – с них, как с гуся вода, встряхнутся – и снова за свои мантры. Надоело вспоминать «Обитаемый остров», честное слово, но никуда ни деться – что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем ( а у «новаторов» – тем более нет).
Забавный пример: автор цикла рекламных аннотаций г.Бавильский привык к месту и не к месту цитировать Пушкина: «Ты сам свой высший суд». Бывало, оппоненты пытались обратить внимание цитирующего на то, что Пушкин говорит не обо всяком, но лишь о взыскательном художнике (м-да, видали мы таких взыскательных в «новой драме»)... мало того, однажды в ответ г.Бавильскому привели другую цитату и предложили не забывать и об этом: «Мне не смешно, когда маляр негодный / Мне пачкает мадонну Рафаэля...» (речь шла о богомоловском «Годунове»); Бавильский, вроде бы, был слегка обескуражен, но всё проходит, и это пройдёт, и вскоре он, как ни в чём не бывало, вернулся к привычным мантрам. Вот и на сей раз не удержался: «Дмитрий Бавильский ... Пушкин учил судить драматического (именно драматического!!!) художника по законам им самим над собой принятым, поэтому описывая свои впечатления, я старался уходить от оценок».
Но вернёмся к Рудневу. Ещё одно откровение этого крупнейшего знатока драматургии: «Писатель пишет кровью, говорит о том, что болит, не взирая на конъюктуру». Кто бы сомневался, и Софронов, и Суров, и Пряжко, и иже с ними писали и пишут исключительно кровью. Точнее, если верить старой легенде, подписывали и подписывают свои договора самыми подходящими для подобных случаев чернилами. Руднев ведь у нас верит в нечистую силу, не так ли? В всяком случае, в Бога он нынче уверовал – правда, весьма по-своему: «Не ссать – вот главный мессидж Господа.
Хватит дрочить, – говорит Господь, пора начать любить кого-то другого, кроме самого себя
» (пост недавний, от 13 марта, https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10203795063618826). Судя по лексике, пришёл к Рудневу какой-то мужик в наколках и назвался главным по нашим краям; в общем, наколол он наивного Руднева по самое не хочу; нельзя быть таким доверчивым, Павел Андреевич, а тем более – когда речь идёт о соглашении, подписываемом кровью, причём попытка подменить кровь другой жидкостью из того же организма пресекается на корню: «Не ссать!».
А вообще-то – что-нибудь одно: либо «Хватит дрочить», либо можно не ссать и продолжать любить самого себя как самого ближнего своего.
Вне конкурса.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments